2-554/2014 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Грибановский 05 сентября 2014 года
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Протасовой Л.В.,
с участием заявителя Черных Е.Я.,
при секретаре Труфановой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Черных Е. Я. об обжаловании действий ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по принятию решения об отказе в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,
УСТАНОВИЛ:
Черных Е. Я. обратилась в суд с заявлением, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ проживает по <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по <адрес>. Ранее работала на различных гражданских должностях в войсковой части 14254. Жилой дом, в котором она проживает, расположен в закрытом военном городке Воронеж-45, и принадлежит войсковой части 14254. Законодателем данный населенный пункт отнесен к категории закрытого военного городка - Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 752-р.
Несмотря на это, в поступившем уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ. Основанием для этого явилось то, что заявитель исходя из представленных документов не относится к категориям граждан которые подлежат переселению.
По ее мнению проживание в закрытом военном городке является самостоятельным основанием к выдаче ей ГЖС, поскольку связано со спецификой данного населенного пункта и необходимостью отселения из него лиц, утративших связь с военным ведомством.
В связи с чем, просит признать незаконным уведомление начальника 3 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании ее участником подпрограммы; обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ включить ее в участие подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В судебном заседании Черных Е.Я. поддержала предъявленные требования в полном объеме, дала пояснения аналогичные содержанию заявления.
Представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, но предоставил письменное заявление о рассмотрении заявления Черных Е.Я. в его отсутствие. Требования Черных Е.Я. не признаёт в полном объёме.
Представитель ФКУ «Войсковая часть 14254» в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещён о дате, времени и месте рассмотрения дела. Суд, считает возможным рассмотреть заявление Черных Е.Я. в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, выслушав участника процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 1 Жилищного кодекса РФ гласит, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40), а указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение, которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом (далее - ГЖС).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года №1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п.п. «б» п. 5, п.п. 6, 17-19, 24, 27 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153), устанавливающих порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной подпрограммы - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки, перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ) имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы; в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание; применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются, в отношении граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил, постоянное проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (служба); для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением документов. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список граждан, изъявивших желание получить сертификат, формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были постановлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданина, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Из анализа приведенных положений следует, что проживание граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством. Каких-либо дополнительных условий для включения в состав участников подпрограммы действующее правовое регулирование не содержит.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 года № 752-р, г. Воронеж-45 является закрытым военным городком.
В судебном заседании установлено, что заявитель зарегистрирован и проживает в г. Воронеж-45, что подтверждается копией паспорта с отметкой о регистрации (л.д. 7), справкой о регистрации Черных Е.Я. (л.д. 12), выпиской из домовой книги (л.д. 14), а, следовательно, относятся к гражданам, поименованным пп. «б» п. 5 Правил. Она выразила желание участвовать в подпрограмме, обратившись с соответствующим заявлением в надлежащий орган.
Таким образом, не имеется законных оснований для отказа в признании ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ.
Доводы ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, изложенные в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельными.
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ссылается на ст. 93 и п. 3 ст. 104 ЖК РФ, тем самым говорит, что у Черных Е.Я. нет правовых оснований для проживания на территории г. Воронеж-45, так как прекращение трудовых отношений влечет прекращение договора найма служебного жилого помещения.
Однако данные аргументы не могут быть приняты во внимание, поскольку для разрешения данного спора имеет значение лишь сам факт проживания в закрытом городке, независимо от оснований такого проживания.
Кроме того, заявитель является пенсионером, а поэтому правомочен проживать в служебном помещении. Черных Е.Я. была вселена в служебное жилое помещение на законных основаниях до ДД.ММ.ГГГГ, а значит, в соответствии с п. 9 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не может быть выселена из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Аналогичные положения сохранены и в ныне действующем Жилищном кодексе. Так согласно пп. 2 п. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений пенсионеры по старости.
То есть предоставление социальной выплаты, закрепленной сертификатом, следует расценивать как способ предоставления жилья взамен служебного.
При таких обстоятельствах Черных Е.Я. подлежит переселению из закрытого военного городка, и ее следует считать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» в соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
На основании изложенных правовых норм, суд считает, что требования Черных Е.Я. о признании незаконным уведомления начальника 3 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы МО РФ и обязании ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ включить ее в участие подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы МО РФ, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным уведомление начальника 3 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании Черных Е. Я. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации.
Обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ включить Черных Е. Я. в участие подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца.
Председательствующий: п\п Л.В. ПРОТАСОВА
Копия верна:
Судья:
Секретарь: