Дело --
 

 

 

 

 

 

 

    Р Е Ш Е Н И Е
 

    И--1
 

    -- --
 

 

    Мазановский районный суд -- в составе:
 

    председательствующего судьи Знатновой Н.В.,
 

    при секретаре Сун Е.А.
 

    с участием:
 

    истцов --2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего --2, --3,
 

    представителя администрации -- --5,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
 

    --4, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего --2, --3 к администрации --, третьему лицу- Министерству архитектуры и строительства -- об обязывании администрации -- включить в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в -- на территории -- для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения,
 

    У С Т А Н О В И Л :
 

 

    --4, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего --2, --3 обратились в суд с указанным иском, просили включить их в списки граждан на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
 

    В обоснование заявленных требований истцы указали, что -- они обратились к главе администрации -- с заявлением о предоставлении социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу -- имбыло отказано во включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и предоставлении мер поддержки с целью капитального ремонта поврежденного жилого помещения в связи с тем, что указанное жилое помещение было приобретено истцами в собственность только -- года, после введения на территории муниципального образования режима чрезвычайной ситуации. Истцы полагают данный отказ не основанным на нормах закона. Просят суд обязать администрацию включить их в список пострадавших для оказания социальной поддержки на цели капитального ремонта их дома.
 

    В судебном заседании истец --4 на иске настаивала. До оформления права собственности на жилой дом он находился в муниципальной собственности. Во время чрезвычайной ситуации они приватизировали жилье каждому по 1/3 доли, а затем -- зарегистрировали право собственности на него. Их включили в список пострадавших, но затем администрация -- отказала, указав, что они оформили в собственность дом после объявления режима чрезвычайной ситуации. Комиссией было установлено, что их жилье требует капитального ремонта. Просила суд обратить решение к немедленному исполнению.
 

    В судебном заседании истец --3 пояснил, что настаивает на иске. Просил суд обратить решение к немедленному исполнению.
 

    В судебном заседании представитель ответчика – администрации -- --5 пояснил, что не признает исковые требования, так как истцы оформили своё право собственности после объявления режима чрезвычайной ситуации, поэтому не были собственниками жилого дома, в отношении которого требуют социальную поддержку.
 

    В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерства строительства и архитектуры не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.
 

    На основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
 

    Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
 

    Распоряжением губернатора -- от -- -- в целях защиты населения и территорий -- в -- введен режим чрезвычайной ситуации.
 

    В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от -- № --ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
 

    Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от -- № --ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 вышеуказанного Закона).
 

    Указом Президента Российской Федерации от -- № -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях --» предусмотрено выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате наводнения.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от -- №-- «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на --» утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам. -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в --.
 

    Кроме того, на территории -- действует -- от -- № ---0З «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в -- на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта».
 

    В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
 

    В ходе рассмотрения дела судом было достоверно установлено, что истец --2 зарегистрирована и постоянно проживает в указанном жилом помещении с --, а истец --3 – с --, иного пригодного для проживания жилья не имеют. Факт повреждения данного жилого дома в результате чрезвычайной ситуации и необходимость проведения капитального ремонта данного объекта подтверждается выданным межведомственной комиссией актом обследования помещения от -- №--. Право собственности данное жилое помещение возникло у истицов с момента его государственной регистрации --, то есть после введения распоряжением главы администрации -- сельсовета от -- режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования.
 

    Кроме того, помимо оказания помощи собственникам поврежденных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений (в виде предоставления жилого помещения или выплаты на строительство (приобретение) жилья взамен утраченного) пунктом 7 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в -- предусмотрена возможность предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений.
 

    Предоставление таких трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации ряда установленных пунктом -- Правил условий, в том числе при наличии утвержденного нормативным правовым актом субъекта порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений. Вместе с тем, Постановлением -- от -- № -- данный порядок был утвержден и вступил в силу.
 

    Все указанные выше нормы имеют своей целью оказание социальной поддержки гражданам, у которых в результате произошедшей на территории -- чрезвычайной ситуации было повреждено занимаемое жилое помещение. При этом оказание помощи не ставится в зависимость от того, является ли лицо собственником поврежденного помещения, либо проживает в нем по договору социального найма..
 

    Исходя из позиции ответчика по настоящему делу- администрации -- в том случае, если бы истцы, фактически владевшие жилым помещением до момента объявления режима чрезвычайной ситуации, зарегистрировали свое право на него до введения режима чрезвычайной ситуации, то их требования о получении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения были бы приняты администрацией --. В том случае, если бы жилое помещение истцов оставалось в собственности муниципального образования, обязательства по проведению его капитального ремонта лежали бы на соответствующем муниципальном образовании. Однако зарегистрировав в установленном порядке свое право на недвижимое имущество после введения чрезвычайной ситуации истцы, которым в получении социальной выплаты было отказано, в настоящий момент лишены права требовать проведения капитального ремонта своего жилого помещения у органов местного самоуправления.
 

    Таким образом, создалась ситуация, при которой гарантированное статьей 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», право истцов на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, было ограничено по основаниям, не предусмотренным ни федеральным, ни областным законодательством.
 

    Из представленных в материалах дела доказательств следует, что истцы на протяжении длительного времени добросовестно пользовалась жилым помещением, несли расходы по его содержанию, заключили договор о безвозмездной передачи дома в их собственность от --, в связи с чем не имеется оснований полагать, что в обращении истцов с заявлением о предоставлении социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения имеются признаки злоупотребления правом.
 

    С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.
 

    На заседании оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности -- было решено рекомендовать главам муниципальных районов создать комиссии районного уровня с привлечением в их состав специалистов органов местного самоуправления поселений, депутатов районного уровня, незаинтересованной общественности и повторно рассмотреть заявления граждан, поступившие в ноябре-декабре 2013 года на оказание финансовой помощи. Комиссиям было рекомендовано провести по каждому заявлению адресные проверки с составлением повторных актов обследования жилых домов (протокол № --).
 

    Согласно п.9.2.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от -- -- список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера подписывается руководителем (его заместителем) ОУФМС РФ по субъекту РФ; руководителем ( его заместителем) ГУ МЧС РФ по субъекту РФ; руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта.
 

    На основании указанных Методических рекомендаций Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в -- на территории -- (далее Методические рекомендации от -- года), согласно пункту 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти -- и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в -- на территории --, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
 

    В соответствии с данными Методическими рекомендациями от -- (п.п. 3.3, 3.5, 3.6, 3.7) комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение трех календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.
 

    После обследования местная администрация принимает решение о включении гражданина в список пострадавших на получение соответствующего вида выплаты (которое является основанием для предоставления помощи) или об отказе в таком включении, а затем формирует списки по рекомендованным формам.
 

    В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка, утвержденного постановлением -- от -- -- министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области обеспечивает формирование списков, их согласование в установленном порядке, представляет утвержденные и согласованные списки в течение 5 дней в министерство социальной защиты населения области на электронных и бумажных носителях. Министерство социальной защиты населения области в течение одного дня со дня поступления из министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области списков направляет их в соответствующие ГКУ-УСЗН. После получения списка (списков) ГКУ-УСЗН в течение пяти дней с момента их поступления при наличии средств производит выплаты помощи гражданам, включенным в списки, посредством перечисления соответствующих средств на счета пострадавших граждан, открытые в кредитных организациях.
 

    Как следует из Методических рекомендаций от -- года, местная администрация формирует списки граждан на получение финансовой помощи после обследования ею жилого помещения заявителя и может принять решение о не включении заявителя в список.
 

    Судом установлено, что главой администрации -- было принято решение о не включении истцов в указанный выше список.
 

    Из этого следует, что полномочия по составлению списков приняла на себя администрация --, следуя решениям оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- (протокол № --), от -- (протокол № --), согласно которым обязанность по составлению списков возложена на администрацию муниципальных районов области.
 

    Учитывая изложенное, суд возлагает обязанность по включению истцов в список на администрацию --.
 

    Рассматривая требование истцов об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает необходимым данное требование удовлетворить по следующим основаниям.
 

    В соответствии с ч. 1 сл. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
 

    Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
 

    При этом обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
 

    Р Е Ш И Л:
 

 

    Исковые требования --4, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего --2, --3 к администрации --, третьему лицу- Министерству архитектуры и строительства -- об обязывании администрации -- включить в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в -- на территории -- для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения удовлетворить.
 

    Обязать администрацию -- включить --4, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего --2, --3 в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в -- на территории -- для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения. Расположенного по адресу -- дом № --.
 

    Решение обратить к немедленному исполнению.
 

    Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивировочная часть решения будет изготовлена в течение пяти суток, то есть до --. Стороны вправе ознакомиться с мотивированным решением --.
 

    Судья Знатнова Н.В.
 

    Мотивированное решение изготовлено -- года