Дело № 2-338/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    30 сентября 2014 года
 

    Красносельский районный суд Костромской области в составе:
 

    председательствующего судьи Богачевой Е.Б.,
 

    при секретаре Надежиной Ю.Р.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кабаровской В.А. о признании отказа администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома незаконным,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

           Кабаровская В.А. обратилась в суд с заявлением о признании отказа администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., вспомогательной площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.
 

    Свои требования мотивирует тем, что она является собственницей жилого дома с пристройкой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии №. Земельный участок под указанным домовладением площадью <данные изъяты> кв.м. также принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии №. Кроме того, она является собственником дополнительного смежного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии №. Распоряжением Главы самоуправления Красносельского района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № ей разрешена реконструкция вышеуказанного жилого дома. После завершения реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>, администрация Боровиковского сельсовета выдала ей заключение от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым строительство жилого дома, сарая, бани, беседки завершено, претензий не имеется. ДД.ММ.ГГГГ комиссия при администрации Красносельского района Костромской области обследовала реконструированный ею жилой дом, в результате чего членами данной комиссии был подписан акт на переоборудование (реконструкцию) зданий, в соответствии с которым замечаний к ней, как к застройщику не имелось. ДД.ММ.ГГГГ она получила положительное заключение Главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» № о соответствии реконструированного ею жилого дома санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам. ДД.ММ.ГГГГ ею получено положительное заключение о приемке законченного строительством объекта от Главного государственного инспектора по пожарному надзору Красносельского района. Несмотря на то, что она собрала все необходимые документы и заключения, предусмотренные законом для ввода в эксплуатацию, администрация Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области незаконно отказывает ей в вводе в эксплуатацию реконструированного жилого дома по адресу: <адрес>. Полагает, что такой отказ нарушает ее законные права и интересы, в силу следующего: в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, расположенных на территориях поселений. В абзаце 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, а также с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил. В силу статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
 

    В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Градостроительного кодекса для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Реконструкция жилого дома велась ею в строгом соответствии со строительными нормами и правилами, что подтверждается вышеперечисленными собранными ею заключениями. Жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., вспомогательной площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> прошел техническую инвентаризацию, что подтверждается справкой ГП Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости «Костромаоблтехинтентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ №. Полагает, что администрация Боровиковского сельского поселения, выдавшая ей разрешение на реконструкцию и подписавшая акт о завершении реконструкции обязана завершить данную процедуру и завершающим этапом выдать ей разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома по адресу: <адрес>.
 

    В судебное заседание заявитель Кабаровская В.А. не явилась, о дне слушания извещена своевременно и надлежащим образом, направила в суд своего представителя.
 

    Представитель Кабаровской В.А. по доверенности Фадеева Ю.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнив, что она знает о том, что необходимо было в силу действующего законодательства предоставить в администрацию Боровиковского сельского поселения откорректированный топографический план земельного участка в масштабе 1:500, отображающий расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно - технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанный лицом, осуществляющим строительство. Однако, такой план её доверительница получить не может, поскольку обратившись в межевую компанию ей в этом было отказано в связи с тем, что оказалось, что этот земельный участок расположен за пределами границы земель населенного пункта. Такой отказ она предоставляла в администрацию сельского поселения. Почему так получилось, она объяснить не может, поскольку этот земельный участок её доверительница приобрела по договору мены, и право собственности зарегистрировано. Межевание при оформлении сделки ни прежний собственник, ни она не проводили.
 

    В судебном заседании представитель администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области глава поселения Михайлевский А. Н. требования не признал, пояснив, что действительно к ним с заявлением обратилась Кабаровская В.А. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого <адрес>. Поскольку с <данные изъяты> года эта услуга предоставляется именно их сельским поселением, а этот населенный пункт находится на их территории, то они рассмотрели это заявление и отказали в выдаче такого разрешения, в виду того, что Кабаровской В.А. не был предоставлен откорректированный топографический план земельного участка в масштабе 1:500, отображающий расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно - технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанный лицом, осуществляющим строительство. Действительно Кабаровская В.А. предоставила им отказ директора ООО «Кадастр 44» о выдаче ей такого плана по причине того, что земельный участок, на котором построен дом, находится за границами земель населенного пункта. Но такой отказ не должен заменять предоставление необходимого документа. Кроме того, проблему с этим земельным участком, а именно включение его в земли поселения, можно решить только по заявлению самой Кабаровской В.А.. Так же он допускает, что данный земельный участок еще и относится к особо охраняемым землям. Считает, что администрация <адрес> не должна была давать разрешение на строительство этого жилого дома, не проверив статус этого земельного участка.
 

    Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
 

    Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том, числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
 

    Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
 

    В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
 

    Исходя из положений части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
 

    Аналогичное указание содержится в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
 

    В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъясняется, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также дела связанные с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав заявителя и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению.
 

    Статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешенийна строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений отнесена к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
 

    Таким органом в данном случае является администрация Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, поскольку на их территории находится данный населенный пункт.
 

    Из материалов дела следует, что Кабаровская В.А. является собственником жилого дома с пристройкой общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв. м, инв. №, лит.А, летняя кухня, три сарая, сарай с погребом по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
 

    Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ Кабаровская В.А. является собственником земельного участка категория земель: земли поселений; целевое назначение: для ведения подсобного хозяйства, общая площадь № кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. №).
 

    Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ Кабаровская В.А. является собственником земельного участка категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для ведения личного и подсобного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.№).
 

    Распоряжением Главы самоуправления Красносельского района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № Кабаровской В.А. разрешена реконструкция жилого дома по адресу: <адрес> (л.д.№).
 

    В соответствии с п.2 вышеуказанного Распоряжения на Кабаровскую В.А. возложена обязанность по окончании реконструкции жилого дома предъявить его для приемки в эксплуатацию комиссии, назначенной администрацией района и зарегистрировать его в бюро технической инвентаризации.
 

    Согласно заключению о приемке законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ, выданному территориальным отделением Государственного пожарного надзора по Красносельскому району индивидуальный жилой дом, сарай, баня, беседка, расположенный по адресу: <адрес> выполнен в соответствии с проектом, противопожарными нормам и правилами, готов к эксплуатации (л.д.№).
 

    Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ., выданному администрацией Боровиковского сельского совета Красносельского района Кабаровской В.А. завершено строительство индивидуального жилого дома, сарая, бани, беседки в <данные изъяты>. Претензий и споров по земельному участку не имеется (л.д.№).
 

    Предметом оспаривания Кабаровской В.А. является отказ администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на пункт 2.9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского района Костромской области», утвержденного постановлением администрации Боровиковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № по причине не предоставления Кабаровской В.А документов, необходимых для оказания данной муниципальной услуги: отсутствие выполненного межевой организацией откорректированного топографического плана земельного участка в масштабе 1:500, отображающего расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположения сетей инженерно - технического обеспечения в границах земельного участка и планировочной организации земельного участка.
 

    В силу ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
 

    Согласно подп. 1 - 8 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта.
 

    Вышеуказанный перечень документов предусмотрен и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского района Костромской области», утвержденный постановлением администрации Боровиковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, имеющийся в материалах дела.
 

    Так, подпунктом з) пункта 2.7.3 предусмотрено, что для предоставления муниципальной услуги в целях ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию к заявлению о предоставлении муниципальной услуги должны быть приложены: з) откорректированный топографический план земельного участка в масштабе 1:500, отображающий расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно - технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора).
 

    Из материалов дела следует, что Кабаровская В.А. обращаясь с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию представила все необходимые документы, кроме откорректированного топографического плана земельного участка в масштабе 1:500, отображающего расположение реконструированного, капитального строительства, расположение сетей инженерно - технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанный лицом, осуществляющим строительство.
 

    Данный факт подтверждается документами, предоставленными администрацией Боровиковского сельского поселения и не оспаривается самой заявительницей.
 

           Поскольку такой документ в соответствии с действующим законодательством подлежит предоставлению лично Кабаровской В.А., и является обязательным, то суд приходит к выводу, что отказ в выдаче ей разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., вспомогательной площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по этим основаниям является законным, а заявление Кабаровской В.А. о признании такого отказа незаконным необоснованными.
 

                 Суд не может принять доводы заявителя о том, что она не имеет возможности получить такой план, поскольку межевая компания отказывает ей в этом в виду нахождения земельного участка за пределами границ населенного пункта, поскольку решение данного вопроса, возможно, только лично самой Кабаровской В.А., и по её заявлению.
 

             На основании изложенного, руководствуясь ст. 254- 258 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    В удовлетворении требований Кабаровской В.А. о признании отказа администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома незаконным, отказать.
 

          Решение в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено 1 октября 2014 года может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей жалобы через Красносельский районный суд.
 

Судья: