Дело № Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

 

    ДД.ММ.ГГГГ
 

г. Тутаев Ярославской области
 

    Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
 

    председательствующего судьи Соколовой Н.А.,
 

    при секретаре Ульяновой Т.В.,
 

    с участием:
 

    представителя истца Исаченко А.Н.,
 

    представителя ответчика и третьего лица Быстроумова И.А.,
 

    представителя третьего лица Шаровой А.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уткиной И.Г к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о предоставлении мер социальной поддержки,
 

установил:
 

    Уткина И.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области с иском, в котором, с учетом уточнения требований, просила суд обязать ответчика предоставлять ей меры социальной поддержке по оплате теплоснабжения и освещения, возместить понесенные расходы по оплате отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, по оплате за электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты>.
 

    В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты> в должности старшей медицинской сестры. Проживает в поселке <адрес> в трехкомнатной квартире, принадлежащей на праве собственности. Ранее как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности получала меры социальной поддержки – бесплатно пользовалась жилым помещением с отопление и освещением. Ответчиком данная социальная поддержка ей не оказывается, чем нарушено ее право. Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации. На основании ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от ДД.ММ.ГГГГ № 5487-1, п. 21 Постановления ЦК КПСС Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» от ДД.ММ.ГГГГ, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей пользовались правом на бесплатное жилье с отоплением и освещением. В зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности организации здравоохранения должен определятся в настоящее врем уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников. Согласно действующему в ДД.ММ.ГГГГ Закону Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № 62-з «О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, работающих поселках и малых городах <адрес>», соответствовавшему ст. ст. 2. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области были наделены правом устанавливать меры социальной поддержки работников муниципальных учреждений. Перечень категорий работников, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 595, в полной мере аналогичен Перечню, утвержденному во исполнение вышеуказанного закона <адрес> постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 248 «О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малыхгородах <адрес>», в котором должность медицинской сестры образовательного учреждения имелась. Действующий в настоящее время «Социальный кодекс <адрес>» также не запрещает органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес> принимать акты, содержащие нормы социального законодательства (статья 2). Как следует из положений статьи 43 Социального кодекса ЯО работники государственных организаций, работающие и проживающие в сельской местности, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
 

    Истица Уткина И.Г. в судебное заседание не явилась, ее интересы в суде представляла представитель по доверенности Исаченко А.Н.
 

    Представитель истца Исаченко А.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
 

    Представитель ответчика и третьего лица Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области и Департамента образования Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области Быстроумов И.А. в суде уточненные исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
 

    Из отзыва следует, что истец в обоснование иска ссылается на утратившие силу правовые акты. В соответствии со ст. 2 Социального кодекса Ярославской области органы местного самоуправления наделены правом устанавливать меры социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств местного бюджета. Указанное положение Социального кодекса является правом органа местного самоуправления, а право есть ничто иное, как возможность лица, разрешенный ему способ действия, но ни в коем случае право не является обязанностью лица и не может принуждать его к совершению определённых действий. Реализуя вышеуказанное право, постановлением главы Тутаевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № за должностью, занимаемой истцом (медицинская сестра образовательного учреждения), была закреплена мера социальной поддержке по возмещению расходов за коммунальные услуги. Однако постановлением Администрации Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ постановление № признано утратившим силу. Признание постановления № утратившим силу, вопреки мнению истца, является правомерным, поскольку само предоставление указанной меры социальной поддержки является правом органа местного самоуправления, а отказ от реализации своего права незаконным быть не может. Ссылка на Постановление Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № 738-п также не является оправданной, поскольку данное Постановление закрепляет меры социальной поддержки государственных образовательных учреждений Ярославской области. Детский сад № «Дюймовочка» является муниципальным образовательным учреждением, поэтому применение норм для государственных образовательных учреждений в отношении него даже по аналогии не допускается. Отмечает, что требование истца не может быть удовлетворено и по той причине, что Администрация Тутаевского муниципального района в соответствии с решением о бюджете Тутаевского муниципального района не наделена полномочиями по оказанию мер социальной поддержки населению.
 

    Представитель третьего лица Департамента труда и социального развития Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области Шарова А.С. исковые требования не признала, пояснив, что нарушений прав истицы органом местного самоуправления допущено не было.
 

    Аналогичная позиция изложена и в письменных возражениях Департамента труда и социального развития Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области.
 

    Третье лицо - Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области представителя в суд не направил, представил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также отзыв на исковое заявление, из которого следует, что порядок и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включая работников системы образования, на территории Ярославской области определен Законом ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в соответствии со ст.2 которого назначение и выплата компенсации осуществляется на основании письменного заявления гражданина органом (учреждением) социальной защиты населения по месту его постоянного или преимущественного проживания или временного пребывания, за исключением работников государственных учреждений ЯО, работающих и проживающих в сельской местности, которым предоставление компенсации осуществляется по месту работы. В соответствии со ст. 1 Закона компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг выплачивается гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом ЯО от ДД.ММ.ГГГГ «Социальный кодекс Ярославской области» и гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом (в случае наделения органов государственной власти ЯО полномочиями РФ по предоставлению указанных мер социальной поддержки). К категориям граждан, которым предоставляются компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с Законом ЯО относятся: ветераны труда, реабилитированные лица, члены их семей, многодетные семьи, приемные семьи, работники государственных организаций, работающие и проживающие в сельской местности, и пенсионеры из их числа, педагогические работники, в том числе муниципальных учреждений. К государственным организациям, в соответствии со «Социальным кодексом Ярославской области» относятся организации, созданные органами государственной власти Ярославской области с виде государственного учреждения социального обслуживания населения, государственного учреждения культуры, государственного образовательного учреждения, государственного ветеринарного учреждения, государственного учреждения здравоохранения или иной организации государственной системы здравоохранения. Департамент труда и социальной поддержки населения ЯО не является органом, уполномоченным на решение вопросов о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении категорий граждан, к которой относит себя истец. Решение оставил на усмотрение суда.
 

    Третье лицо – Администрация Константиновского сельского поселения в судебное заседание представителя не направила, представила отзыв, где возражений по иску не высказывала.
 

    Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
 

    Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
 

    Судом установлено, что Уткина И.Г. работает в должности стращай медицинской сестры в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
 

    Из выписки из домовой книги квартиросъемщика от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельствам о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Уткина И.Г. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
 

    На основании ст. 1 Закона Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) выплачивается: 1) гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области»; 2) гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральными законами (в случае наделения органов государственной власти Ярославской области полномочиями Российской Федерации по предоставлению указанных мер социальной поддержки).
 

    В статье 2 указанного Закона определено, что назначение и выплата компенсации осуществляется на основании письменного заявления гражданина, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Закона, органом (учреждением) социальной защиты населения по месту его постоянного или преимущественного проживания или временного пребывания, за исключением: 1) работников государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, которым предоставление компенсации осуществляется по месту работы; 2) приемных семей, которым предоставление компенсации осуществляется уполномоченным органом в сфере образования по месту постоянного или преимущественного проживания приемной семьи. В случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, назначение и выплата компенсации осуществляется органами местного самоуправления (муниципальными учреждениями), реализующими переданные полномочия.
 

    К категориям граждан, которым предоставляются компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с Законом ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» относятся: ветераны труда, реабилитированные лица, члены их семей, многодетные семьи, приемные семьи, работники государственных организаций, работающие и проживающие в сельской местности, и пенсионеры из их числа, педагогические работники, в том числе муниципальных учреждений (ст. 72).
 

    В соответствии со ст. 5 Закона ЯО от ДД.ММ.ГГГГ N 65-з «Социальный кодекс Ярославской области», государственная организация Ярославской области (далее - государственная организация) - организация, созданная органами государственной власти Ярославской области в виде государственного учреждения социального обслуживания населения, государственного учреждения культуры, государственной образовательной организации, государственного ветеринарного учреждения, государственного учреждения здравоохранения или иной организации государственной системы здравоохранения.
 

    Проанализировав указанные нормы закона, суд приходит к выводу, что предоставление мер социальной поддержки истице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было регламентировано именно постановлением Главы Тутаевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочем поселке Константиновский Тутаевского муниципального округа Ярославской области», где в перечне работников образовательных учреждений в подразделе «другие специалисты и учебно-вспомогательный материал» была включена должность истицы (медицинская сестра).
 

    При разрешении данного спора судом не установлено нарушений прав истицы со стороны Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в связи с признанием утратившем силу постановления Главы Тутаевского муниципального округа от 19 мая 2005 года № 595 «О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочем поселке Константиновский Тутаевского муниципального округа Ярославской области», которое вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ни федеральным законом, ни законом субъекта РФ, меры социальной поддержки работникам образовательных муниципальных учреждений, не связанных с учебной деятельностью, предусмотрены не были.
 

    Таким образом, предоставление мер социальной поддержки истице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было правом, а не обязанностью Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области.
 

    Ссылка истицы на предоставление мер социальной поддержки сотрудникам государственных учреждений не состоятельна, так как она трудоустроена в муниципальном учреждении. В настоящее время законодателем не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истице.
 

    Не соглашается суд с доводами представителя истца о том, что ранее вынесенные судебные решения имеют преюдициальное значение для разрешения этого спора, так как судом рассматривались иски истицы Уткиной И.Г. по другим временным периодам.
 

    С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного иска.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
 

 

решил:
 

    В удовлетворении иска Уткиной И.Г отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
 

    Судья Н.А.Соколова