Дело № 2-161/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    с. Солтон                                                                                       «24» сентября 2014 года
 

    Солтонский районный суд Алтайского края в составе:
 

    председательствующего Илларионова С.А.
 

    при секретаре Дегтяревой Е.Ф.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Похорукова <данные изъяты>, Похоруковой <данные изъяты>, Похорукова <данные изъяты> к администрации Солтонского района Алтайского края об установлении факта проживания в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения,
 

У С Т А Н О В И Л :
 

    Похоруков В.В., Похорукова Н.В. и Похоруков А.В. обратились в Солтонский районный суд Алтайского края с иском к Администрации Солтонского района Алтайского края, в котором просили установить факт их постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации - дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года в жилом помещении, расположенном по адресу:<адрес>; признать за ними право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения, расположенного по указанному выше адресу, в результате чрезвычайной ситуации - дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года, и возложить на Администрацию Солтонского района Алтайского края обязанность включить их в список граждан, лишившихся жилого помещения, нуждающихся в получении государственных жилищных сертификатов, в результате дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года.
 

    В обоснование заявленных исковых требований указали, что Похоруков В.В., Похорукова Н.В. и Похоруков А.В., вялясь членами одной семьи с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно проживают в <адрес>, ФИО9 <адрес> ФИО8 края по <адрес>. Однако в указанном жилом помещении они не зарегистрированы, имея регистрацию по месту жительства в том же населенном пункте по адресу: <адрес>, Похоруков В.В. с ДД.ММ.ГГГГ года, Похорукова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ и Похоруков А.В. с ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    В результате паводковых дождей, прошедших в конце мая - начале июня 2014 года <адрес>, расположенная в жилом <адрес> в <адрес>, ФИО9 <адрес> ФИО8 края была затоплена паводковыми водами, в связи с чем на основании заключения межведомственной комиссии при администрации Солтонского района Алтайского края вышеуказанный жилой дом был признан непригодным для проживания.
 

    Похоруков В.В., Похорукова Н.В. и Похоруков А.В. обратились в Межведомственную комиссию о признании пригодными (непригодными) для проживания жилых помещений в селах Новая Ажинка, Сайдып, Усть-Куют, о включении их в список граждан, лишившихся жилого помещения, нуждающихся в получении государственных жилищных сертификатов, в результате дождевого паводка на территории ФИО8 края в мае-июне 2014 года. Однако указанной комиссией ДД.ММ.ГГГГ было вынесены решения № 618, 619 и 620 об отказе во внесении ФИО4, ФИО3 и ФИО5 в список граждан, лишившихся жилого помещения, нуждающихся в получении государственных жилищных сертификатов, в результате дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года, в связи с тем, что у последних отсутствует регистрация по месту жительства в жилом доме, включенном в реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
 

    С указанными решениями Комиссии истцы не согласны, так как Конституцией РФ закреплено право гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства.
 

    Полагают, что вынесенные Комиссией отказы во включении их в Список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, по причине отсутствия регистрации в доме, в котором они фактически проживали на момент чрезвычайной ситуации, и которого в результате последней были лишены, лишает их права на получение помощи в приобретении жилого помещения, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 года № 561, в том числе противоречит позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
 

    Иного жилья, кроме утраченного в результате чрезвычайной ситуации, у них как членов одной семьи не имеется, в связи с чем в настоящее время они вынуждены проживать в том же населенном пункте по адресу: <адрес>.
 

    В ходе подготовки дела к судебному заседанию к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Алтайского края, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации последствий стихийных бедствий, управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
 

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года, занесенным в протокол предварительного судебного заседания Администрация Алтайского края переведена в число третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в связи с реорганизацией, произведенной на основании Указа Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 года (в ред. от 26.05.2014 года               № 58) заменено Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике исключен из числа лиц, участвующих в деле.
 

    В судебном заседание истцы Похоруков В.В., Похорукова Н.В. и Похоруков А.В. заявленные требования поддержали в полном объеме, по основаниям указанным в иске, пояснив, что они являются членами одной семьи и проживали на момент затопления в принадлежащем Похорукову В.В. и Похоруковой Н.В. на основании договора приватизации <адрес> в <адрес>, ФИО9 <адрес> ФИО8 края. В указанном жилом помещении Похоруков В.В., Похорукова Н.В. и Похоруков А.В. проживают постоянно с ДД.ММ.ГГГГ года. Поскольку ранее, до предоставления им в пользование вышеуказанной квартиры были зарегистрированы в <адрес>, в <адрес> - по месту жительства родителей Похорукова В.В., то после заключения договора приватизации и вселения в <адрес> в <адрес>, ФИО9 <адрес> не стали изменять регистрацию по месту жительства. Регистрация их сына ФИО5 также была произведена по указанному выше адресу в 2001 году. Также указали, что ни кто из истцов не является членами семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО9 <адрес> ФИО8 края <адрес>. Истцы являются членами одной семьи, ведут совместное хозяйство, иного жилого помещения в собственности как все вместе, так и каждый в отдельности не имеют.
 

    Представитель Администрации Солтонского района Алтайского края ФИО11, действующий на основании доверенности в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотнения дела по существу извещен надлежащим образом. В предварительном судебном заседании пояснил, что разрешение исковых требований Похорукова В.В., Похоруковой Н.В. и Похорукова А.В. оставляет на усмотрение суда, указав, что основанием для отказа во включении истцов в Список граждан для получения жилищного сертификата послужило отсутствие у последних регистрации по месту жительства в жилом помещении, признанном непригодным для проживания в результате дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года. Между тем, семья Похоруковых постоянно на протяжении последних 20 лет проживает в <адрес> в <адрес>, ФИО9 <адрес> ФИО8 края. Указанный дом принадлежит Похорукову В.В. и Похоруковой Н.В. на основании договора приватизации, а их сын Похоруков А.В. имеет право пользования указанным жилым помещением как член семьи собственников.
 

    Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Алтайского края, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края своевременно уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается расписками в материалах дела, в судебное заседание не явились, письменно и телефонограммой просят рассмотреть дело в их отсутствие, что в соответствие со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие.
 

    Суд, заслушав объяснения истцов, огласив показания представителя ответчика и свидетелей, данных в предварительном судебном заседании, исследовав письменные доказательства, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ в части того, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, приходит к следующим выводам.
 

    Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Это конституционное положение получило развитие в текучем гражданском и жилищном законодательстве.
 

    Исходя из п. 4 ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящихся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
 

    В силу положений ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
 

    В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
 

    В силу положений п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    Во исполнение приведенной нормы и целей оказания помощи в приобретении жилья гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, 07.06.1995 года Правительством РФ издано Постановление № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».
 

    В соответствии с п. 1, 2 данного Постановления признано необходимым выпустить ГЖС для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
 

    Пунктом 2 - 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 года № 561), утвержденного МЧС РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ № 916 от 27.07.1995 года, предусмотрено, что в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации. Для включения в списки пострадавших, граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
 

    - заявление о выдаче государственного жилищного сертификата,
 

    - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу,
 

    - справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
 

    Следовательно, из совокупности вышеуказанных правовых норм усматривается, что, жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным пригодным для проживания, в связи с чем подлежат установлению два юридически значимых обстоятельства:
 

    - регистрация заявителей в утраченном жилом помещении;
 

    - их постоянное проживание в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
 

    Таким образом, одним из требований, которые законодатель предъявляет к получателю государственного жилищного сертификата, является наличие факта его постоянного проживания на территории населенного пункта, попавшего в зону стихийного бедствия. Доказательством такого факта по общему правилу, является справка органов местного самоуправления, подтверждающая факт того, что граждане лишились жилья в результате стихийных бедствий, то есть, тем самым органов местного самоуправления, на основании имеющейся у них информации, подтверждают, что гражданин имел жилье (постоянно проживал) на территории указанного населенного пункта, и оно было утрачено в результате стихийного бедствия.
 

    Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата только тем гражданам, которые имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате стихийного бедствия.
 

    Согласно абз. 1 -3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации осуществляется по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
 

    Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
 

    Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
 

    Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 года № 813 « Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» гражданин изменивший место жительства обязан не позднее 7 дней со дня пребывания на новое место жительства обратиться к должностным лицам ответственным за регистрацию и предоставить документы.
 

    Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные, иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
 

    Из правовой позиции, изложенной в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что вопросы признания лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения является проживающий совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение членами его семьи достаточно установление только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
 

    При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются в частности взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
 

    В судебном заседании установлено, что в связи с обильными осадками, выпавшими в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй. В Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и                   г. Бийске уровни воды в реках превысили критические отметки.
 

    Постановлением администрации Алтайского края от 29.05.2014 года № 245 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с 29.05.2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 

    Согласно постановлению главы Администрации Солтонского района Алтайского края от 29.05.2014 года № 336 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории района» в результате выпадения осадков и резкого повышения уровня воды в реке Бия, началось подтопление жилых домов в <адрес>, в следствие чего на территории Солтонского района Алтайского края введен режим «Чрезвычайной ситуации».
 

    Постановлением главы Администрации Солтонского района Алтайского края от 30.07.2014 г. № 438 был утвержден реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Солтонского района. В указанный реестр включен жилой <адрес> в <адрес>, ФИО9 <адрес> ФИО8 края.
 

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что вышеуказанный жилой дом попал в зону затопления, был поврежден, в связи с чем признан непригодным для дальнейшего проживания.
 

    ДД.ММ.ГГГГ Похоруков В.В. и в интересах членов своей семьи Похоруковой Н.В. и Похоруков А.В. обратился в администрацию Солтонского района Алтайского края с заявлениями о включении их в список граждан, лишившихся жилого помещения, нуждающихся в получении государственных жилищных сертификатов, в результате дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года.
 

    ДД.ММ.ГГГГ администрацией Солтонского района Алтайского края были вынесены решения № 618, 619 и 620 об отказе во внесении Похорукова В.В., Похоруковой Н.В. и Похорукова А.В. соответственно в список граждан, лишившихся жилого помещения, нуждающихся в получении государственных жилищных сертификатов, в результате дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года, в связи с тем, что у последних отсутствует регистрация по месту жительства в жилом доме, включенном в реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
 

    Согласно представленного истцами Похоруковым В.В. и Похоруковой Н.В. договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (договор приватизации) <адрес> в <адрес>, была передана им в совместную собственность.
 

    Из ответа, полученного по запросу суда из ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» Солтонский производственный участок, сведения на объект недвижимости (жилой дом) по адресу:<адрес> зарегистрированы за Похоруковым В.В. и Похоруковой Н.В. Основание - договор передачи в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    Согласно сведениям, поступившим по запросу суда из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - <адрес> <адрес> края, как и информация о правах Похорукова В.В., Похоруковой Н.В. и Похорукова А.В. на объекты недвижимого имущества (л.д. 51-54).
 

    Из представленного истцом Похоруковым А.В. свидетельства о рождении, выданным Карабинским сельским Советом ФИО9 <адрес> <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ сер. №, следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ФИО8 края, его родителями являются Похоруков В.В. и Похорукова Н.В. также указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время постоянно проживает со своими родителями в <адрес> края, ведет с ними общее хозяйство, несет бремя содержания данного жилого помещения. Иного жилья кроме утраченного в период паводка 2014 года ни он, ни члены его семьи - Похоруков В.В. и Похорукова Н.В. не имеют. Регистрацию в указанной квартире не имеет в связи с тем, что и его мать и отец ранее, до передачи квартиры им в собственность, также были зарегистрированы в доме его бабушки по <адрес>.
 

    В соответствии со ст. 3 Закона РСФСР от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», действующим в редакции на момент заключения договора приватизации, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
 

    По состоянию на дату заключения оспариваемого договора передачи квартиры в собственность, несовершеннолетние в договор передачи не включались, согласие органов опеки и попечительства также не требовалось, поскольку до внесения изменений в ст. 2 вышеуказанного Закона РСФСР (ФЗ № 26 от 11.08.1994 года) участие несовершеннолетних детей в приватизации жилых помещений не являлось обаятельным.
 

    Таким образом, на момент заключения договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ года, права и законные интересы несовершеннолетнего Похорукова А.В. осуществляли его родители как законные представители.
 

    Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24 августа 1993 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    Из правовой позиции, изложенной в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8, следует, что поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами его семьи, согласно ст. 53 ЖК РСФСР имеют равные права, вытекающие из договора найма, то они в случае бесплатной приватизации занимаемого жилого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.
 

    С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что на момент паводка, произошедшего в <адрес>, ФИО9 <адрес> в конце мая, начале июня 2014 года Похоруков А.В. на законном основании проживал в признанном непригодном для проживания жилом помещении как член семьи собственников данного жилого помещения и имел равное с ними право на пользования утраченной квартирой.
 

    В судебном заседании истцы Похоруков В.В., Похорукова Н.В. пояснили, что они на основании договора приватизации являются собственниками <адрес> в <адрес>, ФИО9 <адрес> ФИО8 края, проживают в данной квартире вместе со своим сыном Похоруковым А.В. постоянно с 1989 года (предоставлена в пользование совхозом «<данные изъяты>»). До момента предоставления им в пользование данного жилого помещения проживали в доме родителей мужа по <адрес>, где и были зарегистрированы с начала 80 годов прошлого века. Поскольку населенный пункт, где они постоянно проживаю последние тридцать лет, небольшой, а жилой <адрес> в <адрес> находится в непосредственной близости от <адрес> в <адрес>, проживающие в селе граждане знают друг друга, то они не стали изменять место своей регистрации. Также указали, что с 1989 года они и их сын не имеют права пользования квартирой № в <адрес> в <адрес>, поскольку с указанного времени проживали в принадлежащей им квартире, признанной непригодной для проживания после паводка, произошедшего в конце мая, начале июня 2014 года, членами семьи ФИО19 не являются, однако в настоящее время в виду отсутствия другого жилого помещения для проживания ФИО20. пустила их в свой дом.
 

    Указанные выше обстоятельства в судебном заседании подтвердили свидетели ФИО13 ФИО14, пояснившие, что семья Похоруковых более двадцати лет постоянно проживает в <адрес> в <адрес>, ФИО9 <адрес> ФИО8 края. Пахоруковы живут одной семьей, ведут общее хозяйство. Их сын Похоруков А.В. с момента рождения и по настоящее время проживает с родителями, иного жилья не имеет, ведет с родителями совместное хозяйство. О фактическом месте регистрации Похоруковых до момента наводнения ни чего не знали.
 

    Из представленных администрацией Ненинского сельсовета Солтонского района Алтайского края выписок из похозяйственной книги следует, что Похоруков В.В.,              Похорукова Н.В. и Похоруков А.В. с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время фактически проживают по адресу: <адрес> 1989 года (основание (п/х книга № ДД.ММ.ГГГГ-2014 г.г., лиц. счет № 420).
 

    Также в материалах дела имеется справка, выданная УУП ПП по Солтонскому району МУ МВД России «Бийское» майором полиции ФИО15, согласно которой                Похоруков В.В., Похорукова Н.В. и Похоруков А.В. фактически проживают по вышеуказанному адресу с 1989 года.
 

    С учетом вышеизложенного, суд, оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь положениями ст. 67 ГПК РФ считает, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт постоянного проживания Похорукова В.В., Похоруковой Н.В. и Похорукова А.В., в том числе на момент чрезвычайной ситуации - дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года в жилом помещении, расположенном по адресу:<адрес>.
 

    Согласно акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенного Межведомственной комиссией, назначенной Постановлением администрации Солтонского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> в <адрес> края признан непригодным для проживания в результате произошедшего в 2014 году подтопления, в ходе которого вода поднималась до 2-х метров снаружи здания.
 

    На основании заключения № от 07.2014 года Межведомственной комиссией в силу п. 36 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, <адрес> в <адрес> края признана непригодной для проживания.
 

    Поскольку в результате паводка данное жилое помещение признано непригодным для проживания в установленном порядке, истцы Похоруков В.В., Похорукова Н.В. и               Похоруков А.В. утратили в результате чрезвычайной ситуации единственное жилое помещение, то с учетом изложенных выше правовых норм у них возникло право на получение государственного жилищного сертификата как лиц, утративших единственное жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации.
 

    Также в судебном заседании установлено, что после признания <адрес> в <адрес> непригодным для проживания в результате паводка 2014 года истцы Похоруков В.В., Пахорукова Н.В. и Похоруков А.В. обращались в администрацию Солтонского района Алтайского края с заявлениями о включения в списки пострадавших граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, однако в удовлетворении последних им было отказано в связи с отсутствием у них регистрации в жилом помещении, включенном в реестр жилых помещений, признанных непригодным для проживания в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Солтонского района Алтайского края.
 

    Таким образом истцами соблюден установленный порядок обращения в органы исполнительной власти, для получения государственного жилищного сертификата.
 

    В связи с тем, что истцы Похоруковы постоянно проживали на момент паводка 2014 года в <адрес> являются собственниками указанного жилого помещения и членом семьи собственников, на протяжении последних двадцать лет постоянно проживают в нем, данное жилое помещение является для них единственным постоянным местом жительства, признано непригодным для проживания вследствие произошедшего паводка в мае-июне 2014 года, то вышеуказанные решения Администрации Солтонского района Алтайского края об отказе Похорукову В.В., Похоруковой Н.В. и Похорукову А.В. о внесении их в списки граждан лишившихся жилого помещения, на получение государственных жилищных сертификатов в результате дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года нельзя признать обоснованными, как существенно нарушающими их права как лиц пострадавших от чрезвычайной ситуации.
 

    При этом судом также принимаются во внимание положения абз. 1-3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также учитываются положения Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан на свободу передвижения и выбора места жительства и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для граждан каких-либо прав и обязанности и не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 года № 9-П и 02.02.1998 ода № 4-П, Определения Конституционного Суда РФ от 13.07.200 года № 185-О и 06.10.2008 года № 619-О-П).
 

    С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    Исковые требования Похорукова <данные изъяты>, Похоруковой <данные изъяты>, Похорукова <данные изъяты> к Администрации Солтонского района Алтайского края об установлении факта проживания в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения удовлетворить в полном объеме.
 

    Установить факт постоянного проживания Похорукова <данные изъяты>, Похоруковой <данные изъяты>, Похорукова <данные изъяты> на момент чрезвычайной ситуации - дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года в жилом помещении, расположенном по адресу:<адрес>.
 

    Признать за Похоруковым <данные изъяты>, Похоруковой <данные изъяты>, Похоруковым <данные изъяты> право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения, расположенного по указанному адресу:<адрес>, произошедшего в результате чрезвычайной ситуации - дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года.
 

    Возложить на Администрацию Солтонского района Алтайского края обязанность включить Похорукова <данные изъяты>, Похорукову <данные изъяты>, Похорукова <данные изъяты> в список граждан, лишившихся жилого помещения, нуждающихся в получении государственных жилищных сертификатов, в результате дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года.
 

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Солтонский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня вынесения решения суда.
 

    Судья:                                                                                                               С.А. Илларионов