Дело №2-236/2014г.
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

         11 сентября 2014 года                                                                                                 с. Курья
 

           Курьинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего - судьи Рожнова Е.В.
 

    при секретаре Григорьевой О.И.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Автейкиной <данные изъяты> к Управлению социальной защиты населения по Курьинскому району о возмещении ущерба имуществу в результате чрезвычайной ситуации,
 

 

УСТАНОВИЛ :
 

    Автейкина Н.Е. обратилась в суд с заявлением, в котором указывает, что она является собственником жилого дома, расположенного в <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство, выданным ДД.ММ.ГГГГ нотариусом ФИО3
 

    ДД.ММ.ГГГГ дом попал в зону подтопления и был поврежден. Уровень воды в доме составил <данные изъяты> сантиметров. В результате подтопления в доме поврежден пол, штукатурка, печь, требуется проведение капитального ремонта. Повреждены предметы домашней обстановки и заготовленные для ремонта строительные материалы: стиральная машина-автомат, электрическая плита, водяная станция, электрический насос, электрорубанок, мебель-стенка, деревянная кровать, цветной телевизор, <данные изъяты> цемента (<данные изъяты> мешков по <данные изъяты>), <данные изъяты> листов гипсокартона.
 

    Межведомственная комиссия провела обследование жилого дома на предмет повреждений в её отсутствие, копию акта ей не выдали. Обращалась в администрацию с просьбой о включении её в списки пострадавших от наводнения, однако получила отказ.     
 

    Просит признать за ней право на получение мер государственной поддержи, возложить на Администрацию Курьинского района обязанность по включению её в списки пострадавших от наводнения <данные изъяты> года, имеющих право на получении социальной выплаты для восстановления частично разрушенного дома и поврежденного имущества.
 

    В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истица подала уточненное исковое заявление, в котором, изменив ответчика с Администрации <данные изъяты> района на Управление социальной защиты населения по Курьинскому району, уточнила исковые требования. Ссылается на те обстоятельства, что в доме по адресу: <адрес> она проживала с семьей в период с ДД.ММ.ГГГГ до начала <данные изъяты> года. Согласно ответа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, истицу не включили в список пострадавших, так как она не имеет регистрации в доме № по <адрес> В результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в ДД.ММ.ГГГГ., её имуществу был причинен ущерб в сумме <данные изъяты> руб.
 

    Истицей заявлено требование о признании её пострадавшей от наводнения, произошедшего в ДД.ММ.ГГГГ года, на территории <данные изъяты> района в <адрес>, и просит взыскать с ответчика Управление социальной защиты населения по Курьинскому району в её пользу <данные изъяты> рублей в счет возмещения полного материального ущерба.
 

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрация <данные изъяты> района исключена из числа ответчиков по делу. В качестве ответчика по делу привлечено Управление социальной защиты населения по Курьинскому району. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация <данные изъяты> района и Главное управление<адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (<данные изъяты>).
 

    В судебном заседании истица Автейкина А.Е. заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что она проживала с семьей в <адрес>, когда заболела мать она с семьей, т.е. мужем и ребенком в ДД.ММ.ГГГГ. приехала жить к матери по адресу <адрес>, после смерти матери прожив до ДД.ММ.ГГГГ. в данном доме, вместе с семьей вернулась в свое прежнее место жительства в <адрес>, так как нужно было работать, периодически приезжала в <адрес>. Непосредственно в период паводка она проживала в <адрес>.
 

    Представитель ответчика - Управление социальной защиты населения по Курьинскому району- Быстрянцева С.Ф., в судебном заседании иск не признала, пояснила, что с требованием Автейкиной А.Е. не согласны по доводам изложенным в возражении, в удовлетворении иска к ним просила отказать, дополнительно пояснила, что они не являются надлежащим ответчиком, они не могут включить истицу в списки пострадавших. Если истица будет включена в списки пострадавших, то ей будет произведена положенная выплата.
 

    Представитель третьего лица - Главалтайсоцзащита в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, представили возражения на исковое заявление.
 

    Представитель третьего лица - администрации <данные изъяты> района Алтайского края в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
 

    Свидетель ФИО6 пояснила, что она проживает в <адрес>, т.е. по соседству с домом принадлежащим истице. Ей известно, что Автейкина Н.Е. с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. жила в доме, затем уехала и периодически приезжала. Перед паводком она Автейкину Н.Е. не видела, однако в доме по ночам постоянно горел свет. Во время паводка она вместе с мужем подплывала к данному дому и видела по оставшимся отметкам на стенах, что уровень воды поднимался до уровня окон.
 

    Свидетель ФИО7 пояснил, что он является родным братом истицы. После смерти матери в ДД.ММ.ГГГГ., в ее доме осталась постоянно проживать сестра вместе с семьей. С ДД.ММ.ГГГГ. сестра с мужем стали ездить в <адрес> на работу. Так как от матери осталось большое хозяйство, то он перевел свое хозяйство к ней в сарай и по вечерам приходил управляться. Заходил в дом смотрел <данные изъяты>. Во время паводка вода зашла в дом, уровень составил <данные изъяты> см. Из комиссии приходили <данные изъяты> человека, он открывал дом для осмотра. Члены комиссии все осмотрели, сделали записи в тетрадке, однако акт на руки не выдали.
 

    Суд, выслушав пояснения истицы, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, приходит к следующему.
 

    Как установлено в судебном заседании истица является собственником жилого дома, расположенного в <адрес> (л.д. 6).
 

    В соответствии с паспортом местом жительства истицы указано в <адрес> края, <адрес>. где она имеет постоянную регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Согласно пояснений свидетелей ФИО6 и ФИО7, а так же исследованных в судебном заседании представленных истицей фотографий, установлено, что дом по адресу: <адрес>, попал в зону затопления во время чрезвычайной ситуации в период паводка в ДД.ММ.ГГГГ. Уровень затопления составил более <данные изъяты> см. от уровня пола. Пострадали предметы мебели, вещи, стены дома.
 

              Согласно акту визуального обследования, проведенного районной комиссией, объекта - жилого дома, попавшего в зону подтопления <данные изъяты>. в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, был обследован индивидуальный жилой дом по <адрес>, установлено, что дом нежилой, в результате подтопления пострадал приусадебный участок.
 

    Постановлением Администрации Алтайского края от 29.05.2014 № 254 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с 29.05.2014 введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 

    В силу ст. 18 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается так же на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001г. "О чрезвычайном положении".
 

    Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации).
 

    Подпункты «г», «д» п. 2 Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
 

    Согласно ст. 32 Закона Алтайского края от 17.03.1998 года N 15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда, списки граждан для выделения средств из резервного фонда формируются на основании решений комиссии органа местного самоуправления.
 

    Постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2014 № 270 «Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года» утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года.
 

    Согласно п. 2.1 указанного Порядка, получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации.
 

    В силу п.п. 2.5, 2.5 Порядка, финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется: за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека; за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека. Основаниями для предоставления финансовой помощи в связи с утратой имущества являются: заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально; документы, удостоверяющие личность; списки граждан, нуждающихся в финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации; акты обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
 

    Списки граждан формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в городских округах (муниципальных районах), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Данные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссий или их заместителями и подписываются главами администраций городских округов (муниципальных районов) и сельских поселений или их заместителями, руководителями территориальных подразделений Федеральной миграционной службы Российской Федерации, функционирующих в городских округах (муниципальных районах), или их заместителями, руководителями территориальных подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), функционирующих в городских округах (муниципальных районах), или их заместителями.
 

    Межведомственные комиссии организуют составление актов обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, которые подписываются членами комиссии и гражданами, постоянно проживающими в жилых помещениях, попавших в зону затопления, согласовываются с руководителями территориальных подразделений МЧС России, функционирующих в городских округах (муниципальных районах), или их заместителями, утверждаются руководителями органов местного самоуправления или их заместителями.
 

    Этим же Постановлением, Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) определено органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным на осуществление единовременных денежных выплат в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года
 

    За предоставлением денежных выплат граждане обращаются в управления социальной защиты населения по месту жительства с заявлением в письменной форме с указанием вида денежной выплаты, фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя, данных документа, удостоверяющего его личность, реквизитов счета, открытого заявителем в кредитной организации, или указанием о выплате денежных средств наличными в кассе управления социальной защиты населения (данный порядок выплаты допускается только для единовременной материальной помощи) (п. 2.10. Порядка).
 

    Согласно письма МЧС России от 09.06.2014 года № 43-2578-7 к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: посуда хозяйственная ( тарелки, стаканы, чашки, кастрюля, сковорода, чайник),приборы столовые и принадлежности кухонные, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, настольная лампа, настенные часы, шкаф для одежды, шкаф для посуды, зеркало, кровать, диван, стол обеденный, стол рабочий, стулья, газовая плита ( электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь).
 

    Таким образом, из анализа вышеуказанных нормативных документов следует, что указанные выплаты предоставляются гражданину при условии, если он постоянно проживал в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации, и утратил полностью или частично имущество первой необходимости.
 

    Истицей было подано заявление главе администрации <данные изъяты> района о включении её в списки лиц на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества.
 

    Согласно ответа главы администрации <данные изъяты> района, ей было отказано во включении в вышеуказанный список, поскольку она не имеет регистрации в доме, попавшем в зону затопления.
 

    В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Истицей не представлено доказательств бесспорно свидетельствующих, что она постоянно проживала в доме пострадавшем от затопления во время чрезвычайной ситуации в период ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Согласно искового заявления и пояснений данных в суде, и других материалов дела, истица проживала некоторое время доме в <адрес>, а затем в <данные изъяты> года вместе с семьей вернулась в <адрес>, по месту регистрации и постоянного проживания.
 

    Следовательно постоянно проживая в <адрес>, истица и имела по указанному адресу предметы первой необходимости.
 

    К показаниям свидетеля ФИО7 о том, что истица постоянно проживала в <адрес>, а в <адрес> ездила только на работу, суд относится критически и не учитывает, поскольку данный свидетель является близким родственником истицы и заинтересован в исходе дела, а другими материалами дела факт ее постоянного проживания в <адрес>, в период паводка, не подтверждается.
 

           Периодическое посещение и временное нахождение истицы в принадлежащем ей на праве собственности дома расположенного по адресу: <адрес>, не свидетельствует о ее постоянном проживании в этом доме.
 

           Установленный судом факт, что дом, принадлежащий истице, а так же находившееся в нем имущество пострадали в результате подтопления, сам по себе не является достаточным основанием для удовлетворения заявленных истицей требований, поскольку законодательством предусмотрена финансовая помощь государства только за утраченное имущество первой необходимости, по месту постоянного проживания.
 

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
 

                                                                Р Е Ш И Л:
 

    В удовлетворении исковых требований Автейкиной <данные изъяты> о признании её пострадавшей от наводнения, произошедшего в ДД.ММ.ГГГГ года, на территории <адрес> в <адрес>, взыскании с Управления социальной защиты населения по Курьинскому району в её пользу <данные изъяты> рублей в счет возмещения полного материального ущерба отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд, путем подачи жалобы через Курьинский районный, суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
 

    Председательствующий: судья                                                  Е.В.Рожнов
 

    Мотивированное решение изготовлено 16.09.2014г.