Дело № 2-406/14
 

        РЕШЕНИЕ
 

        ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

            Город Поворино
 

            Воронежская область                                                   30 сентября 2014 года
 

    Поворинский районный суд Воронежской области в составе:
 

    председательствующего судьи Вороновой Г. П.,
 

    при секретаре Кистановой С. А.,
 

    с участием прокурора Поворинской межрайонной прокуратуры Д.Н. Рудницких,
 

    представителя ответчика Родионовой Н.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Поворинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Поворинского межрайпрокурора к муниципальному казенному образовательному учреждению «СОШ №1» г. Поворино и администрации Поворинского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Поворинский межрайпрокурор обратился в Поворинский районный суд Воронежской области с иском к муниципальному казенному образовательному учреждению «»СОШ №1» г. Поворино и администрации Поворинского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.
 

    В случае отсутствия в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Песковская основная общеобразовательная школа» достаточных денежных средств на оборудование ограждения всей территории МКОУ «СОШ №1» г. Поворино, субсидиарную ответственность возложить на администрацию Поворинского муниципального района Воронежской области.
 

    В судебном заседании прокурор Поворинской межрайпрокуратуры Д.Н. Рудницких исковое заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным.
 

    Представитель ответчика – директор МКОУ «СОШ №1» г. Поворино Родионова Н.Н. в судебном заседании с иском согласилась.
 

    Представитель ответчика администрации Поворинского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, об отложении не просил, относит разрешение спора на усмотрение суда.
 

    Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность в том числе дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
 

    Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
 

    Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается, в том числе путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.
 

    Пунктом 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности.
 

    В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
 

    Кроме того государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
 

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
 

    Согласно ст. 9 Закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
 

    В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
 

    В силу ч. 1 ст. 15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
 

    Частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 17 декабря 2012 года № 172-ОЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Воронежской области» (далее - Закон от 17 декабря 2012 года № 172) установлено, что под обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Воронежской области понимается создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
 

    Статьей 5 Закона от 17 декабря 2012 года № 172 установлено, что объекты, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования, определены п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.
 

    В соответствии с п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к таким объектам отнесены в том числе объекты образования.
 

    Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29 ноября 1999 года № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16 июля 2001 года № 73 и введенных в действие с 01 сентября 2001 года (далее - СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).
 

    Из п. 5.1 СП 31-102-99 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.
 

    Кроме того п. 3.9 СНиП 35-01-2001 установлено, что открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.
 

    Приведенные положения закона носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, поскольку призваны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам социального назначения с целью обеспечения им права на достойную жизнь и свободное развитие.
 

    Установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства, вход в здание МКОУ «СОШ №1» г. Поворино не оборудован средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, что подтверждается актом проверки.
 

    Согласно информации КУ ВО «Управление социальной защиты населения Поворинского района» на территории Поворинского муниципального района проживает 2511 инвалидов, из них - 62 ребенка-инвалида. Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «СОШ №1» г. Поворино.
 

    Нарушение перечисленных требований закона является недопустимым. Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.
 

    В соответствии с ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
 

    Согласно Уставу МКОУ «СОШ №1» г. Поворино учредителем образовательного учреждения является администрация Поворинского муниципального района Воронежской области.
 

    Нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга, как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
 

    Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, которые в силу возраста не могут сами обратиться в суд, а также неопределенного круга лиц.
 

    Таким образом, выявленные нарушения должны быть устранены за счет средств МКОУ, а при их недостаточности – за счет средств администрации Поворинского муниципального района.
 

    На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Поворино обеспечить беспрепятственный доступ в здание общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
 

    В случае отсутствия в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» города Поворино достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства об образовании, воинской обязанности и военной службе субсидиарную ответственность возложить на администрацию Поворинского муниципального района Воронежской области.
 

    Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца после его вынесения в окончательной форме через районный суд.
 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ                                                    Г.П. ВОРОНОВА