Дело № 2-127/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ельники 24 сентября 2014 года
Ельниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Кашуркина В.Н.,
с участием истицы Хозиной О.В., ее представителя Шукшиной И.А., представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Аверкиной С.В.,
при секретаре Кукушкиной Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хозиной О.В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении, и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения,
установил:
Хозина О.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении, и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения. В обоснование иска указывает, что 03 апреля 2014 года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением ответчика № 4 от 14 апреля 2014 года, которым ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, она не согласна, поскольку считает, что на момент обращения к ответчику имела необходимый 25-летний стаж осуществления лечебной работы. Считает необоснованным отказ ответчика во включении в стаж лечебной работы в должности главного врача М-Пошатской врачебной амбулатории с 10 августа 1989 года по 31 января 1990 года в льготном исчислении 1: 1,3.
На основании приказа по Ельниковской центральной районной больницы от 15 августа 1989 года № 45 параграф 3 она была принята на должность главного врача М - Пошатской врачебной амбулатории временно с 10 августа 1989 года по 01 февраля 1990 года, разрешено совместительство 0,5 ставки врача-терапевта, о чем в трудовой книжке внесена соответствующая запись.
М-Пошатская амбулатория расположена в сельской местности. В указанный период, наряду с работой главного врача, она осуществляла врачебную деятельность по специальности врач-терапевт проводила амбулаторный приём взрослых и детей по заболеванию и профилактический, обслуживала больных на дому с неотложными состояниями и активно наблюдала за больными с хроническими заболеваниями, оказывала первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, своевременно направляла нуждающихся больных в соответствующие лечебно-профилактические учреждения, проводила профилактические осмотры детей школьного и дошкольного возраста, занималась санитарно-профилактической работой с населением.
Просит признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 4 от 14 апреля 2014 года в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода работы с 10 августа 1989 года по 31 января 1990 года в должности главного врача М-Пошатской врачебной амбулатории Ельниковской центральной районной больницы. Обязать ответчика период работы с 10 августа 1989 года по 31 января 1990 года в должности главного врача М-Пошатской врачебной амбулатории Ельниковской центральной районной больницы включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и 3 месяца. Обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 03 апреля 2014 года.
В судебном заседании истица Хозина О.В. и ее представитель Шукшина И.А., действующая по устному заявлению истицы, исковые требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика – ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республике Мордовия Аверкина С.В. в судебном заседании исковые требования Хозиной О.В. не признала, пояснив, что оспариваемый период работы истицы в должности главного врача М-Пошатской врачебной амбулатории не включен в специальный стаж, поскольку это учреждение не соответствует наименованию учреждений, дающих право на назначение досрочного пенсионного обеспечения в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, отсутствует документальное подтверждение осуществления врачебной деятельности.
Заслушав пояснения сторон, свидетеля, исследовав представленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленного суду пенсионного дела истицы (отказного) следует, что 03 апреля 2014 года Хозина О.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республике Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. №173 «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением ответчика № 4 от 14 апреля 2014 года истице отказано в назначении трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального трудового стажа. В специальный стаж не засчитан оспариваемый период с 10 августа 1989 года по 31 января 1990 года в должности главного врача М-Пошатской врачебной амбулатории, поскольку, это учреждение не соответствует наименованию учреждений, дающих право на назначение досрочного пенсионного обеспечения в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, отсутствует документальное подтверждение осуществления врачебной деятельности.
В соответствии со статьёй 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствие с пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства от 24.07.02 г. за N 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Судом установлено, не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела, в частности данными трудовой книжки, что Хозина О.В. с 10.08.1989 года была принята в порядке перевода главным врачом М-Пошатской врачебной амбулатории, а с 01.02.1990 года была переведена в республиканскую клиническую больницу для дальнейшего прохождения интернатуры.
Согласно копии приказа по Ельниковской райбольнице № 45 от 15 августа 1989 года Хозина (Евсеева) О.В. назначена на должность главного врача М-Пошатской врачебной амбулатории, ей разрешено совместительство 0,5 ставки врача-терапевта.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа либо только в городах независимо от возраста трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за данными гражданами.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, право на трудовую пенсию за выслугу лет предоставлялось «врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности».
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа считать за один год и 3 месяца специального трудового стажа.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов. Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР № 464 один год работы в сельской местности засчитывался в стаж в льготном порядке (как 1 год и 3 месяца), стаж лечебной работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. засчитывается из расчета 1: 1, 3, после 01.11. 1999 г. - в исчислении 1: 1.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г. в графе «наименование должностей» предусмотрены : врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистов), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
В соответствии с пунктом 1 Примечаний Приложения № 3 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 г. № 900 «Штатные нормативы медицинского персонала амбулаторий, расположенных в сельской местности», должность главного врача устанавливается в амбулаториях, которым полагается до 5 врачебных должностей, вместо должности врача.
Из Положения об амбулатории (приложения N 50 к приказу Минздрава СССР от 23.09.1981 N 1000) следует, что амбулатория является лечебно-профилактическим учреждением, призванным осуществлять в районе своей деятельности: проведение широких профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости; раннее выявление больных, диспансеризацию здоровых и больных; оказание квалифицированной медицинской помощи населению.
Амбулатория организуется в установленном порядке, как правило, в сельских населенных пунктах, в рабочих поселках, в поселках городского типа, курортных поселках, на объектах строительства, осуществляемого вне населенных пунктов.
Амбулатория может быть самостоятельным учреждением или входить в состав больницы.
Согласно справке ГБУЗ РМ «Ельниковская районная больница» от 11.09.2014 № 26 Морд-Пошатская врачебная амбулатория была создана на основании приказа Министерства здравоохранения Мордовской АССР № 1242-к от 29.11.1984. За период деятельности с 1985 по 1997 годы Морд-Пошатская врачебная амбулатория являлась структурным подразделением Ельниковской центральной районной больницы.
Факт работы истицы в сельской местности представителем ответчика не оспаривается.
Из представленных истицей и обозренного в судебном заседании Журнала регистрации амбулаторных больных за период 1990 г. следует, что в амбулатории в указанный период велся прием больных с выставлением диагнозов («хронический бронхит», «пневмония», «ОРЗ» и других).
Факт выполнения истицей лечебной работы подтверждается также копиями контрольных карт диспансерного наблюдения и медицинских карт амбулаторных больных за период с августа 1989 года по январь 1990 год, заполненных истицей.
В Книге записи вызовов на дом М-Пошатской врачебной амбулатории за период с августа 1989 года по январь 1990 год имеется подпись выполняющего вызов врача «Евсеева» в графе «Кем выполнен вызов», выставлены диагнозы (в том числе «грипп», «ОРЗ», «пневмония», «хронический пиелонефрит» «сахарный диабет»).
Из архивной справки № 984 от 04 декабря 2013 года, справки Ельниковской центральной районной больницы от 03 апреля 2014 года, следует, что Хозина О.В. работала в Морд-Пошатской врачебной амбулатории с 10.08.1989г. по 31.01.1990г. - главным врачом.
Из пояснений в суде свидетеля ФИО1., работавшего в период с августа 1989 года по январь 1990 год совместно с истицей Хозиной О.В. в М-Пошатской врачебной амбулатории на должности фельдшера следует, что в оспариваемые периоды наряду с работой главного врача Хозина О.В. выполняла врачебную работу по специальности «врач-терапевт», что допускалось в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 г. № 900.
Таким образом, деятельность М-Пошатской врачебной амбулатории, где работала истица в оспариваемый период, была связана с лечебно-профилактической деятельностью по охране здоровья населения. Поэтому работа истицы в период выполнения обязанностей главного врача врачебной амбулатории, когда она в течение полного рабочего времени осуществляла в порядке совмещения обязанности врача - терапевта, то есть в пределах своего рабочего времени по основной должности наряду с административно-распорядительными полномочиями также осуществляла и врачебную деятельность, что дает ей право на включение этого периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом засчитанного судом периода работы в льготном исчислении, у Хозиной О.В. по состоянию на 03 апреля 2014 года имелся необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и соответственно право на назначение досрочной трудовой пенсии у истицы, также возникло на указанную дату, что не оспаривается ответчиком.
В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Хозиной О.В. пенсию с 03 апреля 2014 года.
В соответствии со статьей 98 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию уплаченная ею государственная пошлина в сумме 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Хозиной О.В., удовлетворить.
Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 4 от 14 апреля 2014 года в части отказа Хозиной О.В. во включении в стаж периода работы в должности главного врача в М-Пошатской врачебной амбулатории, осуществляющего врачебную деятельность с 10 августа 1989 года по 31 января 1990 года, признать незаконным.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия включить Хозиной О.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения период работы в должности главного врача М-Пошатской врачебной амбулатории Ельниковской центральной районной больницы, осуществляющего врачебную деятельность с 10 августа 1989 года по 31 января 1990 года в льготном исчислении один год работы за один год и 3 месяца.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Хозиной О.В. досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 03 апреля 2014 года.
Взыскать в пользу Хозиной О.В. с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия в возмещении расходов по уплате государственной пошлины 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ельниковский районный суд Республики Мордовия.
В окончательной форме решение изготовлено 25 сентября 2014 года.
Председательствующий: