Дело № 12-72/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    11 августа 2014 г. г. Гай Оренбургской области
 

    Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
 

    председательствующий судья Карагодина Е.Л.,
 

    при секретаре Баймышевой Н.К.,
 

    с участием:
 

    представителя ООО «Управляющая компания «Гайская городская» Калмацкого М.В.,
 

    представителя Государственной жилищной инспекции по <адрес> Петрова Д.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Гайская городская» Порфирова Д. В. на постановление Государственной жилищной инспекции по <адрес> по делу об административном правонарушение № от ДД.ММ.ГГГГ,
 

 

установил:
 

 

    Постановлением Государственной жилищной инспекции по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № директор ООО Управляющая компания «Гайская городская» Порфиров Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
 

    Не согласившись с постановлением должностного лица, Порфиров Д.В. подал жалобу, в которой считает постановление не законным и подлежащем отмене по следующим основаниям: документом, регулирующим правоотношения по вопросу содержания и ремонту жилых домов в настоящее время является утвержденное Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ Постановление <данные изъяты>О минимальном перечне услуг и работ, необходимых, для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», а не Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу <данные изъяты> «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», так как считает, что техническая эксплуатация, содержание и ремонт предполагает под собой планирование и выполнение обязательных, предусмотренных законом и договором работ. В ходе эксплуатации зданий, помещений и объектов общего имущества происходит их естественный износ, поломки и выход из строя, само по себе это не означает нарушение управляющей организацией требований предъявляемых законом, правонарушение заключается в бездействии по их своевременному устранению. Доказательств бездействия по планированию и устранению нарушений не предоставлено. Просит постановление ГЖИ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. отменить, производство по делу прекратить. В дополнении к жалобе представитель по доверенности М.В. Калмацкий указывает, что Порфиров Д.В. не является лицом ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений. Из материалов дела следует, что Порфирову Д.В. вменяется нарушение установленных правил содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, а не жилого помещения или жилого дома, однако ответственность за несоблюдение именно правил содержания общего имущества многоквартирного дома ст. 7.22 КоАП РФ не содержит. Просит постановление отменить, материалы дела возвратить на новое рассмотрение.
 

    Дело рассмотрено в отсутствие заявителя Порфирова Д.В., извещенного надлежащим образом.
 

    В судебном заседании представитель заявителя Порфирова Д.В. Калмацкий М.В. поддержал жалобу по указанным в ней основаниям, дополнительно суду пояснил, что административный орган при вынесении постановления должен всесторонне исследовать материалы дела и оценить имеющиеся доказательства. В качестве доказательств представлены акт проверки, протокол и справка, составленная специалистом ГЖИ. Данных доказательств в подтверждение вины должного лица недостаточно. Надлежащим доказательством будут являться документы, фиксирующие разрушение жилого дома. Отсутствует протокол осмотра, материалы содержат противоречивые сведения. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Статья 7.22 КоАП РФ применяется только к жилым домам, тогда как дома по <адрес> и <данные изъяты> являются многоквартирными домами. Должностное лицо приняло все необходимые меры для выявления и устранения нарушений, был составлен план на ДД.ММ.ГГГГ по устранению выявленных нарушений. Просит отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение.
 

    Представитель Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Петров Д.В. считает постановление законным и обоснованным. Управляющая компания «Гайская городская» приступила к своим обязанностям в 2012 году, на ней лежит обязанность по проведению периодического осмотра общего имущества многоквартирных домов, устранению выявленных нарушений. В качестве доказательств могут быть представлены любые фактические данные, в том числе и имеющиеся в материалах дела справка и акт осмотра. Справка составлена специалистом ГЖИ на основании визуального осмотра. Диспозиция ст. 7.22 КоАП РФ охватывает и понятие МКД. Ведение технической документации также является обязанностью управляющей организации, один факт её отсутствия уже образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 7.22 КоАП РФ. Процессуальные нарушения при составлении протокола не допущены.
 

    Суд приходит к следующему.
 

    В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 

    В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
 

    Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является, в том числе нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
 

    Объектом правонарушения является жилой фонд, его сохранность, непосредственным предметом посягательства - установленные правила.
 

    В соответствии с п. 3.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении лиц к административной ответственности, установленной статьей 7.22 КоАП РФ, суды должны исходить из следующего.
 

    На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
 

    Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII ЖК РФ, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
 

    В случае если собственники помещений в многоквартирном доме, исходя из ст. 162 ЖК РФ, передали управляющей организации функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений, субъектом административного правонарушения по ст. 7.22 КоАП РФ является управляющая организация, которая несет ответственность за обслуживание, содержание, эксплуатацию, ремонт и обеспечение коммунальными услугами данного жилого дома
 

    Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
 

    Из материалов дела следует, что <данные изъяты>" на основании договоров управления от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 13, 27) и Устава общества оказывает собственникам жилых помещений услуги по управлению и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, и <адрес>.
 

    Следовательно, ООО УК «Гайская городская" является организацией, обеспечивающей нормальную эксплуатацию жилищного фонда, надлежащее содержание общего имущества собственников многоквартирного дома и соответственно субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 КоАП РФ.
 

    Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Порфиров Д.В. назначен на должность генерального директора <данные изъяты>», в связи с чем, является должностным лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества данного многоквартирного жилого дома (<данные изъяты>
 

    Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
 

    В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
 

    а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
 

    б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
 

    в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
 

    г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
 

    д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
 

    е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
 

    Согласно пункту 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
 

    а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
 

    б) освещение помещений общего пользования;
 

    в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;
 

    г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
 

    д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
 

    е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
 

    ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
 

    з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
 

    Пунктами 16 и 17 указанных Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
 

    В соответствии с пунктом 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
 

    Нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда являются "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда N 170).
 

    В силу Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда N 170:
 

    - местные отслоения штукатурки и трещины должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития. При появлении сверхнормативных (более 1/400 пролета) прогибов несущих элементов, зыбкости, повышенной звукопроводимости, трещин в средней части поперек рабочего пролета плиты шириной более 0,3 мм, промерзаний, переохлаждений и увлажнений чердачных перекрытий, поражений древесными домовыми грибками и дереворазрушающими насекомыми следует вызвать специалиста и устранять при капитальном ремонте по проекту (<данные изъяты>
 

    - с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо:
 

    облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения;
 

    поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией (<данные изъяты>
 

    В соответствии с <данные изъяты> Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда N 170 указанные правила определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
 

    Следовательно, нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда N 170 является нарушением правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, попадает под действие статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и образует объективную сторону вменяемого правонарушения.
 

    Как следует из материалов административного дела, в ходе проверки в период с 08 по ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Гайской межрайонной прокуратурой совместно Государственной жилищной инспекцией по <адрес> на предмет соблюдения ООО УК «Гайская городская» установленных законодательством требований по содержанию жилищного фонда в жилых домах № 14,19 по <адрес>, были выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 170, а именно в жилом <адрес>:
 

    - отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя козырьков с конструкциями стен (<данные изъяты>);
 

    - повреждение несущих конструкций козырьков (разрушение защитного слоя бетона, оголение арматуры - дворовый фасад, <данные изъяты>
 

    - не обеспечена правильная эксплуатация, а также крепление сетей к стенам на лестничных клетках в подъездах № (<данные изъяты>
 

    - неисправное состояние окон на лестничных клетках. Местами остекление отдельными полосами. Отсутствие фурнитуры на окнах (подъезд № 4);
 

    - неисправное состояние лестниц (повреждение ступеней, выбоины) (подъезд № этаж, № этаж);
 

    - отсутствие тепловой изоляции на трубопроводах отопления в подвальном помещении;
 

    - отсутствие отопительного прибора системы отопления на лестничной клетке (подъезд № этаж);
 

    - отсутствие окраски трубопроводов отопления в подвальном помещении;
 

    - неисправность выступающих над поверхностью кровель элементов отсутствие вытяжной канализационной трубы на кровле (подъезд № места).
 

    В жилом <адрес>:
 

    - отсутствие тепловой изоляции на трубопроводах отопления в подвальном помещении;
 

    - отсутствие окраски трубопроводов отопления;
 

    - не обеспечено исправное состояние системы холодного водоснабжения в подвальном помещении (коррозия трубопроводов, наличие хомутов); отсутствие металлических решеток для очистки обуви от грязи и снега на площадке перед наружными входными дверями (подъезд № 4);
 

    - местами отсутствие тепловой изоляции трубопроводов отопления, находящихся в не отапливаемых помещениях (чердачное помещение, подъезд №2, 4 - 15п.м.);
 

    - неисправное состояние окон на лестничных клетках. Местами остекление отдельными полосами. Отсутствие фурнитуры на окнах (подъезд № 3, 4).
 

    Указанные нарушения зафиксированы в справке № от ДД.ММ.ГГГГ ГЖИ по <адрес> и акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ
 

    В силу п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством.
 

    Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170 (далее - Правила эксплуатации), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от ДД.ММ.ГГГГ N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
 

    В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
 

    Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и не подменяют собой параметры и условия, которым должны отвечать строительные конструкции дома. В связи с чем должны применяться наряду с Правилами эксплуатации, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170.
 

    Суд не может согласиться с доводами представителя заявителя о том, что статья 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает ответственности за нарушение правил содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, поскольку объекты "многоквартирный дом", "общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме" не указываются в диспозиции статьи, использованное в диспозиции статьи понятие "жилой дом и (или) жилое помещение" не включает в себя понятия "общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме».
 

    Применение статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основывается больше на единообразии в толковании и применении судами норм права, чем на буквальном толковании норм права.
 

    По смыслу части 1 статьи 7.22 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
 

    Кроме того, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере жилищных правоотношений.
 

    Материалами дела подтверждено наличие события, послужившего основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.
 

    Процессуальных нарушений в ходе административного производства судом не установлено.
 

    Доводы жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
 

    С учетом изложенного инспекцией правомерно установлено наличие в действиях Порфирова Д.В. состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ и обоснованно с учетом всех обстоятельств дела назначено Порфирову Д.В. наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 4000 руб.
 

    Таким образом, постановление государственной жилищной инспекции по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является законным, обоснованным и у суда нет оснований для его отмены или изменения.
 

    Руководствуясь ст. 30.7 КоАП, суд
 

решил:
 

    Постановление государственной жилищной инспекции по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Управляющая компания «Гайская городская» Порфирова Д.В. - без удовлетворения.
 

    Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток с момента получения или вручения копии решения. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление.
 

    Судья Е.Л. Карагодина