Дело № 2-405/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Поворино
Воронежская область 30 сентября 2014 года
Поворинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой Г. П.,
при секретаре Кистановой С. А.,
с участием прокурора Поворинской межрайонной прокуратуры Д.Н. Рудницких,
представителя ответчика Селивановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Поворинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Поворинского межрайпрокурора к муниципальному казенному образовательному учреждению «Песковская СОШ» Поворинского муниципального района Воронежской области и администрации Поворинского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Поворинский межрайпрокурор обратился в Поворинский районный суд Воронежской области с иском к муниципальному казенному образовательному учреждению «Песковская СОШ» Поворинского муниципального района Воронежской области и администрации Поворинского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.
В случае отсутствия в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Песковская основная общеобразовательная школа» достаточных денежных средств на оборудование ограждения всей территории МКОУ «Песковская СОШ», субсидиарную ответственность возложить на администрацию Поворинского муниципального района Воронежской области.
В судебном заседании прокурор Поворинской межрайпрокуратуры Д.Н. Рудницких исковое заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика – директор МКОУ «Песковская СОШ» Селиванова Е.А. в судебном заседании с иском согласилась.
Представитель ответчика администрации Поворинского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, об отложении не просил, относит разрешение спора на усмотрение суда.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность в том числе дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается, в том числе путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.
Пунктом 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности.
В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Кроме того государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 9 Закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 17 декабря 2012 года № 172-ОЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Воронежской области» (далее - Закон от 17 декабря 2012 года № 172) установлено, что под обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Воронежской области понимается создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Статьей 5 Закона от 17 декабря 2012 года № 172 установлено, что объекты, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования, определены п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к таким объектам отнесены в том числе объекты образования.
Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29 ноября 1999 года № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16 июля 2001 года № 73 и введенных в действие с 01 сентября 2001 года (далее - СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).
Из п. 5.1 СП 31-102-99 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.
Кроме того п. 3.9 СНиП 35-01-2001 установлено, что открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.
Приведенные положения закона носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, поскольку призваны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам социального назначения с целью обеспечения им права на достойную жизнь и свободное развитие.
Установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства, вход в здание МКОУ «Песковская СОШ» не оборудовано средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, что подтверждается актом проверки.
Согласно информации КУ ВО «Управление социальной защиты населения Поворинского района» на территории Поворинского муниципального района проживает 2511 инвалидов, из них - 62 ребенка-инвалида. Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «Песковская СОШ».
Нарушение перечисленных требований закона является недопустимым. Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.
В соответствии с ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно Уставу МКОУ «Песковская СОШ» учредителем образовательного учреждения является администрация Поворинского муниципального района Воронежской области.
Нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга, как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, которые в силу возраста не могут сами обратиться в суд, а также неопределенного круга лиц.
Таким образом, выявленные нарушения должны быть устранены за счет средств МКОУ, а при их недостаточности – за счет средств администрации Поворинского муниципального района.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Песковская общеобразовательная школа» обеспечить беспрепятственный доступ в здание общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В случае отсутствия в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Песковская СОШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства об образовании, воинской обязанности и военной службе субсидиарную ответственность возложить на администрацию Поворинского муниципального района Воронежской области.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца после его вынесения в окончательной форме через районный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ Г.П. ВОРОНОВА