Дело № 2-402//2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Обоянский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Романенко И.М., при секретаре ФИО3, с участием ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании итогового протокола № от ДД.ММ.ГГГГ рабочей группы по приему и проверке документов, решения избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №12/132, о признания незаконным действий и бездействие избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» <адрес> и возложении обязанности зарегистрировать кандидатом на должность главы муниципального образования,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением с учётом его уточнения об оспаривании итогового протокола № от ДД.ММ.ГГГГ рабочей группы по приему и проверке документов, решения избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» <адрес> (далее ФИО10») от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> о признании незаконным действия и бездействие ФИО10» и возложении обязанности зарегистрировать кандидатом на должность главы муниципального образования. Своё заявление мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой по приему и проверке документов был принят итоговый протокол №27, согласно которому в результате проверки 13 предоставленных им подписных листов все 63 подписи избирателей были признаны недействительными, поскольку отсутствуют сведения о месте жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей в поддержку кандидата на должность ФИО12 и неверно указаны сведения о предстоящих выборах и должности (не указан <адрес>). ДД.ММ.ГГГГ ФИО10» принято решение <данные изъяты>, в соответствии с которым ему в регистрации кандидатом на должность ФИО12 отказано по вышеприведенным основаниям. С итоговым протоколом и оспариваемым решением не согласен, поскольку полагает, что нарушения место не имели, так как выявленные нарушения противоречат требованиям приложения 6 к Федеральному закону №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон №67-ФЗ), где наименования главы муниципального образования должно быть указано в соответствии с уставом муниципального образования, а Устав МО «<адрес>» указания на <адрес> не содержит. Также обращает внимание на то, что поскольку сборщиком подписей являлся он, то отсутствие указания в подписном листе на место жительства сборщика подписи при наличии в подписном листе всех сведений о кандидате, закону не противоречит. Кроме того, отмечает, что избирательная комиссия незаконно отказала ему в выдаче и утверждении формы подписных листов, чем нарушила п.10 ст.24 Федерального закона №67-ФЗ. Указывает, что избирательная комиссия ограничила ему время для сбора подписей, поскольку о наличии решения об открытии специального избирательного счёта кандидата ему стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ, тогда как документы о его самовыдвижении были им сданы в избирательную комиссию ещё ДД.ММ.ГГГГ, а срок сдачи подписных листов был определен до ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит п.5 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ, где период, в который могут собираться подписи, определен не менее 20 дней. В обоснование заявления также указал, что член рабочей группы ФИО5 является супругой зарегистрированного кандидата, в связи с чем является заинтересованным лицом и порядок проверки подписей является незаконным.
В судебном заседании ФИО1 свое заявление с учетом уточнения поддержал по изложенным в них основаниям.
Представители ФИО10 и ФИО10. в удовлетворении заявления возражали, полагая, что оспариваемые решения, а также действия избирательной комиссии являются законными и обоснованным, поскольку основаны на действующем избирательном законодательстве с указание правового обоснования принятия оспариваемых решений. При этом указали, что о дне разрешения вопроса о регистрации заявителя в качестве кандидата ФИО1 был извещен по телефону, однако указал, что явиться на заседание избирательной комиссии не сможет, поскольку находится в отпуске за пределами Курской области.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно ст.38 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на четыре подписи.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате либо сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные положения закреплены в ст.39 Закона Курской области «Кодекс Курской области о выборах и референдумах».
Согласно п.12 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии с ч.7 ст.38 Закона Курской области «Кодекс Курской области о выборах и референдумах» подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению №6 к Федеральному закону №67.
В соответствии п.6 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В суде установлено, что <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованном в «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ назначены <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10» принято решение <данные изъяты> согласно которому датой начала выдвижения кандидатов на должность главы <адрес> определена ДД.ММ.ГГГГ, датой окончания выдвижения – 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Как следует из решения ФИО10» от ДД.ММ.ГГГГ № сроки предоставления документов для регистрации кандидатов на должность <адрес> <адрес> определены не ранее ДД.ММ.ГГГГ и не позднее 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 ФИО10» приняты документы для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы <адрес> в порядке самовыдвижения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10» принято решение № об открытии специального избирательного счёта для формирования избирательного фонда кандидату на должность <адрес> <адрес> ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ в ФИО10» ФИО1 сдано 13 подписных листов, содержащих 63 заявленных подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения кандидата должность главы <адрес> ФИО1 В присутствии кандидата подписные листы заверены печатью ФИО10».
ДД.ММ.ГГГГ в присутствии заявителя состоялась проверка подписных листов, предоставленных ФИО1, по результатам которой составлен итоговый протокол, где указано, что во всех подписных листах отсутствуют сведения о месте жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей в поддержку кандидата, и неверно указаны сведения о кандидате на должность <адрес> <адрес>, в связи с чем рабочая группа все подписи избирателей во всех подписных листах признала недействительными.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10» вынесено решение об отказе в регистрации кандидату на должность <адрес> <адрес> ФИО1, выдвинутому в порядке самовыдвижения,
Для регистрации кандидатом на должность <адрес> <адрес> согласно решению ФИО10» от ДД.ММ.ГГГГ № необходимо 58 подписей избирателей плюс пять подписей. В избирательную комиссию заявителем представлено 63 подписи избирателей, из которых все подписей признаны недействительными, поскольку во всех подписных листах отсутствуют сведения о месте жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей в поддержку кандидата, и неверно указаны сведения о кандидате на должность <адрес> (должность главы <адрес> указана без названия города).
Как следует из Закона Курской области от 21 октября 2004 года №48-ЗКО «О муниципальных образованиях Курской области» <адрес> является городским поселением <адрес>.
Согласно вышеуказанному решению Собрания депутатов <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы главы <адрес>.
В соответствии со статьями 4 и 29 во взаимосвязи со статьей 1 Устава муниципального образования «<адрес>» <адрес>, высшим должностным лицом муниципального образования, избираемым на муниципальных выборах, является <адрес> <адрес>.
При таких обстоятельствах, кандидат в подписном листе в соответствии с установленной формой согласно приложению №6 к Федеральному закону №67 был обязан указать наименование выборной должности в соответствии с Уставом ФИО10, однако в нарушение требований избирательного законодательства заявителем наименование района, в который он баллотируется в качестве кандидата на должность главы города, не указал.
Судом достоверно установлено и заявителем не оспаривается, что во всех подписных листах адрес места жительства сборщика подписей не указан.
Как следует из Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года №128/986-6, подписи избирателей признаются недействительными при условии отсутствия каких-либо сведений о сборщике подписей, требуемых законом (пункт 12).
Необходимость указания в представленных заявителем подписных листах адреса места жительства, лица, осуществляющего сбор подписей, прямое требование закона (п.12 ст.37, пп. «з» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, ч.13 ст.38, п. «з» ч.9 ст.39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах), выполнение которого не может зависеть от собственного усмотрения того или иного участника избирательного процесса. При этом действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих избирательную комиссию или суд (в процессе рассмотрения возникшего спора) выяснять не препятствует ли однозначному восприятию указанные сведения, исключается ли иное толкование сведений о сборщике подписей избирателей. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом, предусмотренный статьей 39 Федерального закона №67. Избирательные права реализуются гражданами исключительно в порядке, предусмотренном законом (ст.11 Федерального закона №67), с соблюдением общеправовых принципов равенства избирательных прав граждан и равенства прав кандидатов (ст.ст. 5, 39 указанного Федерального закона). Обязанность по надлежащему оформлению и заверению подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, в соответствии с требованиями избирательного законодательства, и представлению подписных листов в соответствующую избирательную комиссию для регистрации, возлагается на кандидата, как на лицо, претендующее на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе местного самоуправления, а избирательная комиссия обязана была проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям статьи 37 Федерального закона №67, что ею и было выполнено.
Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение ФИО10» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидату ФИО1, выдвинутому в порядке самовыдвижения, является законным, поскольку на момент его вынесения отсутствовало необходимое количество действительных подписей для регистрации ФИО1 в качестве кандидата на должность <адрес> <адрес>.
Избирательное законодательство оговорок или условий, при наступлении которых подписи избирателей могли бы быть признаны действительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не указаны, а также неверно указана выборная должность, не содержит и критерии, позволяющие дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на более или менее значимые, в зависимости отчего и определять последствия этих нарушений, не устанавливает. В связи с изложенным, утверждения заявителя о формальном подходе избирательной комиссии к проверке подписей избирателей состоятельным не является.
Утверждения заявителя об отсутствии с его стороны нарушений приложения 6 к Федеральному закону №67-ФЗ, суд считает противоречащими Уставу ФИО10, в соответствии со ст.4, 29 которого во взаимосвязи со ст.1, высшим должностным лицом муниципального образования, избираемым на муниципальных выборах, является <адрес> <адрес>.
Доводы ФИО1 об уменьшении ему избирательной комиссией времени для сбора подписей в связи с выдачей ему решения избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об открытии специального избирательного счета лишь ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, обоснованными не являются, поскольку в силу п.5 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, а как следует из материалов дела днем выдвижения заявителя на должность кандидата является ДД.ММ.ГГГГ, когда у него избирательной комиссии были приняты соответствующие документы для уведомления о выдвижении кандидата. При этом суд учитывает, что согласно подписным листам необходимое количество подписей ФИО1 было собрано за три дня: 25, 26 и ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, каких либо доказательств изготовления подписных листов за средства специального избирательного счета кандидата, материалы дела не содержат. Ссылка заявителя на п.5 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ несостоятельна, поскольку речь в названном пункте идет о предоставлении времени для сбора подписей в поддержку референдума.
Что касается доводов заявителя о нарушении порядка проверки подписей, поскольку член рабочей группы ФИО5 является супругой зарегистрированного кандидата, то судом они признаются несостоятельными и повлечь отмену отказа в регистрации ФИО1 на должность <адрес> <адрес> не могут, так как итоговый протокол носит для избирательной комиссии рекомендательный характер, поскольку решение об отказе в регистрации кандидата принимается не рабочей группой, а избирательной комиссией. ФИО5 членом избирательной комиссии не является и привлечена к участию в рабочей группе как специалист Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», что соответствует требованиям ч.4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №53-ЗКО «Об Избирательной комиссии Курской области». Кроме того суд учитывает, что надлежащих доказательств наличия зарегистрированного брака между членом рабочей группы и зарегистрированным кандидатом, материалы дела не содержат.
Как необоснованные расцениваются судом и доводы заявителя о незаконном бездействии ФИО10», выражающиеся в отказе утверждения формы подписных листов, либо дачи консультации по вопросу заполнения подписных листов, поскольку избирательным законодательством ответственность за соблюдение требований к оформлению подписных листов возложена на кандидата, а избирательная комиссия в течение установленного законом срока обязана лишь проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и в случае недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата принять решение об отказе в регистрации кандидата. А при таких обстоятельствах, избирательная комиссии при наличии такого основания для отказа в регистрации кандидата, как недостаточное количество действительных подписей избирателей, не может принять иного решения, кроме решения об отказе в регистрации кандидата. Кроме того, законом закреплено лишь положение об оказании содействия избирательной комиссией муниципального образования в правильности ведения избирательной кампании, а не в удостоверении правильности формы имеющихся у кандидата подписных листов, форма которых установлена избирательным законодательством.
Утверждение заявителя о том, что оспариваемое решение избирательной комиссии создает препятствия ФИО1, а также избирателям <адрес> в реализации права на свободные выборы и нарушает избирательное право, расценивается судом как несостоятельное, поскольку конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, реализуется исключительно в соответствии с требованиями избирательного законодательства, которое может иметь определенные ограничения, что не запрещается нормами международных правовых актов (Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ).
При таких обстоятельствах заявление ФИО1 об оспаривании итогового протокола № от ДД.ММ.ГГГГ рабочей группы по приему и проверке документов, решения избирательной комиссии ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ №, о признания незаконным действий и бездействия избирательной комиссии ФИО10 и возложении обязанности зарегистрировать кандидатом на должность главы муниципального образования, обоснованным не является, связи с чем удовлетворению не подлежит, поскольку оспариваемые решения, действия (бездействие) являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании итогового протокола № от ДД.ММ.ГГГГ рабочей группы по приему и проверке документов, решения избирательной комиссии ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ №12/132, о признания незаконным действий и бездействие избирательной комиссии ФИО10 и возложении обязанности зарегистрировать кандидатом на должность главы муниципального образования, отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Обоянский районный суд Курской области в течение пяти дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий (ФИО13
ФИО13
ФИО13