Дело №
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                           р.п.Мишкино
 

    Мишкинский районный суд Курганской области в составе
 

    председательствующего судьи Туголукова Ю.А.,
 

    при секретаре Касатовой М.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Гладышевская основная общеобразовательная школа», Муниципальному отделу управления образования Администрации Мишкинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
 

установил:
 

    Прокурор Мишкинского района обратился в Мишкинский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Гладышевская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Гладышевская ООШ»), Муниципальному отделу управления образования Администрации Мишкинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Мишкинского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности МКОУ «Гладышевская ООШ» в ходе которой установлено, что в процессе деятельности образовательного учреждения образуются бытовые отходы: люминесцентные ртутьсодержащие трубки, использованные энергосберегающие лампы (I класс опасности), мусор от бытовых помещений (IV класс опасности) и др., которые в соответствии с Приказом МПР 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» относятся к различным классам опасности.
 

    По данным Муниципального отдела управления образованием Администрации Мишкинского района в образовательных учреждениях района используются люминесцентные и энергосберегающие лампы. Действующих договоров на оказание услуг по утилизации отходов не имеется. Кроме того, паспорта на опасные отходы I-IV класса опасности для окружающей среды отсутствуют.
 

    В нарушение требований закона, МКОУ «Гладышевская ООШ» осуществляет свою деятельность без составления паспортов на опасные отходы, у школы отсутствует упаковочная емкость, обеспечивающая сохранность поврежденных ртутьсодержащих ламп, в школе не обеспечено накопление отработанных ртутьсодержащих ламп отдельно от других видов отходов.
 

    Отсутствие в школе паспортов на опасные отходы, упаковочной емкости обеспечивающей сохранность поврежденных ртутьсодержащих ламп, необеспечение накопления отработанных ртутьсодержащих ламп отдельно от других видов отходов нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
 

    На основании изложенного прокурор Мишкинского района Курганской области действуя в интересах неопределенного круга лиц просил суд признать бездействие муниципального казенного образовательного учреждение «Гладышевская основная общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению паспортов отходов, неприобретении упаковочной емкости, обеспечивающей сохранность поврежденных ртутьсодержащих ламп, а также необеспечение накопления отработанных ртутьсодержащих ламп отдельно от других видов отходов, незаконным.
 

    Просил суд обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Гладышевская основная общеобразовательная школа» составить, утвердить и представить на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области паспорта на опасные отходы I-IV класса опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности. Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Гладышевская основная общеобразовательная школа» осуществлять накопление отработанных ртутьсодержащих ламп отдельно от других видов отходов. Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Гладышевская основная общеобразовательная школа» приобрести упаковочную емкость, обеспечивающую сохранность поврежденных ртутьсодержащих ламп. Обязать Муниципальный отдел управления образованием Администрации Мишкинского района профинансировать проведение указанных мероприятий.
 

    В ходе рассмотрения дела в судебном заседании истец просил суд признать бездействие муниципального казенного образовательного учреждения «Гладышевская основная общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению паспортов отходов, незаконным. Просил суд обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Гладышевская основная общеобразовательная школа» составить, утвердить и представить на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области паспорта на опасные отходы I и IV класса опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности, в срок до 1.05.2015 г. Обязать Муниципальный отдел управления образованием Администрации Мишкинского района профинансировать проведение соответствующих мероприятий, направленных на составление, утверждение и представление на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области паспорта на опасные отходы I и IV класса опасности для окружающей среды в срок до 1.05.2015г. Доводы в обосновании указанных исковых требованиях, изложенные в письменном иске поддержал. В остальной части исковые требования не поддержал.
 

    Представитель Муниципального отдела управления образованием Администрации Мишкинского района Курганской области, действуя на основании доверенности, с заявленными требованиями согласилась. Указала, что для выполнения заявленных требований в 2014 году не предусмотрено соответствующего финансирования от Администрации Мишкинского района. Бюджет района на текущий год формируется в ноябре предыдущего года. В настоящее время бюджет на 2014 год уже сформирован. Средства на выполнение заявленных требований будут заложены в бюджет 2015 года. Просила предусмотреть срок выполнения требований до 1 мая 2015 года.
 

    Представитель муниципального казенного образовательного учреждения «Гладышевская основная общеобразовательная школа» пояснила, что отработанные лампы хранятся в соответствии с нормативными требованиями. Указала, что паспорт на отходы I и IV класса юридическое лицо не имеет в связи с отсутствием финансирования. Просила предусмотреть срок выполнения требований до 1 мая 2015 года.
 

    Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Администрация Мишкинского района Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
 

    Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
 

    Заслушав в судебном заседании стороны, участвующие в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
 

    В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
 

    Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
 

    На основании ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
 

    В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасных отходов» установлено, что паспорта опасных отходов составляются и утверждаются юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы. Паспорт опасных отходов составляется на отходы, обладающие опасными свойствами, а также на отходы I-IV класса опасности для окружающей среды.
 

    Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».
 

    Согласно п.п. 4, 5, 7 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 (далее - Правила), потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару (упаковочную емкость, обеспечивающую сохранность ртутьсодержащих ламп при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании).
 

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 20, 41 Конституции РФ).
 

    В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
 

    В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»Государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. Детство находится под защитой государства.
 

    Учитывая, что МКОУ«Гладышевская основная общеобразовательная школа» является объектом с массовым пребыванием несовершеннолетних граждан, требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку направлены на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, в данном случае ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
 

    Факт отсутствия в МКОУ «Гладышевская основная общеобразовательная школа» паспортов на опасные отходы в ходе рассмотрения настоящего дела сторонами не оспаривался.
 

    Суд приходит к выводу, что бездействие МКОУ «Гладышевская основная общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению паспортов отходов является недопустимым, поскольку нарушает права и законные интересы учащихся, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
 

    Ответчиком суду не предоставлено доказательств совершения конкретных действий, направленных на принятие мер по разработке и утверждению паспортов отходов, обладающих опасными свойствами, а также на отходы I и IV класса опасности для окружающей среды.
 

    Согласно Устава МКОУ «Гладышевская ООШ» Администрация Мишкинского района является учредителем школьного учреждения. К компетенции Учредителя относится финансирование образовательного учреждения. В соответствии с Положением о Муниципальном отделе управления образованием, утвержденным распоряжением Главы Мишкинского района от 20.12.2010 г. № 1211-р, Муниципальный отдел управления образованием выполняет полномочия учредителя переданных администрацией района подведомственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Мишкинского района. МОУО согласовывает сметы доходов и расходов, необходимую документацию по расчету объема финансирования образовательных учреждений.
 

    В ходе рассмотрения дела судом установлено, что отходы I класса опасности (люминесцентные ртутьсодержащие лампы) хранятся ответственным МКОУ «Гладышевская ООШ» в соответствии с действующими Правилами. Исковые требования в указанной части истец не поддержал. При таких обстоятельствах исковые требования о возложении обязанности по надлежащему накоплению, хранению и приобретению тары удовлетворению не подлежат.
 

    В соответствии со ст.45 ГПК РФ - прокурор обоснованно предъявил иск в интересах неопределенного круга лиц, права которых нарушены.
 

    Принимая во внимание, что ответчики финансируются за счет бюджетных средств Администрации Мишкинского района, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 1 мая 2015 года.
 

    Руководствуясь ст. ст. 167, 194 - 198 ГПК РФ суд,
 

решил:
 

    Иск прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Гладышевская основная общеобразовательная школа», Муниципальному отделу управления образования Администрации Мишкинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить в части.
 

    Признать бездействие муниципального казенного образовательного учреждения «Гладышевская основная общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению паспортов отходов, незаконным.
 

    Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Гладышевская основная общеобразовательная школа» в срок до 1 мая 2015 года составить, утвердить и представить на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области паспорта на опасные отходы I и IV класса опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности.
 

    Обязать Муниципальный отдел управления образованием Администрации Мишкинского района в срок 1 мая 2015 года профинансировать проведение МКОУ «Гладышевская ООШ» мероприятий, направленных на составление, утверждение и представление на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области паспорта на опасные отходы I и IV класса опасности для окружающей среды.
 

    В удовлетворении иска в остальной части отказать.
 

    Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, а так же лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Мишкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Судья Мишкинского
 

    районного суда:                                                                             Ю.А. Туголуков