Дело №2-70(2014г)
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    «19» сентября 2014г.                           с.Кондоль
 

    Кондольский районный суд Пензенской области
 

    в составе председательствующего судьи Толстенкова А.Б.,
 

    при секретаре ФИО4,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    ФИО2 обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФ РФ (ГУ) в Пензенском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью на основании под. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ, в специальный стаж не были включены: период прохождения службы в армии по призыву с 20.10.1981г. по 20.10.1983г.; а также период учебы в Пензенском педагогическом институте с 01.09.1984г. по 05.07.1988г.. Просил суд     признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО2 незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области включить в его специальный стаж работы в связи с педагогической деятельностью необоснованно исключенные период прохождения службы в армии по призыву с 20.10.1981г. по 20.10.1983г.; а также период учебы в Пензенском педагогическом институте с 26.07.1984г. по 13.07.1988г. и     назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    В судебном заседании ФИО2 исковые требования     поддержал по доводам и основаниям изложенным в исковом заявлении и уточнил, считает, что выработал необходимый 25 летний специальный стаж, просил решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав УПФР в Пензенском районе отменить и обязать ответчика включить в его специальный стаж период прохождения службы по призыву в ВС СССР с 20.10.1981г. по 20.10.1983г.; и период учебы в Пензенском педагогическом институте с 01.09.1984г. по 05.07.1988г., поскольку исключение из его специального стажа этих периодов неправомерно, решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконно.
 

    Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Пензенском районе, действующая по доверенности ФИО5, иск не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в УПФ РФ (ГУ) в Пензенском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ, комиссия посчитала его специальный стаж равным 19 годам 09 месяцам 28 дням, в специальный стаж не были включены: период прохождения службы в ВС СССР по призыву с 20.10.1981г. по 20.10.1983г. и период учебы в Пензенском педагогическом институте с 01.09.1984г. по 05.07.1988г., поскольку на момент службы по призыву в рядах ВС СССР и обучения в вузе ФИО2 не выработал 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
 

    Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Статьей 39 Конституции Российской Федерации гарантируются социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
 

    В соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
 

    В соответствии с под. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
 

    В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в УПФ РФ (ГУ) в Пензенском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии под. 19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
 

    Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Пензенском районе Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГг. на основании Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516,     истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по причине отсутствия необходимого специального стажа, комиссия посчитала его специальный стаж равным 19 годам 09 месяцам 28 дням, с исключением из его специального стажа периода прохождения службы в ВС СССР по призыву с 20.10.1981г. по 20.10.1983г.; а также периода учебы в Пензенском педагогическом институте с 01.09.1984г. по 05.07.1988г..
 

    В период с     20.10.1981г. по 20.10.1983г. ФИО2 проходил срочную службу по призыву, что подтверждается военным билетом и справкой № от 29.10.2013г. отдела военного комиссариата Пензенской области по Пензенскому району.
 

    Суд считает, что указанный период был необоснованно не включен истцу в специальный стаж по следующим основаниям.
 

    Положения ч.2 ст. 6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
 

    Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001г. №8-П и Определение от 05.11.2002г. №320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
 

    Период службы ФИО2 по призыву в ВС СССР относится к периодам деятельности до 01.01.2002г., т.е. установления нового правового регулирования назначения досрочных пенсий в связи осуществлением педагогической деятельности.
 

    В период службы ФИО2 по призыву в составе Вооруженных Сил СССР и на момент предшествующего и последующего его трудоустройства, порядок исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения устанавливался Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ N 953 от 22.09.1993 г.).
 

    В силу под. «г» п.1 вышеназванного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР.
 

    В соответствии с п.4 данного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию.
 

    Следовательно, правовое регулирование, действующее на период прохождения истцом службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а последующее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
 

    Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
 

    Принимая во внимание, что на момент обращения ФИО2 в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
 

    В период с 01.09.1984г. по 05.07.1988г. ФИО2 являлся студентом Пензенского педагогического института, что подтверждается дипломом РВ №425223.
 

    Суд считает, что указанный период был также необоснованно не включен истцу в специальный стаж по следующим основаниям.
 

             В соответствии с п. 2 действовавшего в тот период времени Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» время обученияв педагогических вузах, если ему непосредственно предшествовала работа и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывается встаж работы, которая дает право на пенсию за выслугу лет.
 

             В соответствии с пунктом 4 указанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 засчитывается встаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 требуемого стажа требуемого для начисления пенсии за выслугу лет, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
 

    Поскольку на момент обращения за назначением пенсии истец выработал не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию, период обученияввузе подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве заявителя на досрочную трудовую пенсию законодательство изменилось, поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.
 

    С 17.08.1981г. по 19.10.1981г. ФИО2 работал учителем Колышлейской восьмилетней школы, с 20.10.1981г. по 20.10.1983г. проходил службу по призыву в рядах ВС СССР, с 28.12.1983г. по 25.07.1984г. являлся слушателем подготовительного отделения Пензенского педагогического института, с 01.09.1984г. по 05.07.1988г. являлся студентом Пензенского педагогического института и с 15.08.1988г. работал учителем в Колышлейской школе.      
 

    Таким образом, ФИО2 до обучения работал учителем, выполнял воинскую обязанность и после завершения учебы с 15.08.1988г. работал учителем.     
 

    То есть, включение указанного периода учебывстаж работы по специальности для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью не противоречит Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
 

              При таких условиях имеются все основания для включения периодаобучения ввузе, Пензенском педагогическом институте, с 01.09.1984г. по 05.07.1988г. встаж работы ФИО2 по специальности для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью.
 

    В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорные периоды надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
 

    Суд считает, что доводы ответчика, при отказе в назначении ФИО2 досрочной трудовой пенсии по старости, с не включением в специальный стаж периодов службы по призыву в рядах ВС СССР и обучения в вузе, о том, что на момент службы по призыву в рядах ВС СССР и обучения в вузе ФИО2 не выработал 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию, не основаны на законе.
 

    В суде установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял педагогическую деятельность     и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,     имеет необходимый для назначения досрочной пенсии 25-летний специальный стаж работы:
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    В соответствии с ч.1 ст.19 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
 

    Признать за ФИО2     право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
 

    Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО2 незаконным.
 

    Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области включить в специальный стаж работы ФИО2     в связи с педагогической деятельностью необоснованно исключенные период прохождения службы в армии по призыву с 20.10.1981г. по 20.10.1983г.;      период учебы в Пензенском педагогическом институте с 01.09.1984г. по 05.07.1988г. и     назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кондольский районный суд в течение месяца со дня принятия.        
 

             Председательствующий - полпись.