Дело №12-30/2014
РЕШЕНИЕ
ДД.ДД.ДД .......
Озерский районный суд ....... в составе председательствующего судьи Коршаковой Ю.С., при секретаре Брызгиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе главного редактора МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» - Светлова В.А. на постановление мирового судьи Озерского судебного участка ....... от ДД.ДД.ДД, которым должностное лицо – главный редактор МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» Светлов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.5.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ДД.ДД прокурором Озерского района ....... в отношении МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, из которого следует, что в Озерской общественно-политической газете «Знамя труда» от ДД.ДД.ДД № опубликована статья «<данные изъяты>», содержащая признаки агитационного материала и агитации, связана с подготовкой и проведением выборов. В связи с опубликованием указанной статьи главным редактором МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» Светловым В.А. не соблюдены требования п.6 ст.52, п.п. «ж» п. 7 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Постановлением Озерского судебного участка от ДД.ДД.ДД должностное лицо – главный редактор МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» Светлов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.5.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе главного редактора МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» - Светлова В.А. поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного постановления в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Главный редактор МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» - Светлов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Светлова В.А. - Романов А.Ю., действующий на основании доверенности, жалобу главного редактора МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» - Светлова В.А. поддержал по доводам, в ней изложенным, полагал постановление подлежащим отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Помощник прокурора Озерского района ....... Закирова Е.С. в судебном заседании полагала состоявшееся по делу судебное постановление законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, а жалобу Светлова В.А. – без удовлетворения.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного по делу постановления, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст.5.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Предвыборная агитация может проводиться, в том числе посредством выпуска и распространения агитационных материалов (п. «в» ч. 3 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ), под которыми понимаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума (п. 1 ст. 2 названного Федерального закона).
Основные требования к порядку участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов и референдумов установлены ст.ст. 45, 50 - 52 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
В соответствии со ст.48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с п. 2 ст. 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Аналогичные нормы содержатся в п.п. 4 и 6 п. 1 ст. 37 Закона Калининградской области № 231 от 18.03.2008 «О муниципальных выборах в Калининградской области».
На основании п.2.1. ст.48 вышеуказанного Закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте «а» пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах «б – е» пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
Согласно п.5 ст.45 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.
В силу п.6 ст.52 Федерального закона № 67-ФЗ во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, фонда референдума какой группы, обладающей правом на проведение агитации по вопросам референдума, была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы безвозмездно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 06.06.2006 № 7-П указывается, что запрет для граждан осуществлять самостоятельное, т.е. помимо избирательных фондов, финансирование предвыборной агитации обусловлен также необходимостью обеспечения прозрачности финансирования выборов как условия равенства кандидатов и свободного формирования мнения избирателей.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 №15-П, как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор; при том, что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать «за» или «против», то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению.
Нарушением организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, законодательства РФ о выборах признается нарушение организацией установленного указанным законодательством порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации, предусмотренное законодательством об административных правонарушениях.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов регулируемые соответствующим федеральным законодательством, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Непосредственным объектом правонарушения является установленный законодательством порядок опубликования (обнародования) в СМИ информационных и агитационных материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов. Информационное обеспечение выборов и референдумов включает информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан. Содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ, должно быть объективно, достоверно и не должно нарушать равенство кандидатов и избирательных объединений.
Объективная сторона правонарушения, выражается в действиях редактора нарушающих порядок и условия опубликования (обнародования) в СМИ материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов.
Субъектом правонарушения по ч.1 ст.5.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является главный редактор, осуществляющий выпуск средства массовой информации.
Распоряжением главы администрации муниципального образования «Озерский район» от ДД.ДД.ДД № Светлов В.А. назначен на должность заведующего отделом МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» и на должность директора (главного редактора) МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» с ДД.ДД.ДД.
Согласно ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.
На основании ст.19 Закона РФ «О средствах массовой информации» редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Решением ....... Совета депутатов от ДД.ДД.ДД № на ДД.ДД.ДД назначены выборы депутатов ....... Совета депутатов.
Как установлено мировым судьей и усматривается из представленной копии выпуска общественно-политической газеты «Знамя труда» № от ДД.ДД.ДД на первой полосе опубликовано интервью с руководителем избирательного объединения «.......» <данные изъяты>.
ДД.ДД.ДД в прокуратуру Озерского района обратилась председатель ....... Совета депутатов ФИО1 по факту опубликования в названном печатном издании агитационного материала в виде интервью с руководителем избирательного объединения «.......» ФИО2, не содержащего также информации об оплате публикации.
Наличие выпусков печатного издания «Знамя труда», подписанного в печать № ДД.ДД.ДД, тиражом <данные изъяты> экземпляров, позволяет квалифицировать печатное издание как периодическое, тем самым являющееся средством массовой информации.
Анализ указанной статьи позволяет прийти к выводу о том, что она по смыслу ст.48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» содержит признаки агитации, обнародование указанной статьи, отвечающей признакам определения понятия агитационных материалов и обоснованно расцененной мировым судьей как таковые, способствует и имеет целью побудить избирателей не голосовать за кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения. Из заголовка и содержания публикации в сочетании с упоминанием о предстоящих выборах усматриваются признаки предвыборной агитации в виде фактического призыва руководителя избирательного объединения «.......» голосовать на предстоящих выборах определенным образом, при этом создает негативное отношение избирателей к кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения.
В силу п.п. «ж» п. 7 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.
С учетом изложенного мировой судья пришел к верному выводу о том, что вина Светлова В.А. в совершении данного правонарушения полностью установлена и доказана и обоснованно квалифицирует действия должностного лица Светлова В.А. по ч.1 ст.5.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях как нарушение главным редактором порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в том числе агитационных материалов.
Статья «<данные изъяты>», опубликованная главным редактором МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» Светловым В.А. в Озерской общественно-политической газете «Знамя труда» от ДД.ДД.ДД № содержит признаки предвыборной агитации в соответствии с ч.2 ст.48 Федерального Закона от 12.06.2002 №67-ФЗ. На момент опубликования статьи, носящей агитационный характер, в период выборной компании, директору (главному редактору) МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» Светлову В.А. при указанных выше обстоятельствах необходимо было соблюдать требования, установленные Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» к порядку участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов.
Кроме того, согласно п.6 ст.52 Федерального закона №67-ФЗ во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, фонда референдума какой группы, обладающей правом на проведение агитации по вопросам референдума, была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы безвозмездно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания.
В соответствии с п. 4 ст. 43 Закона Калининградской области от 18.03.2008 №231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» печатный и агитационный материал должен содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика-организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже, дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
В нарушение приведенных выше норм права, означенный порядок изготовления и размещения печатных и агитационных материалов не был соблюден главным редактором МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» (указано «Беседовал ФИО3.»).
В жалобе Светлов В.А. приводит довод о том, что поскольку суд сделал вывод о том, что действия редакции подпадают под п.п. «е» п. 2 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ, то в соответствии с п. 2.1 данной статьи действия должны быть совершены неоднократно, чтобы быть признанными предвыборной агитацией, чего в ходе судебного заседания доказано не было, поскольку имел место однократный случай опубликования информации, что не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Диспозицией ч.1 ст.5.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях охватываются действия, нарушающие порядок опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов (в том числе агитационных материалов). Таким образом, установление того, является ли предоставленный для публикации материал агитационным или нет, относится к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела по ч.1 ст.5.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе ссылки заявителя сами по себе не свидетельствуют о том, что подобный материал не носит агитационного характера с учетом положений п. 2 ст.48 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года. Кроме того, из мотивировочной части оспариваемого постановления не следует о констатации судом факта осуществления редакцией газеты предвыборной агитации именно и лишь в форме, указанной в п.п. «е» п. 2 ст.48 Федерального закона № 67-ФЗ.
В данном случае статья «<данные изъяты>» опубликована в газете в период избирательной кампании, указанная статья имеет специальную цель - побудить избирателей голосовать на предстоящих выборах депутатов ....... Совета депутатов, назначенных на ДД.ДД.ДД, определенным образом, а также приводит доводы для граждан ......., направленность которых свидетельствует о склонении избирателей в определенную сторону (обеспечить на указанных выборах поддержку кандидатов партии «.......», прошедших предварительные внутрипартийные выборы, - не самовыдвиженцев, в отношении которых в названной публикации содержаться негативные комментарии, направленные на создание отрицательного отношения к ним избирателей с целью противодействия избранию таких кандидатов на предстоящих выборах).
Таким образом, совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о том, что статья «<данные изъяты>» является предвыборной агитацией (агитационной деятельностью), а приведенное в жалобе обстоятельство не освобождало главного редактора газеты от выполнения обязанностей из числа указанных, в том числе, и в п.6 ст.52 Федерального закона №67-ФЗ при опубликовании в средстве массовой информации агитационных материалов.
Постановление о привлечении должностного лица – главного редактора МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» Светлова В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.5.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, личности лица, привлекаемого к административной ответственности, в минимальном размере.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение состоявшегося по делу судебного постановления, в жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления мирового судьи не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи Озерского судебного участка ....... от ДД.ДД.ДД оставить без изменения, жалобу главного редактора МУП «Редакция районной газеты «Знамя труда» - Светлова В.А. - без удовлетворения.
Судья: