Дело № 2-115/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.09.2014 года Чаинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Кошелевой Н.В.,
при секретаре Буниной Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Подгорное дело по иску Пожарской Г.В. к Государственному учреждению – Отдел Пенсионного фонда РФ в Чаинском районе Томской области о признании решения ответчика незаконным в части, понуждении включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, указывая, что (дата)она обратилась в отдел Пенсионного Фонда РФ в Чаинском районе Томской области за досрочным назначением пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением ответчика от (дата)ей было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности льготного стажа, а именно, 25 лет педагогической деятельности. При этом, в льготный стаж не были включены периоды учебы на курсах повышения квалификации: с (дата)по (дата); с (дата)по (дата); с (дата)по (дата), поскольку согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», учеба на курсах повышения квалификации не относится к периодам, включаемым в специальный стаж. Указанное решение ответчика считает незаконным, так как оно противоречит действующему законодательству и нарушает ее права. Просит суд в окончательном варианте исковых требований признать незаконным решение ГУ-ОПФР в Чаинском районе Томской области №от (дата)в части не включения в него периодов нахождения на курсах повышения квалификации; обязать ГУ-ОПФР в Чаинском районе Томской области включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с (дата)по (дата); с (дата)по (дата); с (дата)по (дата), взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере .
В судебном заседании истец исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дав суду аналогичные пояснения.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме, представил суду отзыв, доводы которого поддержал, дав аналогичные пояснения. Из отзыва следует, что истец обратилась (дата)в отдел Пенсионного Фонда РФ в Чаинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ», в назначении пенсии Пожарской было отказано в связи с отсутствие требуемой продолжительности льготного стажа 25 лет по следующим основаниям. Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста. В льготный стаж истца не были засчитаны курсы повышения квалификации с (дата)по (дата), с (дата)по (дата), с (дата)по (дата).
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 утверждены Правила, в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (абзац 1 п.4).
Согласно названным Правилам в стаж на соответствующих видах работ также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, т.е. периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения функциональных обязанностей работником согласно занимаемой должности на основании трудового договора с работодателем (абзац 2 п.5). Таким образом, Правилами строго очерчен круг периодов, включаемых в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наряду с работой, обусловленной выполнением трудовых обязанностей по характеру и условиям труда соответствующим занимаемой должности, на которую принят работник. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в указанных Правилах не поименованы с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части включения названных периодов в стаж на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Пожарской Г.В. указанные выше курсы повышения квалификации работодатель не включил в специальный трудовой стаж, кроме того, сам работодатель, в архивной справке № от (дата), указывает на то, что указанные периоды курсов повышения квалификации не подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом.
Исходя из ст. 7 названного закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Часть 2 статьи 27 указанного выше Закона в редакции, действующей на момент обращения истца за назначением пенсии и в настоящее время, устанавливает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (с последующими изменениями) утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам. Пунктами 1-3 Правил предусмотрено, что они регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Таким образом, названным нормативным актом регулируется порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в должностях и учреждениях, указанных в соответствующем списке, при соблюдении определенных условий.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П установлено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2003 № 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из трудовой книжки истца, которая в соответствии со ст. 66 ТК РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555), следует, что (дата)истец была принята . В (дата) была переведена учителем . В (дата) была переименована в .
В судебном заседании установлено, что (дата)истец, (дата) года рождения, обратилась в ГУ – Отдел Пенсионного фонда РФ в Чаинском районе Томской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В подтверждение права на досрочную трудовую пенсию истцом были предоставлены трудовая книжка, копии карточек-справок, архивные справки, справки о зарплате, копия приказа №, справка от (дата), диплом, свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении брака. Указанное следует из решения ГУ – Отдел Пенсионного фонда РФ в Чаинском районе Томской области от (дата)№, подтверждается материалами пенсионного дела истца, пояснениями сторон.
Решением ГУ – Отдел Пенсионного фонда РФ в Чаинском районе Томской области от (дата)истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемой продолжительности льготного стажа – 25 лет педагогической деятельности. Из решения следует, что в специальный стаж истца засчитано , не засчитаны курсы повышения квалификации с (дата)по (дата); с (дата)по (дата); с (дата)по (дата).
Решение ГУ – ОПФР в Чаинском районе в части исключения из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельности, периодов курсов повышения квалификации суд находит незаконным в силу следующего.
Как следует из пояснений представителя ответчика, пенсионного дела, отзыва курсы повышения квалификации в период с (дата)по (дата); с (дата)по (дата); с (дата)по (дата)в специальный стаж не засчитаны, т.к. периоды нахождения на курсах повышения квалификации не названы в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
В судебном заседании установлено, что истец повышала свою квалификацию с сохранением заработной платы в периоды с (дата)по (дата); с (дата)по (дата); с (дата)по (дата)по инициативе работодателя, во время обучения не прерывала трудовых отношений с работодателем, что подтверждается копиями приказов, удостоверения, свидетельства о повышении квалификации, диплома, архивных справок. При этом представитель ответчика не оспаривал тот факт, что за спорный период уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ (действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Статья 112 ранее действовавшего КЗоТ РФ также предусматривала, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Статьей 173 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работникам, направленным на обучение работодателем, или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда N 418 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках", период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
При учете указанной правовой позиции действующего законодательства не включение в специальный стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Кроме того, для истца в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы (ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», действовавшего до 01.09.2013, ФЗ от 29декабря2012года N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями, действовавшего до 01.09.2013) педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Из пункта 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 (действовавшего до 29.03.2014г.) следует, что цельюповышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Согласно пункту 26 указанного Типового положения за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Аналогичные положения содержатся и в ФЗ от 29декабря2012года N273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», из которого следует, что педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень (ст.47,ст.48).
Т.о., периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из пункта 5 Правил следует, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Поскольку прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказов работодателя является обязательной частью трудовой деятельности истца, то периоды нахождения на семинарах, курсах повышения квалификации и прочих мероприятиях, связанных с осуществлением педагогической деятельности, должны включаться в специальный стаж в календарном исчислении.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что требование истца о включении в специальный стаж периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации является законным и обоснованным, следовательно, в специальный стаж работы истца подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации с (дата)по (дата); с (дата)по (дата); с (дата)по (дата)в календарном исчислении.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
На основании указанных положений процессуального закона, а также пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере .
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пожарской Г.В. к Государственному учреждению – Отдел Пенсионного фонда РФ в Чаинском районе Томской области о признании решения ответчика незаконным в части, понуждении включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Чаинском районе Томской области от (дата)№в части исключения из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с (дата)по (дата), с (дата)по (дата), с (дата)по (дата).
Обязать Государственное учреждение – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Чаинском районе Томской области включить в специальный стаж работы Пожарской Г.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с (дата)по (дата), с (дата)по (дата), с (дата)по (дата).
Взыскать с Государственного учреждения – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Чаинском районе Томской области в пользу Пожарской Г.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере .
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Чаинский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Кошелева Н.В.
Копия верна: Судья Кошелева Н.В.
Секретарь Бунина Л.С.