Дело 2-303/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд --3 -- в составе:
председательствующего судьи Знатновой Н.В.,
при секретаре Сун Е.А.,
с участием:
истица: --4, представителя ответчика администрации -- --3 -- --1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--4 к администрации --, администрации -- сельсовета -- --3 --, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика- министерству финансов --3 -- о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации для предоставления финансовой помощи по частичной утрате имущества; признании действий администрации -- об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за счет средств федерального бюджета, незаконным, обязании администрации -- включить истца в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села -- -- --3 --.
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что в -- в результате чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения, на территории -- сельсовета, жилой дом, расположенный по -- --3 --, был подтоплен. В результате подтопления: в подполье стена выперта от переувлажнения. Печь в трещинах от потолка возле печи отваливается штукатурка.
Истица --4 просит признать пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации для предоставления финансовой помощи по частичной утрате имущества; признать действия администрации -- об отказе по включению истца в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за счет средств федерального бюджета, незаконным, и обязать администрации -- включить истца в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения финансовой помощи за частичную утрату имущества, в результате чрезвычайной ситуации вызванной обильным выпадением осадков на территории села -- -- --3 --.
В судебном заседании истица поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, суду пояснила, что она является собственником жилого дома в --. На основании договора купли-продажи от -- года. В этом договоре номер дома указан 46. Глава сельсовета изменил нумерацию дома и её дом стал под --. В связи с этим, когда она зарегистрировала свое право собственности в Росреестре, ей было выдано свидетельство от -- года, где номер дома указан --. На момент чрезвычайной ситуации в -- она также проживала там. В результате ливневых дождей пострадало подполье, выперло грунт, требуется его ремонт. В доме печь в трещинах, отваливается штукатурка. До чрезвычайной ситуации в доме было сухо. Ей было отказано во включении в списки пострадавших для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, так как согласно ответу администрации -- не установлено утраченное имущество.
В судебном заседании представитель ответчика- администрации -- --3 -- --1 пояснил, что они с комиссией осматривали жилое помещение истцов и действительно обнаружили те повреждения, которые указаны в акте и истицами, в той комнате, где поврежден потолок, истцы не проживают. Поэтому в части признания истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации он признает исковые требования. Согласно заключению межведомственной комиссии имущество утрачено частично, сумма финансовой помощи составляет 50000 рублей.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации -- сельсовета -- --3 -- --2 не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В своем отзыве на иск указал, что в соответствии с Методическими рекомендациями по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в -- на территории --3 -- (протокол заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве --3 -- по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности -- от -- года) администрация сельсовета после проведенного обследования по адресу: --, признала истца пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включила её в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Поэтому в части признания истца пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации он признает исковые требования. Данный список был направлен в Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты --3 --.
Поэтому считает, что администрация сельсовета исполнила все обязанности, возложенные Методическим рекомендациями на администрацию при проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, произошедшей в -- на территории --3 --.
Министерство же отказало в приеме списка на основании того, что у них возникли сомнения в действительности нанесенного ущерба.
В связи с этим протоколом заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве --3 -- по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности -- от -- на органы местного самоуправления муниципальных районов были возложены следующие функции: создание комиссии по повторному обследованию поврежденного имущества граждан, обследование поврежденного имущества и формирование списка граждан данной категории.
На этом основании -- комиссией при администрации -- было проведено обследование жилого помещения истцов и подтверждено право истцов на получение финансовой помощи.
Пунктом 9 протокола заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве --3 -- по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности -- от -- года, так же установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов проводят повторные обследования и предоставляют списки граждан на получение финансовой помощи.
Из этого следует, что на данный момент списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой помощи должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных районов, а не администрацией Новокиевского сельсовета, так как на данный момент у администрации сельсовета нет полномочий по формированию повторных списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Кроме того, администрация сельсовета считает, что не нарушила никаких прав истца, так как администрация сельсовета признала ее пострадавшей и включила в список пострадавших граждан, а не включение истца в повторный список произошло из-за действий администрации --, а не сельсовета. Просил суд в исковых требованиях к администрации Новокиевского сельсовета отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерства финансов --3 -- не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в своем отзыве на иск от -- исх. -- представитель --6 просила рассмотреть дело в её отсутствие на основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
В отзыве на иск Министерство финансов --3 -- указало, что требования истцов не подлежат удовлетворению.
В заявлении истцов указано, что в результате чрезвычайной ситуации пострадало подполье.
В соответствии с действующим законодательством единовременная материальная помощь и финансовая помощь оказывается гражданам пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации за частично либо полостью утраченное имущество.
Статьей 18 Федерального закона от -- № ---ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации указанных норм и в соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), постановлением Правительства --3 -- от -- -- утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства --3 -- (далее - Порядок).
Названными Правилами и Порядком предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов соответственно.
Согласно и. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных, бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, гфеду смотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей получивших ущерб (п. 4 Правил).
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов РФ (абз. 2 п. 6 Правил).
В случае не представления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансирование обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абз. 2 п. 7 Правил).
В соответствии с Постановлением Правительства --3 -- от -- -- утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства --3 -- (далее - Порядок), установлено, что органы местного самоуправления не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращать с просьбой об оказании финансовой помощи с приложением документов, обосновывающих размер испрашиваемых средств.
Если обратившийся с просьбой об оказании помощи в течение одного месяца с даты соответствующего поручения --5 области или первого заместителя председателя -- не представил обосновывающие документы, то вопрос о выделении средств не рассматривается (п. 7 Порядка).
В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий --7 от -- -- списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Списки граждан готовятся органом местного самоуправления,
В соответствии с п. 9.1. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и. последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий --7 от -- -- единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения, из расчета до 10 тыс. руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью, зарегистрированную на занимаемой площади.
В соответствии с п. 9.2. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий --7 от -- -- финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС. оказывается только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного (согласно утвержденного перечня), но среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС.
Выше указанными нормативными правовыми актами, предоставление самими гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, необходимых, для. включения в списки на оказание финансовой помощи документов, в том числе удостоверяющих личность. На органы местного самоуправления возложена обязанность по подготовке списков граждан на получение помощи, а не по выявлению граждан, чье имущество пострадало в результате чрезвычайной ситуации. По смыслу выше приведенных положений законодательства обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер, с соблюдением установленных сроков и предоставлением необходимых документов,
В соответствии со ст. 211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник.
Истцы в установленный законом срок с заявлением на оказание помотай с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок не обратились и уважительных доказательств пропуска срока обращения с заявлением на оказание помощи и для составления и представления необходимых документов не представили, что подтверждается материалами дела. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией.
Как следует из акта осмотра жилого помещения -- пострадало подполье.
Как следует из акта обследования, представленного истцами в качестве доказательства, у истцов не утрачено имущество.
Акт обследования– в подполье стена выперта из-за переувлажнения, печь в трещинах от потолка возле печи отваливается штукатурка.
Согласно акту обследования, искового заявления вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола.
Факт подтопления и наличия воды в подполье (погребе), сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию.
Данная позиция отражена в Апелляционном определении от -- по делу -- Верховного суда --
Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2.2 «Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в -- на территории --3 --», утвержденные протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве --3 -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от --, в соответствии с которым единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2.3. указанных Методических рекомендаций установлено, что финансовая помощь за утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома.
Актом обследования - наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено.
Кроме того, Министерство финансов --3 -- считает данный акт ненадлежащим доказательством по причине того, что из фактов, изложенных в акте невозможно установить причинно-следственную связь между событиями чрезвычайной ситуации (из искового заявления истца - подтопление в --.) и наступившими последствиями, в связи с тем, что между фактами отраженными в акте и событиями чрезвычайной ситуации прошел длительный временной период.
В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в статье 16 ЖК РФ.
В своем заявлении истец указывает, что подтоплено подполье. Однако подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса РФ не является жилым помещением.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истец не представил доказательств об утрате им имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств.
На основании выше изложенного, просили суд в удовлетворении заявленных требований в полном объеме отказать.
На основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика- администрации Новокиевского сельсовета -- --3 --, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерства финансов --3 --.
Выслушав мнение заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № ---ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
--3 -- от -- № -- на территории --3 -- введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
-- --3 № -- было принято решение «О создании чрезвычайной комиссии по осмотру имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории -- сельсовета».
На территории -- сельсовета -- --3 -- режим чрезвычайной ситуации был введен со -- решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации -- --3 --.
Согласно ст. 4 Федерального закона от -- № ---ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - «ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти».
В соответствии пунктом 9 статьи 5 Устава муниципального образования -- сельсовета -- --3 -- - к вопросам местного значения -- сельсовета относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения». Таким образом, суд приходит к выводу, что -- сельсовет является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.
Согласно представленной справке администрации -- сельсовета от -- года, --4 -- года рождения зарегистрирована по адресу --. справка выдана на основании похозяйственной книги № -- год, л/счет --.
Согласно паспорту --4, зарегистрирована по адресу: -- с --.
В соответствии с договором купли-продажи жилого дома от -- --8 приобрела в собственность жилой дом --.
Из свидетельства о заключении брака следует, что --10. в связи с вступлением в брак -- изменила фамилию на «--4».
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от --, --4 имеет в собственности земельный участок для ведения приусадебного хозяйства, общей площадью 987 кв.м., расположенный по адресу: --. Свидетельство выдано на основании свидетельства на право собственности на землю от -- года; решения Мазановского районного суда --3 -- от -- № --.
В соответствии со справкой администрации -- сельсовета от -- -- глава сельсовета изменил нумерацию дома и дом стал под № --.
Согласно кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства жилой дом в 1960 году введен в эксплуатацию, расположен по адресу --3 --, имеет общую площадь 38,9 кв.м.
Из свидетельства о регистрации права собственности от -- --4 зарегистрировала свое право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: --.
Из показаний --4 данных в судебном заседании следует, что она зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: --.
Представленный повторный акт администрации -- и администрации -- сельсовета от -- подтверждают факт подтопления жилого дома, расположенного по адресу --, однако имеется письменное уведомление главы -- от -- года, согласно которому --4 отказано во включении в список лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, так как не установлен факт утраты имущества.
Комиссионный акт составлен специальной правомочной комиссией, созданной для осмотра имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории -- сельсовета и территории --. Сомнений у суда данный акт не вызывает и суд признает его достоверным и допустимым доказательством.
Суд не принимает доводы третьего лица о том, что из представленного акта не следует, что пострадали конструктивные элементы жилого дома.
В силу п.2.15 раздела 5 Приказ Госстроя от -- N -- «Об утверждении формы электронного паспорта многоквартирного дома, формы электронного паспорта жилого дома, формы электронного документа о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры и порядка заполнения указанных документов» печи, камины и очаги отнесены к сведениям о конструктивных элементах жилого дома при предоставлении сведений о техническом состоянии жилого дома.
С учетом изложенного, и принимая во внимание то обстоятельство, что наличие трещин печи отражено в акте от -- и подтвердилось пояснениями представителя ответчика- администрации -- --3 --, доказательства повреждения жилого дома истцов (его конструктивных элементов) в материалах дела имеются.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что --4 на момент чрезвычайной ситуации природного характера произошедшей в -- года на территории муниципального образования -- сельсовет -- проживала по адресу: -- --3 -- и имуществу по месту её проживания в результате стихийного бедствия был причинен ущерб, что подтверждается: актом «осмотра жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации – наводнение, обильное выпадение осадков» от -- года, согласно которому: в подполье стена выперта от переувлажнения, печь в трещинах, от потолка возле печи отвалилась штукатурка;повторным актом обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, обильного выпадения осадков, составленным администрацией -- --3 -- от -- гола, в вышеуказанном доме – в подполье стена выперта от переувлажнения, печь в трещинах, от потолка возле печи отваливается штукатурка. Согласно заключению данного акта общая оценка утраченного имущества составляет 50000 (пятьдесят тысяч) рублей. Сумма финансовой помощи определена, с учетом зарегистрированных в жилом помещении лиц.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № ---ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).
Во исполнение требований ч. 2 ст. 18 Федерального закона от -- № ---ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях --».
Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от -- -- Правительством --3 -- принято постановление от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --3 -- в --, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
В целях оказания гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --3 -- в --, и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, вышеуказанным Постановлением предусматривались выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества, за счет средств, источником финансового обеспечения, которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, и за счет средств дополнительной финансовой помощи, выделенной из федерального бюджета бюджету --3 -- в -- в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка выплаты помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --3 -- в --, утв. Постановлением Правительства --3 -- от -- -- в целях осуществления компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, предусматривался порядок формирования и утверждения списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение в том числе, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ, и на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Постановлением Правительства --3 -- от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --3 -- в --, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», признано тратившим силу в результате принятия Правительством --3 -- постановления от -- № --.
Вместе с тем на момент возникновения спорных правоотношений Постановление Правительства --3 -- от -- -- являлось действующим и определяло условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат. Обратной силы Постановлению Правительства --3 -- от -- -- не придано. В связи с этим Постановление Правительства --3 -- от -- -- подлежит применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.
Кроме того, протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве --3 -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в -- на территории --3 --, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие рекомендации используются исполнительными органами государственной власти --3 -- и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также в целях разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи при утрате имущества.
При этом в силу п. 2.3 раздела II данных Методических рекомендаций, финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущества оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.
При этом в силу п. 2.1, 2.3 раздела II данных Методических рекомендаций следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации. Финансовая помощь за частично утраченное имущество (за счет средств областного бюджета - 50 тыс. рублей на семью, за счет средств федерального бюджета - 50 тыс. рублей на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --3 --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --3 --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с пп. «б» пункта 2 Указа Президента РФ от -- -- Правительству РФ было поручено до -- принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В соответствии с п. 3.5 раздела III данных Методических рекомендаций - комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение 3 календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения заявителя и составляет акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи) по форме, указанной в приложении -- А к Методическим рекомендациям МЧС России, в 3 экземплярах; акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи) по форме, указанной в приложении -- Г к Методическим рекомендациям МЧС России), в 3 экземплярах.
Расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства --3 --, утвержденного Постановлением Правительства --3 -- от -- № --.
Согласно порядку использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства --3 --, утвержденного Постановлением правительства --3 -- от -- -- целями создания резервного фонда являются оказание единовременной материальной помощи пострадавшим и (или) семьям лиц, погибших в результате опасных природных явлений, стихийных бедствий, катастроф, аварии, пожаров, террористических актов и иных чрезвычайных ситуации на территории --3 --, повлекших тяжкие последствия.
Согласно приказу управления гражданской защиты и пожарной безопасности --3 -- от -- № -- (в редакции от -- № --), которым утвержден перечень обосновывающих документов, предоставляемых при выделении средств из резервного фонда Правительства --3 --, и Правила оформления обосновывающих документов, предоставляемых для выделения средств из резервного фонда Правительства --3 -- к заявке на финансирование мероприятий прилагаются, в том числе список на получение единовременной материальной помощи граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, акт обследования объекта, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, кино-, фотодокументы (при наличии таковых), протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Указанные документы составляются должностными лицами отраслевого структурного подразделения администрации -- или жилищными комиссиями администраций сельских поселений, находящихся на территории --.
Таким образом, на территории -- нормативными актами --3 -- и муниципального образования предусмотрено оказание гражданам материальной помощи в счет компенсации утраченного имущества в результате чрезвычайно ситуации, условием которой является признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включения в список на получение материальной помощи.
Из требований приведенных правовых актов следует, что финансовая помощь за частично или полностью утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --3 --, в случае повреждения жилого помещения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от -- № ---ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает право на компенсацию гражданам ущерба их имуществу, а значит, такие выплаты возможны только собственнику поврежденного имущества. Данное обстоятельство является юридически значимым и должно быть установлено судом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, собственником жилого помещения, расположенного по адресу: --3 -- является --4, что подтверждается договором купли-продажи от -- года, удостоверенным Новокиевским сельским советом народных депутатов -- --3 --, зарегистрированного в реестре № --.
На момент введения режима чрезвычайной ситуации --- право собственности на жилой дом за --4 не было зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Федеральный закон от -- № --ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с п.1 ст.33 этого Закона введен в действие с --.
При этом, согласно ч.1 ст.6 названного закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Учитывая изложенное, отсутствие регистрации права собственности на жилой дом, приобретенный в порядке купли-продажи до введения Закона о государственной регистрации, в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним, не является основанием для непризнания права собственности на него.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
--4 постоянно проживает и проживала на момент чрезвычайной ситуации в --, и учитывая наличии повреждений конструктивных элементов указанного жилого дома, которые состоят в установленной причинно-следственной связи с чрезвычайной ситуацией на территории --3 -- в --, влечет возникновение у истицы права на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд принимает доводы администрации -- сельсовета о том, что обязанность по включению в список пострадавших должна производить администрация -- по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истица после обследования её имущества соответствующей комиссией была включена администрацией -- сельсовета в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории -- сельсовета -- --3 --, имеющих право на получение финансовой помощи. Данный список направлялся в министерство пожарной безопасности и гражданской защиты --3 --, которое не утвердило указанный список.
На заседании оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве --3 -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности -- было решено рекомендовать главам муниципальных районов создать комиссии районного уровня с привлечением в их состав специалистов органов местного самоуправления поселений, депутатов районного уровня, незаинтересованной общественности и повторно рассмотреть заявления граждан, поступившие в -- на оказание финансовой помощи. Комиссиям было рекомендовано провести по каждому заявлению адресные проверки с составлением повторных актов обследования жилых домов (протокол № --).
При этом судом было установлено, что администрация -- провела повторную проверку жилого помещения истца, составила акт обследования, установила факт частичной утраты имущества, однако не включила истца в указанный список на получение финансовой помощи, уведомив его об этом..
Согласно п. 9.2.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от -- -- список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера подписывается руководителем (его заместителем) ОУФМС РФ по субъекту РФ; руководителем (его заместителем) ГУ МЧС РФ по субъекту РФ; руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта.
На основании указанных Методических рекомендаций Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве --3 -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --3 -- (далее Методические рекомендации от -- года), согласно пункту 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти --3 -- и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории --3 --, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
В соответствии с данными Методическими рекомендациями от -- (п.п. 3.3, 3.5, 3.6, 3.7) комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение трех календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.
После обследования местная администрация принимает решение о включении гражданина в список пострадавших на получение соответствующего вида выплаты (которое является основанием для предоставления помощи) или об отказе в таком включении, а затем формирует списки по рекомендованным формам.
Методическое руководство по рассмотрению органами местного самоуправления заявлений пострадавших граждан, проведению обследований и составлению списков пострадавших осуществляет министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области, обеспечивающее формирование списков пострадавших для получения выплат за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства --3 -- от -- -- министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области обеспечивает формирование списков, их согласование в установленном порядке, представляет утвержденные и согласованные списки в течение 5 дней в министерство социальной защиты населения области на электронных и бумажных носителях. Министерство социальной защиты населения области в течение одного дня со дня поступления из министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области списков направляет их в соответствующие ГКУ-УСЗН. После получения списка (списков) ГКУ-УСЗН в течение пяти дней с момента их поступления при наличии средств производит выплаты помощи гражданам, включенным в списки, посредством перечисления соответствующих средств на счета пострадавших граждан, открытые в кредитных организациях.
Как следует из приведенных Методических рекомендаций в них не имеется определения понятия «орган местного самоуправления» и «местная администрация», является ли этим органом администрация района либо администрация сельского поселения.
В данном случае следует исходить из тех функций, которые должен выполнять этот орган исходя из Методических рекомендаций и тех функций, какие выполняли ответчики фактически.
Как следует из Методических рекомендаций от -- местная администрация формирует списки граждан на получение финансовой помощи после обследования ею жилого помещения заявителя и может принять решение о не включении заявителя в список.
Судом установлено, что акт обследования жилого помещения истца был утвержден главой администрации -- --3 --, он же принял решение о не включении истца в указанные выше список.
Из этого следует, что полномочия по составлению списков приняла на себя администрация -- --3 --, следуя решениям оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве --3 -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- (протокол № --), от -- (протокол № --), согласно которым обязанность по составлению списков возложена на администрацию муниципальных районов области.
Учитывая изложенное, администрация -- --3 -- является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Поэтому суд возлагает обязанность по включению истца в список на администрацию -- --3 --.
Рассматривая требование истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, учитывая мнение участников процесса, суд считает необходимым данное требование удовлетворить по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 сл. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования --4 к администрации --, администрации -- сельсовета -- --3 --, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика- министерству финансов --3 -- о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации для предоставления финансовой помощи по частичной утрате имущества; признании действий администрации -- об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за счет средств федерального бюджета, незаконным, обязании администрации -- включить истца в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села -- --3 -- удовлетворить.
Признать --4, -- года рождения, проживающую: --3 -- пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Новокиевского сельсовета -- --3 -- в --.
Признать действия администрации -- --3 -- по отказу во включении --4 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села -- --3 -- незаконными.
Обязать администрацию -- --3 -- включить --4 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории -- сельсовета -- --3 -- в -- для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, находящегося по адресу: -- --3 --.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в --3 областном суде через Мазановский районный суд --3 -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивировочная часть решения будет изготовлена в течение пяти суток, то есть до --. Стороны вправе ознакомиться с мотивированным решением -- года.
Председательствующий Знатнова Н.В.
Мотивированное решение изготовлено --