дело № 2-758/2014                      ДД.ММ.ГГГГ
 

    РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе
 

    судьи Хандриковой Е.В.
 

    при секретаре Германовой В.В.
 

    с участием: истца Яшкина А.Н., третьих лиц Яшкиной Е.В., Яшкиной Ю.А.;
 

    рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яшкина Андрея Николаевича к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений», Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», Министерству Обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
 

                         установил:
 

    Яшкин А.Н. обратился в Приозерский городской суд с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» (далее по тексту ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений»), Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» (далее по тексту ФГКУ «Западрегионжилье»), Министерству Обороны РФ о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации.
 

    В обоснование заявленного требования истец указал на то, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ истец является нанимателем указанной выше квартиры, расположенной в военном городке <адрес>. Квартира была предоставлена в ДД.ММ.ГГГГ году на состав семьи 4 человек. Служебной квартира не является. Данное жилое помещение находится в собственности Министерства обороны РФ, следовательно, является государственной собственностью.
 

    Указанное жилое помещение состоит из трех комнат, общей площадью квартиры 70,7 кв.м.
 

    Ранее истец участия в приватизации не принимал. Истец принял решение приватизировать вышеуказанную квартиру, с чем обратился в ФГКУ «Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» и ФГКУ «Западрегионжилье», но получил отказ.
 

    В исковом заявлении просит суд признать право собственности в порядке приватизации на испрашиваемую квартиру.
 

    Истец Яшкин А.Н в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в заявлении.
 

    Ответчик – ФГКУ «Северно-Западное территориальное управление имущественных отношений» надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, позицию по иску не обозначил.
 

    Ответчик - Министерство обороны РФ извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, позицию по иску не обозначил.
 

    Соответчик - ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, согласно письменным возражениям в материалах дела исковые требования не признал, просит в иске отказать.
 

    Третьи лица Яшкина Е.В., Яшкина Ю.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, пояснили, что отказались от участия в приватизации испрашиваемой истцом квартиры.
 

    Третье лицо Яшкин Д.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отказался от участия в приватизации.
 

    Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
 

    Выслушав пояснения истца, третьих лиц, заслушав показания свидетеля, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
 

    На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Яшкину А.Н. предоставлена квартира <адрес> в доме <адрес> в военном городке по адресу <адрес> (л.д.11) на состав семьи 4 человека. Ордер имеет надпись служебный.
 

    Согласно справке формы 9 о регистрации, Яшкин А.Н. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в спорной квартире (л.д.12). Совместно с ним зарегистрированы: жена Яшкина Е.В., сын Яшкин Д.А., дочь Яшкина Ю.А., внучка Яшкина А.И., внук Яшкин М.И.
 

    Яшкин Д.А., Яшкина Ю.А., Яшкина Е.В. отказались от участия в приватизации спорной квартиры.
 

    Из технического паспорта на квартиру, составленного Отделением ГУП «Леноблинвентаризация» БТИ Сосново по данным инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение – трехкомнатная квартира, инвентарный номер №, общей площадью квартиры 69,3 кв.м., жилой площадью 41,7 кв.м., расположена по адресу <адрес>.
 

    В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    В силу части 1 и 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
 

    В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
 

    Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93 Жилищного кодекса РФ).
 

    В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 1 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъясняется, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 (далее Правила).
 

    Согласно пункту 12 названных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда, производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
 

    В силу статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
 

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 (ред. от 27.01.2012) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
 

    Судом установлено, что спорное жилое помещение было закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением «Приозерская квартирно-эксплуатационная часть района», правопреемником которой в соответствии с приказом МО РФ от 17 декабря 2010 № 1871 в порядке универсального правопреемства в настоящее время является Федеральное государственное казенное учреждение «Северо – Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Указанные обстоятельства подтверждаются передаточным актом, утвержденным Министром обороны РФ 31 мая 2011 года, в соответствии с которым Федеральное государственное учреждение «Приозерская квартирно-эксплуатационная часть района» передало имущество, документацию, а также все права и обязанности в Федеральное государственное казенное учреждение «Северо – Западное территориальное управление имущественных отношений».
 

    При этом, непосредственное управление жилищным фондом осуществляет ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, у которого аккумулируются сведения о составе жилищного фонда, находящиеся в ведении Министерства обороны РФ.
 

    Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ ил на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
 

    В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по указанным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
 

    Согласно статье 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу жилых помещений, государственный жилищный фонд находится в ведении местных советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
 

    В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на период возникновения рассматриваемых отношений по найму спорного жилого помещения, было предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
 

    Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
 

    В соответствии со статьями 101,104 ЖК РСФСР жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
 

    В силу статей 47 и 105 ЖК РСФСР основанием для вселения в специализированное жилое помещение является ордер на жилое помещение.
 

    Согласно пункту 3 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от15 февраля 2000 года № 80, которая утратила силу с 08 ноября 2010 года, и статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим- гражданам, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей.
 

    Так, согласно статье 15 указанного Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета.
 

    Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.
 

    Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абз. 12 ч. 1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
 

    К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством РФ по предоставлению Министерства обороны РФ.
 

    Как указывалось выше, распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 года № 487-р военный городок п/о Саперное, расположенный по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, п/о Саперное исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ.
 

    Однако, данное обстоятельство не влечет автоматического исключения находящихся в оперативном управлении Министерства обороны РФ жилых помещений, предоставленных военнослужащим в связи с прохождением ими военной службы, из числа служебных.
 

    В соответствии с нормами ныне действующего ЖК РФ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2 ст. 92 ЖК РФ).
 

    Поскольку, в рассматриваемом случае решение о признании спорного жилого помещения служебным было принято уполномоченным органом в установленном законом порядке, обстоятельство отсутствия спорной квартиры на учете в органах государственной регистрации на недвижимое имущество не означает, что спорная квартира не обладает статусом служебной.
 

    Согласно представленному в материалы дела ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения. Других документов подтверждающих изменения статуса жилого помещения нет.
 

    Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    В соответствии со статьями 6,7 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
 

    Частью 1 статьи 4 данного Закона установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключение жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
 

    Таким образом, законодатель, определяя круг субъектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
 

    Как установлено судом, квартира была предоставлена истцу в связи с характером его трудовых правоотношений, следовательно, могла быть предоставлена исключительно в качестве служебного жилого помещения на весь период работы.
 

    Истец согласился заселиться в указанную квартиру, претензий не имел, с предоставлением служебного жилого помещения был согласен.
 

    В этой связи, довод истца о наличии у него права на приватизацию указанного жилого помещения является несостоятельным.
 

    Поскольку при рассмотрении дела не установлено оснований возникновения у истца права пользования квартирой на условиях социального найма, суд приходит к выводу, что данное жилое помещение не может быть передано Яшкину А.Н. в собственность в порядке приватизации.
 

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
 

решил:
 

    Яшкину Андрею Николаевичу в удовлетворении иска к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений», Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», Министерству Обороны РФ о признании права собственности на квартиру по адресу: <адрес> в порядке приватизации – отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца через Приозерский городской суд.
 

Судья Е.В. Хандрикова