РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    20 августа 2014 года                  Дело № 2-475/2014
 

    село Шебалино
 

    Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
 

    федерального судьи З.Н. Раднаевой,
 

    при секретаре О.А. Мишкиной,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Татарниковой Е.М. к администрации муниципального образования Камлакское сельское поселение, администрации муниципального образования «Шебалинский район» о признании отказа, выразившегося в невключении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации незаконным, о признании истца пострадавшей в результате наводнения в мае-июне 2014 года и обязании администрации муниципального образования «Шебалинский район» включить истца в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации,
 

установил:
 

    Татарникова Е.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Камлакское сельское поселение, администрации муниципального образования «Шебалинский район» о признании отказа о включении Татарникову Е.М. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации незаконным, о признании Татарникову Е.М. пострадавшей в результате наводнения в мае-июне 2014 года и обязании администрации муниципального образования «Шебалинский район» включить Татарникову Е.М. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, мотивируя свои требования тем, что истец проживает в квартире в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом был подтоплен вследствие наводнения в мае-июне 2014 года. Однако, при обращении в сельскую администрацию с заявлением о включении Татарникову Е.М. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, в удовлетворении заявления было отказано. Отказ администрации МО Камлакское сельское поселение мотивирован тем, что жилой дом, в котором проживает истец, не вошел в границы зоны подтопления, кроме того, истец не зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом доме.
 

    Представители ответчиков - администрации муниципального образования Камлакское сельское поселение, администрации муниципального образования «Шебалинский район», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От представителя МО «Шебалинский район» ФИО6, представителя МО Камлакское сельское поселение ФИО5 в суд поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. В заявлении ФИО6 указала, что исковые требования не признает, поскольку жилой дом, в котором проживает истец, не входит в границы зоны чрезвычайной ситуации.
 

    В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.
 

    В судебном заседании истец Татарникова Е.М. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске, просив обратить решение к немедленному исполнению. Дополнительно пояснила, что постоянно проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Ранее грунтовые воды на приусадебном участке, в подполье не поднимались. Выход грунтовых вод связан с тем, что жилой дом, в котором она проживает, находится в непосредственной близости от реки Сема, близлежащие дома были затоплены в ходе наводнения. В подполье жилого дома, из-за подъема реки воды в реке Сема, вышедшей из берегов, поднялись грунтовые воды. Также грунтовыми водами затоплена канализационная яма.
 

    Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ « О чрезвычайном положении».
 

    Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального конституционного закона, устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
 

    Подпункты «г», «д» пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральными органами исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
 

    Согласно пункта 11 указанных Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований по мероприятиям, предусмотренным подпунктами «г», «д» пункта 2 настоящих Правил подготавливаются Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению №10, Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, согласно приложению № 12.
 

    Согласно положениям Правил и приложениям к этим Правилам, в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации и граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации и граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, включаются граждане, проживающие (зарегистрированные) по месту чрезвычайной ситуации.
 

    Факт чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего в Шебалинском районе Республики Алтай, с ДД.ММ.ГГГГ, является общеизвестным и в силу части 1 статьи 61 ГПК не требует доказывания.
 

    Из постановления Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 года № 161 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» (далее - Порядок) следует, что пострадавшими в результате наводнения признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай в порядке, установленном федеральным законодательством. Пострадавшим в результате наводнения в мае – июне 2014 года, нуждающимся в оказании единовременной материальной помощи, единовременная материальная помощь выплачивается в размере 10 тыс. рублей на человека. Орган местного самоуправления городского округа и муниципального района в Республике Алтай на основании поступивших заявлений в течение 5 рабочих дней со дня их поступления составляет списки граждан на получение выплат по формам, определенным в приложениях N 10, N 12 к Правилам (далее также - списки), и после их утверждения главой городского округа и муниципального района в Республике Алтай обеспечивает и согласовывает подписание их с руководителем Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Алтай, руководителем Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай, и после чего в течение 3 рабочих дней направляет их в Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
 

    Согласно п.5 Порядка утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай № 161 от 06.06.2014 года выплаты производятся гражданам (их законным представителям) государственными учреждениями социальной поддержки населения Республики Алтай по месту жительства гражданина в течение 20 рабочих дней со дня утверждения списков Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай.
 

    Из заявления Татарниковой Е.М. следует, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в сельскую администрацию МО Камлакское сельское поселение с просьбой о включении ее в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
 

    Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, вызванной последствием паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Республики Алтай, в ходе обследования жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> установлено, что в доме вода, грунтовыми водами заполнена сливная яма под канализацию. В качестве заключения комиссии указано на необходимость оказания единовременной материальной помощи.
 

    Из уведомления главы администрации МО Камлакское сельское поселение № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Татарникова Е.М. не включена в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, вследствие того, что жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> не входит в границы зоны чрезвычайной ситуации, кроме того, истец Татарникова Е.м. не зарегистрирована по месту жительства в указанном жилом доме.
 

    Вместе с тем, суд считает, что требование истца о признании ее пострадавшей в результате чрезвычайного происшествия подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Так, из представленных истцом пояснений, а также имеющегося в материалах дела акта обследования жилого дома следует, что вследствие подъема уровня воды в реке Сема в ходе наводнения, произошел подъем грунтовых вод в подполье жилого дома истца. Грунтовыми водами заполнена канализационная яма.
 

    В соответствии с постановлением главы администрации МО «Шебалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № 382-п в границы зоны чрезвычайной ситуации включены жилые дома №№ <адрес> по <адрес> в <адрес>.
 

    Учитывая, что жилые дома, находящиеся в непосредственной близости от дома истца включены в границы зоны чрезвычайной ситуации, пояснения истца, акт обследования, суд считает, что жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> был подтоплен в результате наводнения в мае-июне 2014 года.
 

    Из пояснений истца следует, что на момент наводнения и до настоящего времени она проживает в жилом доме по адресу: <адрес> <адрес>. Данное обстоятельство также подтверждается справкой сельской администрации МО Камлакское сельское поселение № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Татарникова Е.М. действительно фактически проживает по адресу: <адрес>, однако по данному адресу не зарегистрирована.
 

    Правила не содержат в качестве прямых условий для включения в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации и граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, наличие регистрации по месту постоянного проживания. Не является обязательным условием для признания граждан пострадавшими от наводнения регистрация по месту жительства и в соответствии с Порядком.
 

    Установив изложенные обстоятельства, а именно факт подтопления жилого дома истца вследствие наводнения в мае-июне 2014 года, факт проживания истца в жилом доме по адресу: <адрес>, суд считает, что истец подлежит признанию пострадавшей в результате наводнения, произошедшего в <адрес> в мае-июне 2014 года.
 

    В связи с изложенным, учитывая, что истец подлежит признанию пострадавшей от чрезвычайной ситуации - наводнения, подлежит удовлетворению ее требование об обязании ответчиков включить истца в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, а также требование о признании незаконным отказа главы МО Камлакское сельское поселение, выразившегося в невключении истца в списки лиц, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    Исковые требования Татарниковой Е.М. удовлетворить.
 

    Признать незаконным отказ главы администрации муниципального образования Камлакское сельское поселение <адрес> Республики Алтай ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ, выразившийся в невключении Татарниковой Е.М. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
 

    Признать Татарникову Е.М. пострадавшей в результате наводнения в мае-июне 2014 года и обязать администрацию района муниципального образования «Шебалинский район» Республики Алтай включить Татарникову Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
 

    Решение подлежит немедленному исполнению.
 

    Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в месячный срок со дня его составления в мотивированной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
 

    Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2014 года
 

    Федеральный судья З.Н. Раднаева