РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    р.п. Мишкино                                                                                                    30 июня 2014 года
 

    Мишкинский районный суд Курганской области
 

    в составе председательствующего судьи Клещ Е.Г.,
 

    с участием представителя истца помощника прокурора Снежкова Н.Б.,
 

    представителей ответчиков Павлова В.А., Белова В.Н., Кононова В.И., Манаковой Л.А., Думина В.Д., Белоусова С.В., Козелло Л.В., Осипова Н.А., Антонова А.Г., Петрова А.А.,
 

    представителя третье лица Марфицыной Е.А.,
 

    при секретаре Усовой М.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Мишкинского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Коровинского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Кировского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Введенского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Островнинского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Восходского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Новопесковского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Маслинского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Краснознаменского сельсовета Мишкинского района Курганской области о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Мишкинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федеарции к Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Коровинского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Кировского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Введенского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Островнинского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Восходского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Новопесковского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Маслинского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрации Краснознаменского сельсовета Мишкинского района Курганской области о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей.
 

    В обоснование иска указал, что прокуратурой Мишкинского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации Мишкинского поссовета, Администрации Коровинского сельсовета, Администрации Кировского сельсовета, Администрации Введенского сельсовета, Администрации Островнинского сельсовета, Администрации Восходского сельсовета, Администрации Новопесковского сельсовета, Администрации Маслинского сельсовета, Администрации Краснознаменского сельсовета, в ходе которой установлено следующее. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В нарушение указанных требований ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 N 4690-88, ответчиками не разработана и не утверждена генеральная схема очистки населенных пунктов. Кроме того, в нарушение требований п. 5, 8, 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, на территории поселения не приняты меры по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию потребителей о порядке осуществления такого сбора, не определено место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп. Отсутствие генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования, а также отсутствие муниципальных актов об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования населения о порядке осуществления такого сбора, об определении места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп влечет нарушение положений Конституции РФ, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, создает угрозу экологической безопасности. Кроме того, физические лица лишены возможности сдавать для накопления отработанные ртутьсодержащие лампы, поскольку правовое регулирование указанного вопроса местного значения в поселении отсутствует. Таким образом, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп может полечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, так как названные лампы утилизируются вместе с обычными бытовыми отходами. Просит признать бездействий Администрации Мишкинского поссовета, Администрации Коровинского сельсовета, Администрации Кировского сельсовета, Администрации Введенского сельсовета, Администрации Островнинского сельсовета, Администрации Восходского сельсовета, Администрации Новопесковского сельсовета, Администрации Маслинского сельсовета, Администрации Краснознаменского сельсовета по не разработке генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования и по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования незаконными; обязать Администрацию Мишкинского поссовета, Администрацию Коровинского сельсовета, Администрацию Кировского сельсовета, Администрацию Введенского сельсовета, Администрацию Островнинского сельсовета, Администрацию Восходского сельсовета, Администрацию Новопесковского сельсовета, Администрацию Маслинского сельсовета, Администрацию Краснознаменского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования; обязать Администрацию Мишкинского поссовета, Администрацию Коровинского сельсовета, Администрацию Кировского сельсовета, Администрацию Введенского сельсовета, Администрацию Островнинского сельсовета, Администрацию Восходского сельсовета, Администрацию Новопесковского сельсовета, Администрацию Маслинского сельсовета, Администрацию Краснознаменского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор, определить порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, определить место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и организовать информирование потребителей о порядке осуществления такого сбора.
 

    Представитель истца помощник прокурора Снежков Н.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что истец не настаивает на заявленных в исковом заявлении сроках по устранению выявленных нарушений. Вопрос о сроках оставляет на усмотрение суда.
 

    Представители ответчиков Павлов В.А., Белов В.Н., Кононов В.И., Манакова Л.А., Думин В.Д., Белоусов С.В., Козелло Л.В., Осипов Н.А., Антонов А.Г., Петров А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились.
 

    Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Курганской области по доверенности Марфицына Е.А. с иском в части возложения обязанности на ответчиков по организации сбора, определению порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, определению места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и организации информирование потребителей о порядке осуществления такого сбора согласилась. В части возложения обязанности на ответчиков по разработке и утверждению генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования не согласилась.
 

    Заслушав пояснения сторон, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
 

    В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
 

    В соответствии с п. 18 ч.1 и ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
 

    Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения рабочего поселка Мишкино, Коровинского сельсовета, Кировского сельсовета, Введенского сельсовета, Островнинского сельсовета, Восходского сельсовета, Новопесковского сельсовета, Маслинского сельсовета, Краснознаменского сельсовета (п.19 ч.1 ст. 6 Устава рабочего поселка Мишкино Мишкинского района Курганской области, Устава Коровинского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Устава Кировского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Устава Введенского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Устава Островнинского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Устава Восходского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Устава Новопесковского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Устава Маслинского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Устава Краснознаменского сельсовета Мишкинского района Курганской области).
 

    Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 

    В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
 

    Согласно ч. 2 ст. 21 от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
 

    В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, а также ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от территориального деления муниципального образования.
 

    Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Мишкинского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации Мишкинского поссовета, Администрации Коровинского сельсовета, Администрации Кировского сельсовета, Администрации Введенского сельсовета, Администрации Островнинского сельсовета, Администрации Восходского сельсовета, Администрации Новопесковского сельсовета, Администрации Маслинского сельсовета, Администрации Краснознаменского сельсовета.
 

    В ходе проверки установлено, что на территории муниципальных образований не приняты меры по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию потребителей о порядке осуществления такого сбора, не определено место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.
 

Согласно п. 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 (далее - Правил), отработанные ртутьсодержащие лампы - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента. накопление отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование.

    В соответствии с п. 5, 8, 9 Правил накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
 

    Постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 N 498 утверждена государственная программа Курганской области «Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области в 2014 - 2020 годах». В перечень мероприятий по реализации подпрограммы «Охрана окружающей среды Курганской области» включен пункт 5, согласно которому ответственными исполнителями (соисполнителями) по организации пунктов накопления ртутьсодержащих отходов (ламп, термометров) являются органы местного самоуправления муниципальных образований и городских округов Курганской области.
 

    Решением Мишкинской районной Думы от 24.12.2013 г. № 394 полномочия муниципального образования Мишкинский район переданы муниципальным образованиям поссельсоветов района за счет субвенций, передаваемых из бюджета района в бюджет соответствующих поселений.
 

    Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что требования истца о признании бездействий ответчиков по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципальных образований незаконными, возложении обязанности на ответчиков организовать сбор, определить порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, определить место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и организовать информирование потребителей о порядке осуществления такого сбора, обоснованы и подлежат удовлетворению. Учитывая, что истец не настаивал на заявленных в исковом заявлении сроках по устранению выявленных нарушений, применяя принцип разумности, суд устанавливает срок для исполнения возложенной на ответчиков обязанности до ДД.ММ.ГГГГ
 

    Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании бездействий ответчиков по не разработке генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования незаконным и возложении обязанности на ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования, по следующим основаниям.
 

    Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 N 4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, у утвержденной решением исполкома местного Совета народных депутатов.
 

    Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 152 утвержденыМетодические рекомендации МДК 7-01.2003 «О порядке разработки генеральных схем очисткитерриторий населенных пунктов Российской Федерации» разработанные ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами» Госстроя России с учетом требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Градостроительного кодекса Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации и предназначены для работников жилищно-коммунальных и других организаций, занимающихся очисткой и уборкой населенных пунктов.
 

    Согласно п.1 Методических рекомендации МДК 7-01.2003 генеральной схемой очистки является проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий. Генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств. Как правило, генеральная схема очистки разрабатывается в составе генерального плана города на срок до 5 лет с выделением первой очереди мероприятий, а прогноз может охватывать срок до 10 - 20 лет.
 

    В соответствии с предисловием Методических рекомендации МДК 7-01.2003 настоящие Методические рекомендации распространяются на разработку генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации с расчетной численностью населения свыше 10 тыс. человек. При необходимости генеральная схема очистки разрабатывается для групп поселений, регионов, агломераций, областей, районов.
 

    Пунктом 2 Методических рекомендации МДК 7-01.2003 предусмотрено, что задание на разработку генеральной схемы составляется, как правило, городскими органами жилищно-коммунального хозяйства совместно с проектными организациями, органами санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды и утверждается местными органами самоуправления.
 

    Учитывая, что численность населения во всех муниципальных образованиях в Мишкинском районе не превышает 10000 человек, администрации всех муниципальных образований Мишкинского района ежегодно принимают постановления по утверждению плана мероприятий по благоустройству населенных пунктов, в соответствии с которыми ежегодно в населенных пунктах производится очистка и уборка территорий населенных мест (за исключением Администрации Мишкинского поссовета, которая производит данные мероприятия в соответствии с Правилами благоустройства территории рабочего поселка Мишкино Мишкинского района, утвержденными решением Мишкинской поселковой Думы), то есть предполагаемые генеральной схемой очистки населенного пункта мероприятия ответчиками запланированы и производятся, суд не находит оснований для возложения на ответчиков обязанности разработать и утвердить генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования.
 

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковое заявление прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить в части.
 

    Признать бездействия Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области незаконными.
 

    Признать бездействия Администрации Коровинского сельсовета Мишкинского района Курганской области по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Коровинского сельсовета Мишкинского района Курганской области незаконными.
 

    Признать бездействия Администрации Кировского сельсовета Мишкинского района Курганской области по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Кировского сельсовета Мишкинского района Курганской области незаконными.
 

    Признать бездействия Администрации Введенского сельсовета Мишкинского района Курганской области по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Введенского сельсовета Мишкинского района Курганской области незаконными.
 

    Признать бездействия Администрации Островнинского сельсовета Мишкинского района Курганской области по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Островнинского сельсовета Мишкинского района Курганской области незаконными.
 

    Признать бездействия Администрации Восходского сельсовета Мишкинского района Курганской области по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Восходского сельсовета Мишкинского района Курганской области незаконными.
 

    Признать бездействия Администрации Новопесковского сельсовета Мишкинского района Курганской области по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Новопесковского сельсовета Мишкинского района Курганской области незаконными.
 

    Признать бездействия Администрации Маслинского сельсовета Мишкинского района Курганской области по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Маслинского сельсовета Мишкинского района Курганской области незаконными.
 

    Признать бездействия Администрации Краснознаменского сельсовета Мишкинского района Курганской области по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Краснознаменского сельсовета Мишкинского района Курганской области незаконными.
 

    Обязать Администрацию Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области, Администрацию Коровинского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрацию Кировского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрацию Введенского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрацию Островнинского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрацию Восходского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрацию Новопесковского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрацию Маслинского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Администрацию Краснознаменского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор, определить порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, определить место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и организовать информирование потребителей о порядке осуществления такого сбора.
 

    В удовлетворении остальной части иска прокурору Мишкинского района Курганской области отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Мишкинский районный суд Курганской области.
 

    Судья                       Е.Г. Клещ