Дело № 2-243/2014 г.
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации
 

    25 сентября 2014 года г. Городовиковск
 

    Городовиковский районный суд Республики Калмыкия
 

    В составе: председательствующего судьи Дорджинова М.А.,
 

    при секретаре Филипской О.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артемьева Виктора Николаевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Городовиковском районе Республики Калмыкия (далее – УПФ в Городовиковском районе) о восстановлении срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений,
 

у с т а н о в и л:
 

    Артемьев В.Н. обратился в суд с данным иском, ссылаясь на следующее.
 

    31 декабря 2013 года умерла его супруга, ФИО1. После ее смерти на ее лицевом счету остались средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, которые передаются по наследству.
 

    При обращении в УПФ в Городовиковском районе с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений истец получил отказ, мотивированный тем, что он пропустила 6-ти месячный срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений со дня смерти супруги.
 

    Между тем, ответчик не извещал его о возможности обратиться за получением средств пенсионных накоплений ФИО1
 

    В связи с этим Артемьев В.Н. вынужден был обратиться в суд с настоящим иском о признании причины пропуска срока уважительной и о восстановлении срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений его супруги.
 

    В судебном заседании Артемьев В.Н. просил восстановить срок для подачи заявления на получение средств пенсионных накоплений его супруги ФИО1 умершей 31 декабря 2013 года, пропущенный по уважительной причине.
 

    Представитель УПФ РФ в судебное заседание не явился, но от него поступило заявление, в котором он просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований.
 

    В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
 

    Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Как следует из свидетельства о заключении брака I-ДУ № от 02 августа 1975 года, ФИО4 и Артемьев В.Н заключили брак 2 августа 1975 года, после регистрации брака супруге присвоена фамилия ФИО6.
 

    Из свидетельства о смерти I-ДУ № от 09 января 2014 года следует, что ФИО1 умерла 31 декабря 2013 года.
 

    В соответствии письмом УПФ в <адрес> от 16 сентября 2014 года, истцу было отказано в выплате средств пенсионных накоплений умершей ФИО1 в связи с пропуском 6-ти месячного срока обращения за указанной выплатой со дня смерти застрахованного лица.
 

    В силу п. 12 ст. 9 и п. 12 ст. 16 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, а при отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности.
 

    В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, срочные пенсионные выплаты, единовременные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в пункте 12 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц), в случаях, установленных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
 

    Согласно абз. 1 и 3 п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
 

    Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 

    В силу абз. 1 и 2 пункта 8 раздела I Правил выплаты пенсионным фондом РФ, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства от 3 ноября 2007 г. N 741, территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
 

    Извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
 

    В силу абзаца 2 п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ и абзаца 2 п. 9 раздела II указанных Правил, срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего такой срок.
 

    Анализируя причины пропуска истца установленного законом срока, суд принимает во внимание, что ответчиком не принимались меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
 

    Таким образом, ответчик в нарушение п. 8 раздела I Правил выплаты Пенсионным фондом РФ, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства от 03.11.2007 N 741 не сообщил истцу о возможности получения средств пенсионных накоплений его умершей супруги, тем самым недобросовестно инициировал пропуск срока для обращения за получением средств пенсионных накоплений.
 

    Поскольку на момент смерти ФИО1 у ее супруга отсутствовали сведения о пенсионных накоплениях и о возможности реализации своих прав на их получение в Пенсионном фонде, то суд находит приведенные истцом причины пропуска указанного выше срока уважительными, что является основанием для восстановления ему срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений как правопреемнице умершего застрахованного лица.
 

    Ссылки представителя ответчика на наличие у пенсионного органа возможности по направлению извещений о возможности получения средств пенсионных накоплений только в случае подачи застрахованным лицом заявления с указанием правопреемников, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании п. 8 указанных Правил.
 

    Толкование п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указывает на возможность подачи застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации заявления, в котором это застрахованное лицо определяет конкретных лиц из числа указанных в пункте 12 статьи 9 этого Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также устанавливает, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. Такое заявление от застрахованного лица не является обязательным, поскольку в этой же норме федеральный законодатель предусмотрел правило, согласно которому при отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.
 

    Тем самым отсутствие заявления умершего застрахованного лица не освобождает ответчика от исполнения обязанностей по извещению его правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений.
 

    При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Артемьева В.Н. подлежат удовлетворению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

р е ш и л :
 

    Признать уважительной причину пропуска Артемьева Виктора Николаевича срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений и восстановить ему срок для обращения в Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городовиковском районе Республики Калмыкия за выплатой средств пенсионных накоплений его супруги ФИО1, умершей 31 декабря 2013 года.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Городовиковский районный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в кассационном порядке в Президиум Верховного суда Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии его обжалования в апелляционном порядке.
 

    Судья                             М.А. Дорджинов
 

    Копия верна: судья                         М.А. Дорджинов