РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2014 года Дело № 2-465/2014
село Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
федерального судьи З.Н. Раднаевой,
при секретаре О.А. Мишкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Обуховой Н.Ф., Обухова Д.П., Обуховой К.В. к администрации муниципального образования Шебалинское сельское поселение, администрации муниципального образования «Шебалинский район» о признании отказа о включении Обухову Н.Ф., Обухова Д.П., Обухову К.В. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации незаконным, об обязании главу муниципального образования Шебалинское сельское поселение, главу муниципального образования «Шебалинский район» включить домовладение в границы зоны чрезвычайной ситуации, о признании Обухову Н.Ф., Обухова Д.П., Обухову К.В. пострадавшими в результате наводнения в мае-июне 2014 года и обязании администрацию муниципального образования «Шебалинский район» включить Обухову Н.Ф., Обухова Д.П., Обухову К.В. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации,
установил:
Обухова Н.Ф., Обухов Д.П., Обухова К.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Шебалинское сельское поселение, администрации муниципального образования «Шебалинский район» о признании отказа о включении истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации незаконным, обязании администрацию муниципального образования Шебалинское сельское поселение, администрацию муниципального образования «Шебалинский район» включить домовладение по адресу: <адрес> границы зоны чрезвычайной ситуации, о признании истцов пострадавшими в результате наводнения в мае-июне 2014 года и обязании администрации муниципального образования «Шебалинский район» включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, мотивируя свои требования тем, что истцы проживают в квартире в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом был подтоплен вследствие наводнения в мае-июне 2014 года. Однако, при обращении в сельскую администрацию с заявлением о включении Обухову Н.Ф., Обухова Д.П., Обухову К.В. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, в удовлетворении заявления было отказано. Отказ администрации МО Шебалинское сельское поселение мотивирован тем, что квартира в жилом доме, в которой проживают истцы, не вошла в границы зоны подтопления.
Представители ответчиков - администрации муниципального образования Шебалинское сельское поселение, администрации муниципального образования «Шебалинский район», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От представителя администрации МО Шебалинское сельское поселение ФИО6, представителя МО «Шебалинский район» ФИО7 в суд поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. В заявлениях представители ответчиков указали, что исковые требования не признают, поскольку жилой дом, в котором проживают истцы, не входит в границы зоны чрезвычайной ситуации.
Истец Обухова К.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и в отсутствие истца Обуховой К.В.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части обязании администрацию МО «Шебалинский район», администрацию МО Шебалинское сельское поселение включить домовладение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> в границы зоны чрезвычайной ситуации, прекращено в связи с отказом истцов от иска.
В судебном заседании истцы Обухова Н.Ф., Обухов Д.П. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске, просив обратить решение к немедленному исполнению. Также пояснили, что квартира была затоплена, поскольку находится в непосредственной близости от реки Шебелик, в которой значительно поднимался уровень воды. Рядом с их квартирой производилась отсыпка для предотвращения затопления, мешки с песком.
Также истцами представлены фотографии с изображением участка и квартиры, из которых следует, что земельный участок, закрепленный за квартирой был затоплен, было затоплено подполье.
Заслушав истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального конституционного закона, устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты «г», «д» пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральными органами исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
Согласно пункта 11 указанных Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований по мероприятиям, предусмотренным подпунктами «г», «д» пункта 2 настоящих Правил подготавливаются Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению №10, Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, согласно приложению № 12.
Согласно положениям Правил и приложениям к этим Правилам, в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации и граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации и граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, включаются граждане, проживающие (зарегистрированные) по месту чрезвычайной ситуации.
Факт чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего в Шебалинском районе Республики Алтай, с ДД.ММ.ГГГГ, является общеизвестным и в силу части 1 статьи 61 ГПК не требует доказывания.
Из постановления Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 года № 161 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» (далее-Порядок) следует, что пострадавшими в результате наводнения признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай в порядке, установленном федеральным законодательством. Пострадавшим в результате наводнения в мае – июне 2014 года, нуждающимся в оказании единовременной материальной помощи, единовременная материальная помощь выплачивается в размере 10 тыс. рублей на человека. Орган местного самоуправления городского округа и муниципального района в Республике Алтай на основании поступивших заявлений в течение 5 рабочих дней со дня их поступления составляет списки граждан на получение выплат по формам, определенным в приложениях N 10, N 12 к Правилам (далее также - списки), и после их утверждения главой городского округа и муниципального района в Республике Алтай обеспечивает и согласовывает подписание их с руководителем Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Алтай, руководителем Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай, и после чего в течение 3 рабочих дней направляет их в Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
Согласно п.5 Порядка утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай № 161 от 06.06.2014 года выплаты производятся гражданам (их законным представителям) государственными учреждениями социальной поддержки населения Республики Алтай по месту жительства гражданина в течение 20 рабочих дней со дня утверждения списков Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай.
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации – паводковых вод, в ходе обследования квартиры жилого дома по адресу: <адрес> установлено, что вода заходила в ограду, в подполье поднималась грунтовая вода, в доме пахнет сыростью.
Из уведомления главы администрации МО Шебалинское сельское поселение № 345 от 25 июля 2014 года следует, что Обухова Н.Ф., Обухов Д.П., Обухова К.В. не включены в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, вследствие того, что квартира в жилом доме по адресу: <адрес> <адрес> не входит в границы зоны чрезвычайной ситуации.
Вместе с тем, суд считает подлежащим удовлетворению требование истцов о признании их потерпевшими в результате наводнения.
Так, из представленных истцами пояснений, фотографий, а также имеющегося в материалах дела акта обследования квартиры следует, что приусадебный участок, подполье квартиры были затоплены. Также из пояснений истцов, не опровергнутых ответчиками следует, что квартира расположена в непосредственной близости от реки Шебелик, вследствие чего произошел подъем грунтовых вод и затопление земельного участка и подполья.
Постановлением первого заместителя главы администрации МО «Шебалинский район» от 11 июня 2014 года № 382-П расширены границы зоны чрезвычайной ситуации. В указанные границы включен жилой дом по адресу: <адрес>.
Постановлением главы администрации МО «Шебалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № 376-п «О расширении границы зоны чрезвычайной ситуации» в указанные границы включена прибрежная зона реки Шебелик в <адрес>.
Учитывая, что жилой дом, расположенный в непосредственной близости от жилого дома, в котором проживают истцы, включен в границы зоны чрезвычайной ситуации, а также то, что квартира расположена в непосредственной близости реки Шебелик, прибрежная зона которой включена в границы зоны чрезвычайной ситуации, пояснения истцов, фотографии, акт обследования, суд считает, что земельный участок и квартира в жилом доме по адресу: <адрес> были затоплены вследствие наводнения в мае-июне 2014 года.
В связи с изложенным, требования истцов о признании их пострадавшими в результате наводнения в мае-июне 2014 года и обязании ответчиков включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, а также требование о признании незаконным отказа, выразившегося в невключении истцов в списки граждан на получение единовременной материальной помощи, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Обуховой Н.Ф., Обухова Д.П., Обуховой К.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ заместителя главы администрации муниципального образования Шебалинское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ, выразившийся в невключении Обухову Н.Ф., Обухова Д.П., Обухову К.В. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Признать Обухову Н.Ф., Обухова Д.П., Обухову К.В. пострадавшими в результате наводнения в мае-июне 2014 года и обязать администрацию района муниципального образования «Шебалинский район» Республики Алтай включить Обухову Н.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Обухова Д.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Обухову К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в месячный срок со дня его составления в мотивированной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2014 года.
Федеральный судья З.Н. Раднаева
Копия верна: судья