РЕШЕНИЕ дело № 2-410/2014
 

    Именем Российской Федерации
 

    с. Поярково 28 мая 2014 года
 

    Михайловский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Паньковой А.С.,
 

    с участием истца ФИО5., его представителя адвоката Зубрилина А.А., представителя ответчика администрации Михайловского района Амурской области Бобышевой Е.В.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козырева П.М. к администрации Михайловского района Амурской области о признании права постоянного проживания в <адрес> в <адрес>, признании права на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения истца, поврежденного в результате ЧС,
 

    установил:
 

    ФИО5 обратился в суд с иском к администрации Михайловского района о признании права постоянного проживания в <адрес> в <адрес>, признании права на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения истца, поврежденного в результате ЧС. В обоснование требований указал, что он в течении ДД.ММ.ГГГГ проживает по адресу <адрес> и другого жилья не имеет. Жилой дом пострадал от наводнения в августе 2013 года. Заключением межведомственной комиссии жилой дом был признан нуждающимся в проведении капитального ремонта. Однако ему было отказано в предоставлении социальной выплаты на проведение капитального ремонта дома, так как на момент наводнения он не являлся собственником жилого помещения, но не было учтено, что жилой дом является у него единственным жилым помещением.
 

    В судебном заседании истец Козырев П.М. пояснил, что дом, в котором он проживает, раньше принадлежал его тетке, затем брат оформил этот дом в свою собственность, а с ДД.ММ.ГГГГ года он постоянно стал проживать в этом доме, с братом за дом рассчитался еще в ДД.ММ.ГГГГ году, но документы не переоформили, письменных договоров с братом не заключали. На момент обследования дома он говорил комиссии, что дом находится в собственности брата, ему тогда предложили на выбор получить сертификат или средства на капитальный ремонт дома. Поскольку он очень много построил на участке, то выбрал получение средств на ремонт дома. Просил признать за ним право на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта дома, так как он длительный период времени проживал в доме, считая себя собственником дома. Требование о признании факта проживания в доме не поддерживал.
 

    Представитель Козырева П.М. адвокат Зубрилин А.А. пояснил, что фактически между Козыревым П.М. и ФИО2. была заключена сделка купли-продажи дома в ДД.ММ.ГГГГ году, во исполнение которой Козырев П.М. передал средства Козыреву В.М. за дом, и стал постоянно проживать в доме по <адрес>. Однако своевременно документы не были оформлены, в связи с чем, в ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор дарения дома, по которому ФИО2 дарит дом Козыреву П.М. Просит признать за Козыревым П.М. право на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта, поскольку истец в доме проживает с ДД.ММ.ГГГГ года, владеет и пользуется домом как собственник, т.е. на момент ЧС в августе 2013 года Козырев П.М. фактически являлся собственником дома. Требование о признании факта проживания в доме не поддерживает, так как данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
 

    Представитель администрации Михайловского района Амурской области Бобышева Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, указала на то, что в соответствии с Законом Амурской области № 257-ОЗ и на основании Порядка предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года в Михайловском районе Амурской области, социальная выплата на цели капитального ремонта предоставляется гражданам, являвшимся собственниками пострадавших жилых помещений на момент возникновения чрезвычайной ситуации. Козырев П.М. собственником дома стал в ДД.ММ.ГГГГ года. Поскольку на момент ЧС Козырев П.М. не являлся собственником дома, то ему было отказано в предоставлении социальной выплаты. Также указала, что истец не доказал факт заключения договора купли-продажи дома в ДД.ММ.ГГГГ году.
 

    Свидетель ФИО2 пояснил, что после смерти его тетки он оформил дом в свою собственность, брат Козырев П.М. проживал в то время в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году он женился и переехал в <адрес>, а его брат вернулся в <адрес> и стал проживать в этом доме. Примерно в ДД.ММ.ГГГГ года брат ему передал за <адрес> млн неденоминированных рублей, так как была необходимость в приобретении жилья в <адрес>. Но никаких расписок и договоров не составляли, так как полностью доверяли друг другу. Договор дарения дома заключили для оформления документов для получения средств на проведение капитального ремонта дома.
 

    Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
 

    Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
 

    Согласно постановлению главы Михайловского района Амурской области №764 от 04.08.2013 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Михайловского района» следует, что с 20.00 часов 04.08.2013 на территории Михайловского района введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлено главам Поярковского, Димского, Чесноковского, Новочесноковского, Калининского сельсоветов рекомендовать ввести на территории поселений режим чрезвычайной ситуации.
 

    Согласно Перечню населенных пунктов, пострадавших в результате ливневых дождей, утвержденному Главой Михайловского района 16.09.2013 и главным специалистом службы ГЗ и ПБ администрации района от 16.09.2013, на территории <адрес> в августе 2013 года были повреждены домовладения и имущество граждан в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной частыми проливными дождями.
 

    В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
 

    Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года N 923 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам указанных в Указе Президента Российской Федерации субъектам Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
 

    Предоставление трансфертов осуществляется при наличии у субъекта Российской Федерации утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья.
 

    Таким образом, предоставляя меры социальной поддержки за счет выделенных средств из федерального бюджета, субъект обязан был предусмотреть и условия их предоставления, установленные Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
 

    Согласно положениям п.7 «Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г.» трансферты могут быть направлены субъектом РФ, в том числе, на реализацию мер поддержки граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
 

    Нормативным актом, закрепляющим порядок предоставления социальной выплаты на цели капитального ремонта в Амурской области является Закон Амурской области № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта», во исполнение которого главой Михайловского района Амурской области был утвержден 26.11.2013 «Порядок предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года в Михайловском районе Амурской области».
 

    Согласно ст.3 закона Амурской области № 257-ОЗ, а также п.2 постановления главы Михайловского района Амурской области от 26.11.2013 №1068 «Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года в Михайловском районе Амурской области» право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане РФ, постоянно проживающие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
 

    Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494). Согласно п.47 указанного Положения по результатам работы комиссия принимает решение, в том числе, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта.
 

    В соответствии со ст.5 Закона Амурской области от 28.10.2013 года №257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления.
 

    В соответствии со ст.6 Закона Амурской области от 28.10.2013 года №257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - органы местного самоуправления). Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на срок по 31 декабря 2014 года. Органам местного самоуправления передаются следующие государственные полномочия: 1) прием и рассмотрение заявлений и документов от граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт; 2) формирование и утверждение списков граждан, жилые помещения которых повреждены; 3) выплата пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
 

    Из материалов дела следует, что Козырев П.М. является собственником жилого <адрес> в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. в качестве основания возникновения права собственности в свидетельстве указан договор дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Из представленного в материалы дела договора дарения жилого дома следует, что такой договор заключен ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 (даритель) и ФИО5 (одаряемый), по которому даритель подарил одаряемому жилой <адрес> в <адрес>. Также из договора следует, что такой дом принадлежал дарителю на праве собственности на основании договора передачи в собственность граждан жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и право на дом зарегистрировано за дарителем ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Из дела следует, что Козырев П.М. обратился с заявлением (без даты) в администрацию Михайловского района с просьбой о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья, указав, что жилое помещение находится в его собственности, приложив к заявлению свидетельство о регистрации права, копию технического паспорта на дом, копию паспорта и копию сберкнижки. Таким образом, факт подачи заявления о предоставлении социальной выплаты имел место после получения свидетельства о праве собственности на жилое помещение
 

    Также из материалов дела следует, что Козырев П.М. подавал заявление в межведомственную комиссию по обследованию принадлежащего ему жилого помещения.
 

    Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес> в <адрес> признан пригодным для проживания. Указано на необходимость проведения восстановительного ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений. Данное обстоятельство также отражено в акте обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Уведомлением администрации Михайловского района от ДД.ММ.ГГГГ Козыреву П.М. отказано в предоставлении социальной выплаты на цели капитального ремонта по причине отсутствия права собственности на дом на момент ЧС.
 

    Не соглашаясь с указанным отказом администрации Михайловского района, истец ссылается на то, что жилой <адрес> в <адрес> является для него единственным жилым помещением с ДД.ММ.ГГГГ, и он проживал в данном доме на момент чрезвычайной ситуации, в связи с чем, считает, что у него возникло право на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта дома.
 

    Из отметки о регистрации истца по месту жительства, из справок администрации Чесноковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Козырев П.М. зарегистрирован и проживает в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года, в том числе, проживал в указанном доме на момент ЧС в августе 2013 года. Данное обстоятельство никем из заинтересованных лиц не оспаривается, и не являлось основанием для отказа Козыреву П.М. во включении его в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта дома. При этом, суд отмечает, что поскольку Козырев П.В. в судебном заседании не поддерживал требование о признании факта проживания в жилом <адрес> в <адрес>, то в силу положений ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд не рассматривает данные требования.
 

    Вместе с тем, исходя из положений п.1 ст. 3 Закона Амурской области № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта», одного факта постоянного проживания в жилом помещении, подвергшемся затоплению, и в отношении которого установлена необходимость проведения капитального ремонта, недостаточно для возникновения права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома. У гражданина, претендующего на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта, должна быть вся совокупность предусмотренных законом условий, включая постоянное проживание в жилом помещении, подвергшемся затоплению, отсутствие другого жилого помещения для проживания, и наличие собственности на такое жилое помещение. Представленные в дело фотографии затопления жилого дома, в котором проживает истец, не могут быть приняты в качестве безусловного основания для признания у истца права на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта.
 

    Из материалов дела следует, что истец фактически проживал в жилом <адрес> в <адрес>, но на момент чрезвычайной ситуации не являлся собственником дома, а приобрел такое право только с момента государственной регистрации права собственности, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по договору от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Довод истца о фактическом приобретении дома в ДД.ММ.ГГГГ году суд находит несостоятельным, поскольку как следует из пояснений истца и показаний свидетеля ФИО2 сделка купли-продажи дома в письменной форме не оформлялась, расписка о передаче средств в счет стоимости дома не писалась. Свидетель в судебном заседании указывал на то, что денежные средства за дом в размере <данные изъяты> неденоминированных рублей ему были переданы братом в ДД.ММ.ГГГГ года, истец пояснял, что передача средств была осуществлена в ДД.ММ.ГГГГ году.
 

    При этом суд учитывает, что положениями ст. 161 ГК РФ (вступившего в силу с 01.01.1995) в первоначальной редакции было закреплено обязательное требование о заключении сделок между гражданами в простой письменной форме на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. На дату введения в действие ГК РФ минимальный размер оплаты труда составлял 20500 руб. Из положений ст. 44 ГК РСФСР следовало, что сделки граждан между собой на сумму свыше 100 руб. должны совершаться в простой письменной форме.
 

    Таким образом, исходя из того, что деноминация денежных средств была произведена с 01.01.1998, соответственно сделка по купле-продаже жилого дома при стоимости дома в размере 3 млн рублей должна была быть совершена сторонами в письменной форме. Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (ст. 162 ГК РФ), аналогичное положение относительно невозможности ссылаться на показания свидетелей при несоблюдении письменной формы сделки было закреплено в ст. 46 ГК РСФСР.
 

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцом не доказан факт владения домом на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ года, а показания свидетеля ФИО2 в указанной части не могут быть приняты в качестве доказательства в силу прямого указания в законе.
 

    Согласно ч.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом, ФИО2, являясь собственником жилого дома, вправе был предоставить его для проживания иному лицу, в том числе и брату, проживание которого не порождает у него права собственности на объект недвижимого имущества независимо от срока проживания, поскольку имущество имеет своего собственника, который от своих прав собственности в установленном законом порядке не отказывался.
 

    В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Михайловского района от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Козыреву В.П. социальной выплаты на цели капитального ремонта дома является обоснованным, поскольку истец Козырев П.М. не может быть включен в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта в связи с несоответствием установленным требованиям, а именно в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности Козырева П.М. на жилой дом на момент возникновения чрезвычайной ситуации.
 

    На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
 

 

    РЕШИЛ:
 

 

    В удовлетворении исковых требований Козырева П.М. к администрации Михайловского района Амурской области о признании права на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого <адрес> в <адрес>, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Председательствующий Ю.В. Кундикова
 

    В окончательной форме решение изготовлено 02.06.2014