РЕШЕНИЕ
 

    Именем Российской Федерации
 

    30 сентября 2014 года с.Шигоны
 

    Шигонский районный суд Самарской области в составе:
 

    председательствующего судьи Объедкова А.А.,
 

    с участием пом.прокурора Шигонского района Демина С.А.,
 

    при секретаре Дементьевой С.Д.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-737 по иску прокурора Шигонского района Самарской области в интересах ФИО1 к ГУ СО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Шигонский» и Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации,
 

Установил:
 

    Прокурор Шигонского района Самарской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к ГУ СО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Шигонский» (далее – ЦСО) и Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее – Министерство) об обязании обеспечить техническим средством реабилитации (далее - ТСР) - кресло-стул с санитарным оснащением, надкроватный столик, трость, медицинский тонометр с речевым выходом, медицинский термометр с речевым выходом.
 

    В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ФИО1 является <данные изъяты>. Согласно индивидуальной программе реабилитации (далее – ИПР) <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в целях реабилитационных мероприятий по восстановлению здоровья <данные изъяты> установлен перечень ТСР, который включает в себя кресло-стул с санитарным оснащением, надкроватный столик, трость, медицинский тонометр с речевым выходом, медицинский термометр с речевым выходом.
 

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ЦСО с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование указанного ТСР. Однако до настоящего времени <данные изъяты> не обеспечена ТСР, что создает препятствия для ее нормальной жизнедеятельности и удовлетворения жизненных потребностей.
 

    В судебном заседании представитель истца пом. прокурора Демин С.А. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
 

    Представитель истца по доверенности Страхова Г.Н. в судебном заседание с иском прокурора согласилась.
 

    Представитель соответчика ЦСО по доверенности Коновалова Е.А. в судебном заседании с иском согласилась частично в части того, что ФИО1 имеет право на представление ТСР, однако данные средства подлежат распределению в порядке очередности по мере поступления из Министерства
 

    Представитель соответчика Министерства в суд не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск Министерство исковые требования прокурора не признало, просило в удовлетворение иска отказать.
 

    Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора по следующим основаниям.
 

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
 

    Суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
 

    Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
 

    Из материалов дела усматривается, что ФИО1 направила в прокуратуру Шигонского района заявление с просьбой обратиться в суд с рассматриваемым иском. Таким образом, прокурор обратился в суд с иском в рамках предоставленных ему законом полномочий.
 

    В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г/р, является <данные изъяты>
 

    Согласно представленной ИПР <данные изъяты> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации реабилитационных мероприятий установлен перечень технических средств реабилитации, который включает в себя: кресло-стул с санитарным оснащением, надкроватный столик, трость, медицинский тонометр с речевым выходом, медицинский термометр с речевым выходом.
 

    Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ЦСО с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование указанного ТСР.
 

    Материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиками, что до сих пор указанным ТСР ФИО1 не обеспечена.
 

    При этом право ФИО1 на обеспечение ТСР ответчики не оспаривают.
 

    В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
 

    Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
 

    Согласно ст. 10 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
 

    В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона ИПР - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых ИПР, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду.
 

    ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
 

    Судом установлено, что ФИО1 нуждается в указанном выше ТСР.
 

    В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 15.03.2006 года № 24 «Об утверждении перечня вспомогательных технических средств реабилитации, в том числе изготовленных по индивидуальному заказу, выдаваемых инвалидам бесплатно за счет средств областного бюджета» вспомогательные технические средства реабилитации, включенные в прилагаемый перечень (куда входит и кресло-стул с санитарным оснащением, надкроватный столик, трость, медицинский тонометр с речевым выходом, медицинский термометр с речевым выходом), предоставляются инвалидам в соответствии с ИПР.
 

    Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств областного бюджета утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 07.09.2011 года № 434.
 

    В соответствии с пунктами 1.2-1.4 указанного Порядка организация обеспечения инвалидов ТСР осуществляется Министерством в соответствии с ИПР. ТСР, предоставленное инвалиду в соответствии с настоящим Порядком, передается ему бесплатно и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению.
 

    В силу пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Порядка заявление о предоставлении ТСР подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в ЦСО по месту жительства инвалида, который рассматривает заявление инвалида в течение 15 календарных дней с даты его поступления и направляет инвалиду уведомление о постановке на учет на получение ТСР, либо уведомляет об отказе в постановке на учет, ведет список учета инвалидов на получение ТСР.
 

    Согласно пунктам 3.1, 3.4 Порядка по мере поступления ТСР в соответствии со списком учета ЦСО извещает инвалида о необходимости получения ТСР. Основанием для отказа в выдаче ТСР является отсутствие необходимых документов, их ненадлежащее оформление, а также окончание срока действия ИПР.
 

    Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что оснований для отказа в выдаче ФИО1 ТСР не имеется.
 

    Таким образом, судом установлено, что ФИО1 не обеспечена ТСР, в котором она нуждается согласно ИПР, что создает препятствия ей для нормальной жизнедеятельности и удовлетворения жизненных потребностей.
 

    Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 ГК РФ, согласно которой одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
 

    При этом оба ответчика должны принимать участие в обеспечении инвалидов ТСР в соответствии с наделенными полномочиями, которые указаны выше.
 

    В связи с изложенным иск прокурора подлежит удовлетворению.
 

    Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    По мнению суда, с учетом требований разумности и мнения сторон, для исполнения решения суда необходимо установить срок до 30.11.2014 года.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
 

РЕШИЛ:
 

    Исковое заявление прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить.
 

    Обязать ГУ СО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Шигонский» и Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г/р., следующим техническим средством реабилитации: кресло-стул с санитарным оснащением, надкроватный столик, трость, медицинский тонометр с речевым выходом, медицинский термометр с речевым выходом.
 

    Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
 

    Председательствующий А.А. Объедков