Дело № 2-171/2014
 

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    03 сентября 2014г.       р.п. Варнавино
 

    Варнавинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Христич С.Б. при секретаре Кожевниковой Г.А., с участием помощника прокурора Варнавинского района Нижегородской области Владимирова А.А., представителя ответчика - Варнавинской поселковой администрации Нижегородской области Возовой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Варнавинского района Нижегородской области в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к администрации р.<адрес> об обязании произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, находящейся по адресу: <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,6 км, в соответствии с требованиями закона Нижегородской области от 04 декабря 2008г. № 157-З «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования от 05 февраля 1982г. ВСН 1-83, утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР; обязании администрацию р.<адрес> направить сведения по дороге протяженностью 0,6 км, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес> в
Федеральное дорожное агентство для формирования Единого
государственного реестра автомобильных дорог, а также присвоить
данной дороге идентификационный номер.
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Варнавинского района Нижегородской области обратился в Варнавинский районный суд Нижегородской области с иском к ответчику об обязании произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, находящейся по адресу: Нижегородская область, Варнавинский район, р.п. Варнавино, ул. Лесная, протяженностью 0,6 км, в соответствии с требованиями закона Нижегородской области от 04 декабря 2008г. № 157-З «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в <адрес>» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР; обязании администрацию р.<адрес> направить сведения по дороге протяженностью 0,6 км, расположенной по адресу: Нижегородская
область, <адрес>, р.<адрес> в
Федеральное дорожное агентство для формирования Единого
государственного реестра автомобильных дорог, а также присвоить
данной дороге идентификационный номер.
 

    В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой района проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в сфере дорожной деятельности и автомобильного транспорта на территории района.
 

    В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГг. проверки установлено, что постановлением администрации рабочего поселка Варнавино Варнавинского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории р.<адрес>» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории р.<адрес>.
 

    Так, в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения включена дорога протяженностью 0,6 км, расположенная по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
 

    Кроме того, в ходе проверки установлено, что дорога по <адрес>, р.<адрес>, не имеет технического паспорта автомобильной дороги, кроме того, владельцем автомобильной дороги общего пользования, необходимые сведения в Федеральное дорожное агентство для формирования Единого государственного реестра автомобильных дорог, не предоставлены, а также данной дороге не присвоен идентификационный номер.
 

    Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильных дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, в связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Таким образом, администрацией р.<адрес> не проведена паспортизация автомобильной дороги, которую она должна проводить как собственник в лице органа местного самоуправления администрации муниципального образования, осуществляющего от имени муниципального образования полномочия собственника.
 

    В судебном заседании прокурор <адрес> исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
 

    Представитель ответчика - Варнавинской поселковой администрации Нижегородской области Возова М.В.с исковыми требованиями прокурора Варнавинского района согласилась, просила суд предоставить срок для исполнения решения суда.
 

    Суд, выслушав стороны, изучив и проанализировав материалы дела, как в отдельности, так и в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующему.
 

    В силу пункта 9 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
 

    Согласно части 8 статьи 6 Федерального Закона № 257 к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
 

    В силу ч. 1 ст. 8 Закона Нижегородской области от 04 декабря 2008г. № 157-З «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» автомобильные дороги общего пользования в Нижегородской области подлежат обязательному учету.
 

    Учет автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется в порядке, определяемом органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.
 

    Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм от 05 февраля 1982г. ВСН 1-83 утвержденных Министерством автомобильных дорог РСФСР определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
 

    Кроме того, согласно п. 1.2 (ВСН 1-83) техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
 

    Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
 

    Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
 

    Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
 

    При этом статья 17 Федерального Закона № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
 

    Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
 

    Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012г. № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
 

    В подпункте 4 пункта 9 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
 

    Кроме того, согласно ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
 

    Несение расходов на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и содержание дорог, и дорожных сооружений, таким образом, является обязанностью самого собственника, а не государственным полномочием, передача которого должна осуществляться в специальном порядке. Отсутствие паспортов дорог и необходимость их составления специализированной организацией не освобождает собственника от принятия мер для осуществления паспортизации дорог, включая и несение соответствующих расходов.
 

    Согласно части 5 статьи ст. 10 Федерального закона № 257-ФЗ в случае ввода в эксплуатацию автомобильной дороги или изменения сведений об автомобильной дороге, указанных в части 4 настоящей статьи, владелец автомобильной дороги, физическое или юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, в тридцатидневный срок со дня ввода автомобильной дороги в эксплуатацию или со дня изменения таких сведений обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, новые сведения об автомобильной дороге для их внесения в реестр.
 

    В силу пункта 2 Правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 07.02.2007 № 16 идентификационные номера присваиваются автомобильным дорогам:
 

    федерального значения - Федеральным дорожным агентством;
 

    регионального или межмуниципального значения - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
 

    поселений - органами местного самоуправления поселений;
 

    муниципальных районов - органами местного самоуправления муниципальных районов;
 

    городских округов - органами местного самоуправления городских округов;
 

    частной и иной формы собственности - юридическими или физическими лицами, владеющими автомобильными дорогами на праве собственности.
 

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
 

    В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд может установить в решении суда срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ.
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора Варнавинского района Нижегородской области в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к администрации р.<адрес> о понуждении к совершению действий удовлетворить.
 

    Обязать администрацию р.п. Варнавино произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, находящейся по адресу: <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,6 км, в соответствии с требованиями закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг. № 157-З «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в <адрес>» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования от ДД.ММ.ГГГГ ВСН 1-83, утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР.
 

    Ообязать администрацию р.<адрес> направить сведения по дороге протяженностью 0,6 км, расположенной по адресу: <адрес>, р.п. <адрес> в Федеральное дорожное агентство для формирования Единого государственного реестра автомобильных дорог, а также присвоить данной дороге идентификационный номер.
 

    В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации р.п. Варнавино Варнавинского муниципального района Нижегородской области срок до ДД.ММ.ГГГГг., в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Варнавинский районный суд <адрес>.
 

    Судья         С.Б. Христич
 

    Копия верна:
 

    Судья     С.Б. Христич