Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
05 августа 2014 года
Судья Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края Селюк Д.Н.,
с участием истца Юнусовой Н.Б.,
при секретаре Рычковой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петровске-Забайкальском Забайкальского края гражданское дело по иску Юнусовой Н. Б. к Государственному учреждению здравоохранения «Петровск-Забайкальская центральная районная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.03.2014 года по 31.05.2014 года, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей и обязании с июня 2014 года выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с учетом соответствующих коэффициентов за работу в Забайкальском крае,
у с т а н о в и л:
Юнусова Н.Б. обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что работает в должности медицинской сестры перевязочной отоларингологического, офтальмологического отделения в Государственном учреждении здравоохранения «Петровск-Забайкальская центральная районная больница» с 19.02.2014 года. При этом, размер начисленной ей заработной платы с 01.03.2014 года по 31.05.2014 года составлял чуть более 6633 рублей и включал в себя: оклад 3393 рубля, доплату за вредность 15%, районный коэффициент 40%, процентную надбавку за работу в Читинской области 30%. Считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и российскому трудовому законодательству. С 01.01.2014 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5554 рубля в месяц. Следовательно, размер начисленной ей заработной платы с учетом районного коэффициента и надбавки должен составлять 9441 рубль 80 копеек в месяц. Таким образом, по ее расчету за период с 01.03.2014 года по 31.05.2014 года ответчик не доначислил ей заработную плату в размере 6855 рублей 82 копейки, нарушив ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Недобросовестными действиями ответчика ей причинены нравственные страдания, ввиду того, что мизерный размер заработной платы (ниже прожиточного минимума трудоспособного населения) не позволял ей и ее семье достойно существовать и удовлетворять необходимые жизненные потребности. Размер нравственных страданий оценивает в 10000 рублей. Поэтому, просит взыскать с Государственного учреждения здравоохранения «Петровск-Забайкальская центральная районная больница» недоначисленную и невыплаченную ей заработную плату за период с 01.03.2014 года по 31.05.2014 года в сумме 6855 рублей 82 копейки, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей и обязать ответчика, начиная с 01.06.2014 года производить начисление и выплату ей заработной платы не ниже минимального размера оплаты, начисляя районный коэффициент и процентную надбавку за работу в местностях с особыми климатическими условиями свыше минимального размера оплаты труда.
В судебном заседании истец Юнусова Н.Б. заявленные требования поддержала в полном размере, пояснив, что ей выплачивается заработная плата без учета требований законодательства о том, что за работу в районе с особыми климатическими условиями, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться на минимальный размер оплаты труда. Поэтому, просит взыскать с Государственного учреждения здравоохранения «Петровск-Забайкальская центральная районная больница» недоначисленную и невыплаченную ей заработную плату за период с 01.03.2014 года по 31.05.2014 года в сумме 6855 рублей 82 копейки и компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, ввиду причинения ей нравственных страданий, а также обязать ответчика, начиная с июня 2014 года производить выплату ей заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку за работу в местностях с особыми климатическими условиями свыше минимального размера оплаты труда.
Представитель ответчика - Государственного учреждения здравоохранения «Петровск-Забайкальская центральная районная больница» - Поздеева А.М. в письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие ответчика, при этом в ее письменном отзыве на исковое заявление Юнусовой Н.Б. указано, что заработная плата определена в ч. 1 ст. 129 ТК РФ и включает в себя выплаты районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах с особыми климатическими условиями, которые относятся к выплатам компенсационного характера. Статьей 133 ТК РФ предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. В ГУЗ «Петровск-Забайкальская ЦРБ» начисление заработной платы производится в соответствии с «Положением об оплате труда работников ГУЗ «Петровск-Забайкальская ЦРБ». В соответствии с указанным положением Юнусовой Н.Б. установлен должностной оклад 3393 рубля в месяц с начислением на его размер 15% за вредные условия труда, районного коэффициента 40% и Читинской надбавки 30%. Таким образом, заработная плата Юнусовой Н.Б. составляет более МРОТ. При указанных обстоятельствах, просит в удовлетворении требований о взыскании задолженности по заработной плате (в части обеспечения минимального размера оплаты труда) отказать.
Выслушав истца Юнусову Н.Б. и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из существа иска Юнусовой Н.Б. следует, что она работает медицинской сестрой перевязочной отоларингологического, офтальмологического отделения в Государственном учреждении здравоохранения «Петровск-Забайкальская центральная районная больница».
Указанное обстоятельство не оспаривается ответчиком и подтверждается данными трудовой книжки Юнусовой Н.Б., заключенным с ней трудовым договором и данными расчетных листков о начислении заработной платы.
Также из иска следует, что Юнусова Н.Б. оспаривает включение работодателем в размер ее заработной платы, не превышающий минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации, районного коэффициента 40% и надбавки 30% за работу в Читинской области.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда – МРОТ (часть 2 статья 7 Конституции РФ). При этом, в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ указано, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Статьей 2 ТК РФ закреплено право каждого работника на справедливые условия труда, которое, в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 года, включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Частью 3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 146 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. То есть, исходя из правовой взаимосвязи и смысла данных правовых норм, установление повышенной оплаты труда, а именно районных коэффициентов и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями по своей правовой природе есть компенсация за труд в местностях с особыми климатическими условиями. То есть данный вид выплаты не связан с количеством и качеством выполняемого труда, и основанием для его выплаты является то, что работник работает в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно, в особых климатических условиях. Следовательно, данный вид выплаты должен выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равного МРОТ, поскольку является одним из видов государственной гарантии.
С 01.01.2014 года Федеральным законом от 02.12.2013 года № 336-ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5554 рубля в месяц.
Исходя из этого, размер заработной платы Юнусовой Н.Б. на ставку при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда с начислением на этот размер заработной платы районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в районе с особыми климатическими условиями не должен быть ниже 9441 рубля 80 копеек ежемесячно применительно к оспариваемому периоду.
Из материалов дела, а именно, расчетных листков и расчета истца следует, что, исходя из установленного размера должностного оклада, с начислением 15% за вредные условия труда, районного коэффициента 40%, Читинской надбавки 30% и пропорционально отработанному времени, заработная плата Юнусовой Н.Б. составила: в марте 2014 года - 5823 рубля 86 копеек); в апреле 2014 года - 7888 рублей (с учетом 48 часов работы по второму трудовому договору); в мае 2014 года - 6633 рубля 32 копейки.
В тоже время, в соответствии с расчетом истца, с которым суд считает необходимым согласиться, с учетом начисления процентных надбавок за работу в особых климатических условиях на минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, размер заработной платы Юнусовой Н.Б. составил бы: в марте 2014 года - 7541 рубль 09 копеек; в апреле 2014 года - 5988 рублей 02 копейки по основному трудовому договору и 2806 рубля 23 копейки по второму трудовому договору; в мае 2014 года - 9441 рубль 80 копеек.
Исходя из этого, разница в начислениях, между произведенными истцу и положенными, составляет: за март 2014 года - 1717 рублей 23 копейки; за апрель 2014 года - 2330 рублей 11 копеек; за май 2014 года - 2808 рублей 48 копеек.
В соответствии с п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 208, ст. 209 НК РФ заработная плата относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, является объектом налогообложения и подлежит включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц НДФЛ. В связи с тем, что суд не является налоговым агентом, обязанность по удержанию НДФЛ с заработной платы лежит на работодателе.
Следовательно, взысканию в пользу истца подлежит недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с марта 2014 года по май 2014 года в общем размере 6855 рублей 82 копейки, без вычета налога на доходы физических лиц.
Разрешая требования истца о взыскании денежной компенсации морального вреда, суд исходит из того, что в соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновении спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В судебном заседании установлено, что со стороны работодателя имело место нарушение прав на выплату заработной платы в соответствии с требованиями законодательства, что подтверждает факт причинения истцу нравственных страданий, ввиду несправедливого начисления заработной платы за работу в особых климатических условиях.
Согласно п. 1, 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических или нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств дела и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Истцом каких-либо доказательств наличия у него индивидуальных особенностей не представлено.
Исходя из этого, нравственных страданий и количества месяцев, за работу в которые работодателем недоначислена заработная плата, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд полагает, что заявленные истцом требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично, в размере 1500 рублей.
Требования Юнусовой Н.Б. об обязании Государственного учреждения здравоохранения «Петровск-Забайкальская центральная районная больница» с июня 2014 года производить выплату ей заработной платы не ниже установленного МРОТ в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями сверх этого размера суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку установленные нарушения порядка начисления заработной платы приводят к нарушению права истца, работающего в местности с особыми климатическими условиями, на достойный размер оплаты труда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ при решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, суд на основании ст.ст. 333.20, 333.36 НК РФ, с учетом характера спора и юридического статуса ответчика, считает необходимым снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в местный бюджет с Государственного учреждения здравоохранения «Петровск-Забайкальская центральная районная больница».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Юнусовой Н. Б. удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения «Петровск-Забайкальская центральная районная больница» в пользу Юнусовой Н. Б. недоначисленную и невыплаченную заработную плату (без вычета налога на доходы физических лиц) за период с 01.03.2014 года по 31.05.2014 года в сумме 6855 рублей 82 копейки, компенсацию морального вреда в сумме 1500 рублей, а всего 8355 рублей 82 копейки.
Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Петровск-Забайкальская центральная районная больница» с июня 2014 года производить выплату заработной платы Юнусовой Н. Б. в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, с начислением на этот размер заработной платы районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в районе с особыми климатическими условиями.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в местный бюджет.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: подпись
Решение принято в окончательной форме 05.08.2014 года.
Копия верна.
Судья: Селюк Д.Н.