Дело № 2-208/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 сентября 2014 года г. Городовиковск
Городовиковский районный суд Республики Калмыкия
В составе: председательствующего судьи Хелемендик Г.И.,
при секретаре Куканиной С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шлыкова С. Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Калмыкия (далее – УПФ) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Шлыков С.Г. обратился в суд с иском к УПФ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на следующее.
6 июня 2014 года он обратился в УПФ с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с возникновением права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
Однако в удовлетворении его заявления было отказано, поскольку в специальный стаж не были включены периоды работы врачом-интерном, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также период осуществления лечебной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с этим истец просил обязать УПФ РФ в Городовиковском районе включить периоды работы врачом-интерном с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 7 октября по ДД.ММ.ГГГГ, с 24 мая по ДД.ММ.ГГГГ, с 18 ноября по ДД.ММ.ГГГГ, с 16 по ДД.ММ.ГГГГ, с 31 августа по ДД.ММ.ГГГГ, с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, с 10 марта по ДД.ММ.ГГГГ, с 10 мая по ДД.ММ.ГГГГ, с 23 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, а также период осуществления лечебной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ досрочную пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность.
В отзыве на исковое заявление ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку осуществление лечебной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В судебном заседании Шлыков С.Г. и его адвокат Оляхинов В.В. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель УПФ Шутов А.С. исковые требования не признал, поддержав доводы, изложенные в отзыве на иск.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Из п.п. 20 п. 1 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона следует, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно трудовой книжке, Шлыков С.Г. работал санитаром Ставропольского краевого санатория «Бурукшун» с 29 июня по ДД.ММ.ГГГГ, врачом-интерном в Республиканской стоматологической поликлинике в г. Элисте Калмыцкой АССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал стоматологом Городовиковской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал стоматологом в Южненской участковой больнице, после чего с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ работал там же главным врачом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал врачом физиотерапевтом Городовиковской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал там же главным врачом, с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ работал в зубопротезном хозрасчетном кабинете Городовиковской ЦРБ врачом стоматологом.
Из справки БУ РК «Городовиковская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шлыков С.Г. работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал врачом стоматологом-ортопедом и стоматологом-протезистом Городовиковской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал стоматологом в Южненской участковой больнице, после чего с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ работал там же главным врачом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал врачом физиотерапевтом Городовиковской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал там же главным врачом, с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ работал в зубопротезном хозрасчетном кабинете Городовиковской ЦРБ врачом стоматологом.
В периоды с 7 октября по ДД.ММ.ГГГГ, с 24 мая по ДД.ММ.ГГГГ, с 18 ноября по ДД.ММ.ГГГГ, с 16 по ДД.ММ.ГГГГ, с 31 августа по ДД.ММ.ГГГГ, с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, с 10 марта по ДД.ММ.ГГГГ, с 10 мая по ДД.ММ.ГГГГ, с 23 сентября по ДД.ММ.ГГГГ находился на курсах повышения квалификации.
В соответствии со справкой АУ РК «Республиканская стоматологическая поликлиника» от ДД.ММ.ГГГГ, Шлыков С.Г. работал врачом-интерном в Республиканской стоматологической поликлинике в г. Элисте Калмыцкой АССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из приложения № 1 к лицензии на осуществление медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шлыков С.Г. имеет право на осуществление медицинской помощи по стоматологии и ортопедии стоматологической.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23 июня 2014 года № 67, Шлыкову С.Г. было отказано во включении периода работы врачом-интерном в Республиканской стоматологической поликлинике, периодов нахождения на курсах повышения, а также периода осуществления лечебной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с в специальный стаж и в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно протоколу допроса свидетелей ФИО8 и ФИО9 истец осуществлял врачебную деятельность в Республиканской стоматологической поликлинике в г. Элисте Калмыцкой АССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Шлыков С.Г. работал санитаром Ставропольского краевого санатория «Бурукшун» с 29 июня по ДД.ММ.ГГГГ, врачом-интерном в Республиканской стоматологической поликлинике в г. Элисте Калмыцкой АССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал стоматологом Городовиковской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал стоматологом в Южненской участковой больнице, после чего с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ работал там же главным врачом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал врачом физиотерапевтом Городовиковской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал там же главным врачом, с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ работал в зубопротезном хозрасчетном кабинете Городовиковской ЦРБ врачом стоматологом, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет лечебную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом в периоды с 7 октября по ДД.ММ.ГГГГ, с 24 мая по ДД.ММ.ГГГГ, с 18 ноября по ДД.ММ.ГГГГ, с 16 по ДД.ММ.ГГГГ, с 31 августа по ДД.ММ.ГГГГ, с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, с 10 марта по ДД.ММ.ГГГГ, с 10 мая по ДД.ММ.ГГГГ, с 23 сентября по ДД.ММ.ГГГГ он находился на курсах повышения квалификации.
Обсуждая период работы истца врачом-интерном в Республиканской стоматологической поликлинике в г. Элисте Калмыцкой АССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П Конституционным Судом РФ изложена правовая позиция о том, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 669 было установлено, что на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн. Кроме того, заработные платы врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивались за счет базовых учреждений здравоохранения, при этом в соответствующие фонды социального страхования, в том числе Пенсионный, отчислялись страховые взносы.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464, было установлено, что к лицам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отнесены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 377) должность врача-интерна отнесена к врачебному персоналу лечебно-профилактических учреждений.
Следовательно, данный период работы Шлыкова С.Г. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Кроме того, время нахождения истца на курсах повышения квалификации также подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Так, в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичное правовое регулирование было установлено статьей 112 Кодекса законов о труде, действовавшего до принятия Трудового кодекса РФ.
Соответственно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Однако исковое требование о включении в специальный стаж периода осуществления лечебной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 13 декабря 2011 года по 6 июня 2014 года подлежит отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
По смыслу приведенных выше норм пенсионного законодательства, досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствующих учреждениях здравоохранения, которые перечислены в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.
Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.
Осуществляемая индивидуальными предпринимателями профессиональная деятельность, в том числе в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
С доводом истца и его защитника о том, что термин «учреждение здравоохранения» должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, суд не может согласиться, поскольку в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П, на положения которого ссылается Шлыков С.Г., признаны не соответствующими Конституции РФ лишь те положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными, при том что ранее действовавшее законодательство гарантировало сохранение и реализацию уже приобретенных указанными лицами пенсионных прав.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Шлыков С.Г. не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения менее 30 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковое заявление Шлыкова С. Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Городовиковском районе Республики Калмыкия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городовиковском районе Республики Калмыкия включить Шлыкову С. Г. период работы врачом-интерном с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 7 октября по ДД.ММ.ГГГГ, с 24 мая по ДД.ММ.ГГГГ, с 18 ноября по ДД.ММ.ГГГГ, с 16 по ДД.ММ.ГГГГ, с 31 августа по ДД.ММ.ГГГГ, с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, с 10 марта по ДД.ММ.ГГГГ, с 10 мая по ДД.ММ.ГГГГ, с 23 сентября по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Городовиковский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, а также в кассационном порядке в Президиум Верховного суда Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии его обжалования в апелляционном порядке.
Судья Хелемендик Г.И.
Копия верна: судья Хелемендик Г.И.