Дело № 2-364/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2014 года пгт Камское Устье
Камско-Устьинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Д.М. Россиева,
при секретаре Л.Н. Вахрмовой,
с участием истца Р.Ш. Зиганшиной,
представителя ответчика государственного учреждения - управления Пенсионного фонда РФ по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан Ж.М. Бармашовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Ш. Зиганшиной к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда РФ по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии и включении периодов учёбы в трудовую педагогический стаж по выслуге лет по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
истец Р.Ш. Зиганшина обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, управлению Пенсионного фонда РФ по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан. В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме. Из искового заявления и пояснений истца следует, что ответчик решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказал назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности педагогической работы, при этом в специальный стаж для назначения пенсии по выслуге лет ответчиком были засчитаны только <данные изъяты> и не были засчитаны периоды учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Казанском государственном педагогическом институте. Истец просит суд признать решение ответчика незаконным, поскольку в спорный период времени, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 2 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Период учёбы в пединституте относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначений досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Так как на момент осуществления истцом учёбы действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления её прав в области пенсионного обеспечения. Поэтому истец просит обязать ответчика включить указанные периоды работы в специальный стаж, назначить вышеуказанную пенсию с момента его обращения к ответчику, с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Ж.М. Бармашова иск не признала и просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Суть пояснений представителя ответчика и смысл отзыва на иск сводятся к тому, что истцом не выработано требуемого законом специального стажа, а зачёт периода учёбы действующее законодательство не предусматривает. Поэтому оснований для назначения досрочной пенсии по старости не имеется, решение Пенсионного фонда законно, а требования истца не обоснованны.
Анализ пояснений истца и представителя ответчика, изучение искового заявления позволяют придти к следующему выводу.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с абз. 4 п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из диплома № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Р.Ш. Зиганшиной, следует, что решением Государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истцу по окончании полного курса по специальности «математика», что свидетельствует о получении истцом педагогического образования в Казанском <данные изъяты> (л.д.15).
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что времени обучения истца непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Так из записей трудовой книжки следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ истец работала <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ была уволена в связи с поступлением в ВУЗ. ДД.ММ.ГГГГ принята в число студентов первого курса физико-математического факультета. ДД.ММ.ГГГГ отчислена из института в связи с окончанием обучения. ДД.ММ.ГГГГ назначена учителем <данные изъяты>
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес> в качестве старшей пионервожатой подтверждается также справкой, выданной муниципальным учреждением "отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан" № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Вышеуказанные документы позволяют придти к выводу о том, что учёбе истца предшествовала работа, связанная с педагогической деятельностью. Истец поступила учиться в высшее учебное заведение и закончив учёбу, стал работать учителем. В указанной должности работает по настоящее время.
Решением УПФ РФ по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № Р.Ш. Зиганшиной в назначении указанной пенсии отказано, так как специальный стаж составил <данные изъяты>, то есть не выработан требуемый законом специальный стаж - не менее <данные изъяты> лет. Из специального стажа исключен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учёба в <данные изъяты>.
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Поэтому в соответствии с существовавшим в спорный период времени пенсионным законодательством время обучения Р.Ш. Зиганшиной в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в ее педагогический стаж.
Довод ответчика о том, что период учёбы не включается в специальный стаж, и действующая на то время Положение в данном спорном случае не применима, является несостоятельной, поскольку работа истца относится к категории работ по осуществлению педагогической деятельности.
При этом в силу пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в качестве условия зачета времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах в стаж работы по специальности было предусмотрено наличие у лица, обратившегося за назначением пенсии, не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Р.Ш. Зиганшиной в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период обучения в педагогических учебных заведениях и университетах подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В силу ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с последующими изменениями трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Следовательно, пенсия истцу должна быть назначена со дня возникновения права на нее, ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
иск Р.Ш. Зиганшиной к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан удовлетворить.
Признать решение государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии незаконным.
Обязать государственное учреждение - управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учебу в педагогическом институте.
Обязать государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан назначить Р.Ш. Зиганшиной досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ как педагогическому работнику.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Камско-Устьинский районный суд Республики Татарстанв течение месяца со дня составления мотивированного решения через пять (рабочих) дней, ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Д.М. Россиев
копия верна:
Судья Д.М. Россиев