Дело № 2-116/14
 

 

РЕШЕНИЕ
 

 

    Именем Российской Федерации
 

 

    18.09.2014 Чаинский районный суд Томской области в составе:
 

    председательствующего: Кошелевой Н.В.,
 

    при секретаре: Буниной Л.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Подгорное дело по иску Шишкиной Т.И. к Администрации Чаинского района Томской области о признании членом семьи,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Истец обратился в суд с иском, указывая, что она является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Совместно с ней проживает ее внучка Иванова А.А., с которой они проживают одной семьей, ведут совместное хозяйство, у них общий бюджет. С внучкой они являются собственниками квартиры по адресу: на праве общей совместной собственности. Просит в окончательном варианте исковых требований признать Иванову А.А., (дата)года рождения членом своей семьи.
 

    В судебном заседании истец поддержала требования по основаниям, изложенным в иске, дав аналогичные пояснения, дополнив, что внучка вселилась в указанную квартиру как члена семьи истца в (дата). Они живут одной семьей, имеют общие доходы и расходы, приобретают вещи для общего пользования, ведут совместное хозяйство, имеют земельный участок, на котором выращивают овощи для своих личных нужд. Между ними сложились добрые, семейные отношения, они заботятся друг о друге, проявляют внимание, во время болезни внучка заботилась о ней, ухаживала. Просит иск удовлетворить.
 

    Третье лицо Иванова Н.Н. в судебном заседании подтвердила пояснения истца, дополнив, что она приходится матерью Ивановой А.А., с которой проживает отдельно, поскольку та живет с (дата) с бабушкой ( с истцом). Иванова А.А. заботится о бабушке, помогает ей по хозяйству, ухаживает за ней. У них общий бюджет, из которого они оплачивают коммунальные услуги, покупают продукты, вещи, ведут совместное хозяйство. Живут дружно, любят друг друга, заботятся, конфликтов между ними не возникает. Просит иск удовлетворить.
 

    Третье лицо Иванова А.А., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, об отложении дела не просила, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из ее отзыва следует, что она фактически проживает с истцом, покупает продукты, лекарства, помогает истцу по дому, в огороде. Против удовлетворения иска не возражает.
 

    Третье лицо Иванов А.В., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об отложении дела не просил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Против удовлетворения иска не возражает.
 

    Представитель ответчика, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
 

    В отзыве на исковое заявление указал, что администрация Чаинского района Томской области считает невозможным удовлетворить требования истца по причине отсутствия доказательств, подтверждающих факт ведения совместного хозяйства истца с Ивановой А.А. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
 

    Выслушав пояснения истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
 

    Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
 

    Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
 

    С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
 

    Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
 

    В соответствии с частью 1 статьи 40 и частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилье; никто не может быть произвольно лишен жилища; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
 

    Данная норма также содержится в статье 3 ЖК РФ.
 

    В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
 

    Исходя из статьи 5 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. № 189 ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до ведения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
 

    Спор о праве возник после введения в действие ЖК РФ, в связи с чем, подлежит применению ЖК РФ.
 

    В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
 

    Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, определены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (с последующими изменениями).
 

    Во исполнение статьи 10 названного закона Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (с последующими изменениями) утвержден порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
 

    Пунктом 1 указанного Постановления Правительства РФ установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
 

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (с последующими изменениями) постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
 

    Законом Томской области от 13.04.2006 № 73-ОЗ (с последующими изменениями) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципального образования «Чаинский район» наделены государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, выезжающих из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
 

    Выпиской из решения жилищной комиссии подтверждается, что истец решением жилищной комиссии (протокол № от (дата)) включена в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, номер учетного дела №, категория «пенсионеры».
 

    Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 (с последующими изменениями) утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
 

    В соответствии с пунктом 5 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (с последующими изменениями), состав семей граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо статьей 5 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в зависимости от того, на основании какого из указанных законов гражданин имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
 

    Статьей 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (с последующими изменениями) определено, что размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя, в том числе, из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. Членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
 

    В силу пп. «в» п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (с последующими изменениями), применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
 

    Понятие "член семьи" дается законодателем в ЖК РФ.
 

    К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (п. 1 статьи 31 ЖК РФ).
 

    Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
 

    При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
 

    Таким образом, для признания Ивановой А.А. членом семьи Шишкиной Т.И. необходимо, чтобы Шишкина Т.И. вселила ее в качестве члена своей семьи и вела с ней общее хозяйство.
 

    Из пояснений истца в судебном заседании следует, что внучку Иванову А.А. она вселила в квартиру в качестве члена своей семьи в (дата), они проживают одной семьей, ведут совместное хозяйство, имеют общий бюджет.
 

    В судебном заседании установлено, что истец проживает в трехкомнатной квартире по адресу: , которая принадлежит на праве общей долевой собственности ей и Ивановой А.А. ( внучке истца). Истец состоит на регистрационном учете в указанной квартире, имеет состав семьи: Иванова А.А. – внучка, которая, также проживает и имеет регистрацию в данном жилье. Квартира находится в деревянном доме, имеет общую площадь .
 

    Истец и Иванова А.А. проживают одной семьей, ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет, денежные средства расходуются на нужды всей семьи, истец вселила внучку в данную квартиру как члена своей семьи, которая заботится о ней, ухаживает. Имеется земельный участок для ведения подсобного хозяйства, который они обрабатывают вместе.
 

    Указанные факты подтверждается материалами дела, пояснениями истца, третьего лица Ивановой Н.Н., показаниями свидетелей ФИО1, ФИО2, которые суду показали, что внучка стала проживать с бабушкой с (дата). Проживают они одной семьей, ведут общее хозяйство, доходы и расходы общие, вместе питаются, имеют земельный участок, который обрабатывают сообща для всей семьи. Отношения в семье характеризуются взаимным уважением, доброжелательностью, заботой членов семьи друг о друге и взаимопомощью.
 

    Доказательств обратному ответчиком суду не представлено.
 

    Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что Иванова А.А. является членом семьи истца, следовательно, иск подлежит удовлетворению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Иск Шишкиной Т.И. к Администрации Чаинского района Томской области о признании членом семьи истца удовлетворить.
 

    Признать Иванову А.А. членом семьи Шишкиной Т.И..
 

    Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Чаинский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
 

    Председательствующий: (подпись) Кошелева Н.В.
 

    Копия верна: Судья Кошелева Н.В.
 

    Секретарь Бунина Л.С.