Дело № 2-777 /2014
 

РЕШЕНИЕ
 

именем Российской Федерации
 

    15 августа 2014 года город Гай Оренбургской области
 

    Гайский городской суд Оренбургской области в составе
 

    председательствующего судьи Карагодиной Е.Л.,
 

    при секретаре Баймышевой Н.К.,
 

    с участием представителя истца Рудяковой Н.И,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шоина М. В. к Администрации <адрес>, Департаменту молодёжной политики <адрес> о признании незаконным решения Администрации <адрес> об исключении семьи из списка молодых семей-участников Подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы»,
 

 

установил:
 

    Истец обратился в суд с иском о признании права на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году, указав, что является участником Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» (далее по тексту – Программа). На момент включения его в состав участников Программы он имел в собственности <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>., приватизированную его родителями с его участием. В ДД.ММ.ГГГГ году указанная квартира была продана. В настоящее время он имеет троих несовершеннолетних детей. В ДД.ММ.ГГГГ году им была приобретена двухкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Квартира была приобретена с помощью ипотечного капитала и средств материнского капитала. Все члены его семьи, включая детей, являются собственниками квартиры. Он, его супруга Ш. Л.В., сын супруги <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеют по <данные изъяты> доли в праве собственности на указанную квартиру. Дочь Ш. М., ДД.ММ.ГГГГ имеет 1/10 доли в праве собственности на указанную квартиру. ДД.ММ.ГГГГ они получили письменное уведомление отдела по делам молодежи Администрации <адрес> о том, что их семья включена в список претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году. ДД.ММ.ГГГГ они были извещены о том, что их семью исключили из списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» на основании ст.53 ЖК РФ, как граждане, которые ухудшили свои жилищные условия, для того, чтобы возникли основания для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Он не согласен с таким решением, поскольку продажа его доли в квартире родителей не могла повлиять на статус его семьи как нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку как на момент постановки на учет их семьи как нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также до продажи доли, так и на настоящий момент семья не была обеспечена жильем согласно действующим нормам и не перестала нуждаться в улучшении жилищных условий.
 

    Просит признать право молодой семьи на получение социальной выплаты на приобретение жилья как участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» в ДД.ММ.ГГГГ году и обязать ответчиков включить их в Список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы.
 

    Дело рассмотрено в отсутствие истца Шоина М.В., извещенного надлежащим образом, представившего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
 

    В судебном заседании представитель истца Рудякова Н.И. уточнила исковые требования, просила признать незаконным решение Администрации <адрес> об исключении семьи из списка молодых семей-участников Подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы». Заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
 

    Представитель ответчика Администрации <адрес> извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил.
 

    Представитель ответчика Департамент молодёжной политики <адрес> извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил отзыв, из которого следует, что приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №од утверждены списки молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жилье молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ», включенных в претенденты и резерв на получение социальной выплаты на приобретение жилья в ДД.ММ.ГГГГ году. В данный список претендентов была включена молодая семья Шоина М.А. В соответствии с Правилами учета и формирования списков молодых семей - участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ», утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № учет молодых семей, желающих стать участницами Программы, (включение в списки участников, исключение из списков участников) осуществляют органы местного самоуправления. От администрации муниципального образования <адрес> письма в адрес Департамента об исключении молодой семьи Шоина М.В. из списка молодых семей-участников подпрограммы, включенных в претенденты и в резерв на получение социальной выплаты на приобретение жилья в ДД.ММ.ГГГГ, не поступало. Департаментом приказа об исключении молодой семьи Шоина М.А. из списка претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» в ДД.ММ.ГГГГ году не принималось. Из чего следует, что молодая семья Ш. М.А. по настоящее время является претендентом на получение социальной выплаты на приобретение жилья по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» в ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Суд приходит к следующему.
 

    Судом установлено, что Шоин М.В. был признан участником Программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» и поставлен на соответствующий учет с составом семьи <данные изъяты> человека, из которых <данные изъяты> ребенок.
 

    Согласно свидетельствам о рождении детей в настоящее время у истца и его супруги Шоиной Л.В.имеется трое детей: сын Пеккоев Л. П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Шоин М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Шоина М.М., ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права Шоин М.В., его супруга Шоина Л.В., сын супруги Пеккоев Л. П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Шоин М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеют по <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Дочь Шоина М.М., ДД.ММ.ГГГГ имеет <данные изъяты> доли в праве собственности на указанную квартиру.
 

    Согласно письменного уведомления отдела по делам молодежи Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья Ш. включена в список претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году.
 

    Из извещения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что семья Ш. исключена из списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2014-2020 годы» на основании ст.53 ЖК РФ.
 

    Согласно Выписке из приказа ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ Департамента Молодежной политики <адрес> утверждены списки молодых семей-участниц подпрограммы «Обеспечние жильем молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ», включенных в претенденты и резерв на получение социальной выплаты на приобретение жилья в ДД.ММ.ГГГГ. В указанных списках под № значится семья Шоиных.
 

    <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена Областная Программа «Обеспечением жильем молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ».
 

    Во исполнение указанной программы постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-п утверждены Правила расчета размера социальных выплат и формирования списков участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.».
 

    Согласно Областной Программе «Обеспечением жильем молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ» участницей Программы может быть молодая семья, состоящая из супругов без детей, из супругов или одного родителя при неполной семье и одного и более детей. Возраст детей не должен <данные изъяты>. Возраст супругов (родителя) не должен <данные изъяты> лет. Непревышение возраста <данные изъяты> лет у родителей, а также непревышение возраста <данные изъяты> у детей устанавливается на день принятия государственным заказчиком Программы решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. При исполнении хотя бы одному из супругов либо родителю в неполной <данные изъяты> летмолодая семья исключается из списка участниц Программы, исключение составляют многодетные молодые семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей. Если у многодетной молодой семьи, включенной в список участников Программы, возраст супругов превысил <данные изъяты> лет, она остается участником программы пока в семье трое несовершеннолетних детей. Также не исключаются из участниц Программы при превышении возраста у родителя неполные молодые семьи, в которых хотя бы один ребенок является инвалидом.
 

    Одним из условий, при которых молодая семья ставится на учет в качестве участников программы, является признание семьи в соответствии с жилищным законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий.
 

    Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения менее учетной нормы (13,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи).
 

    Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
 

    Судом установлено, что семья Ш. на основании их заявления была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, была включена в список участников Программы. ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году в соответствии с Приказом Департамента молодежной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка молодых семей претендентов и резерва на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2014 году». ДД.ММ.ГГГГ молодая семья Ш. исключена из списка молодых семей –участников Подпрограммы.
 

    В соответствии ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
 

    Из указанной нормы следует, что для применения в отношении гражданина последствий этой нормы следует иметь объективные данные о том, что гражданин: а) совершил действия по ухудшению своих жилищных условий; б) данные действия носили умышленный характер; и в) данные действия искусственно направлены на создание условий, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилье.
 

    Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
 

    При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
 

    Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Ш. Л.А., Ш. П.В., Ш. М.В. продали, принадлежащую им на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. Доля истца Ш. М.А. в указанной квартире составляла <данные изъяты> то есть <данные изъяты>.м.
 

    В настоящее время истец Ш. М.В., его супруга Ш. Л.В., сын супруги Пеккоев Л. П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Шоин М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеют по <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м. Дочь Ш. М.М., ДД.ММ.ГГГГ имеет <данные изъяты> доли в праве собственности на указанную квартиру.
 

    Учитывая, что доля истца и членов его семьи независимо от продажи истцом своей доли в квартире родителей составляла и составляет менее учетной нормы, а продажа истцом своей доли не повлияла на нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий, суд считает, что исключение семьи Ш. из числа списка молодых семей –участников Программы, является необоснованным.
 

    Суд не находит в действиях истца признаков умышленности и недобросовестности, и считает, что обстоятельство продажи истцом доли в квартире родителей не может являться препятствием для признания семьи Шоиных нуждающейся в жилом помещении получения социальной выплаты, поскольку и до продажи доли в квартире семья Ш. являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Продажа доли не повлияла на статус молодой семьи в отношении права на улучшение жилищных условий.
 

    Сведений о том, что истец ранее реализовал свое право на предоставление им социальных выплат в рамках Программы, не имеется.
 

    Поскольку ответчиком Администрации <адрес> не представлено доказательств в подтверждение того, что истец умышленными и недобросовестными действиями намерено ухудшил жилищные условия, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
 

    В удовлетворении иска к ответчику Департаменту молодёжной политики <адрес> надлежит отказать, поскольку со стороны данного ответчика судом не установлено нарушения права истца.
 

    В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пп.15 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, судебные расходы подлежат взысканию с ответчика.
 

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

    решил:
 

    Исковые требования Шоина М. В. к Администрации <адрес>, Департаменту молодёжной политики <адрес> о признании незаконным решения Администрации <адрес> об исключении семьи из списка молодых семей-участников Подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы– удовлетворить частично.
 

    Признать незаконным решение Администрации <адрес> об исключении семьи Шоина М. В. из списка молодых семей-участников Подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ» в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ», включенных в претенденты и резерв на получение социальной выплаты на приобретение жилья в ДД.ММ.ГГГГ году.
 

    В удовлетворении иска Шоина М. В. к Департаменту молодёжной политики <адрес> – отказать.
 

    Взыскать с Администрации Муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход государства.
 

    Решение суда подлежит обжалованию в порядке апелляции в течение в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
 

    Судья Е.Л. Карагодина
 

    Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2014 года.