Дело № 12-93/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

по жалобе на постановление
 

по делу об административном правонарушении
 

    25 сентября 2014 года <адрес> края
 

    Судья Бикинского городского суда<адрес> Андреева Е.Э.,
 

    С участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Сохранного ФИО7
 

    госинспектора по пожарному надзору ФИО2,
 

    прокурора Гричановского П.Е.,
 

    рассмотрев жалобу Сохранного ФИО8 постановление государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении:
 

    <данные изъяты>» Сохранного ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,
 

    УСТАНОВИЛ:
 

    Государственным инспектором <адрес> по <данные изъяты> ФИО2 вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Сохранного ФИО10 занимавшего на момент обнаружения правонарушения должность <данные изъяты> к административной ответственности по частям 1?3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>
 

    Обжалуемым постановлением Сохранный ФИО11 признан виновным в том, что, являясь <данные изъяты>, <данные изъяты>, допустил нарушения обязательных требований пожарной безопасности: Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности», «Правила противопожарного режима в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от 17.02.2014г) в помещениях и на <данные изъяты>», расположенных по адресу:<адрес>, выявленных по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ года, проведенной Хабаровской транспортной прокуратурой, а именно:
 

    ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ:
 

    - п. 6 Правил противопожарного режима в РФ- в здании котельной и трансформаторной подстанции отсутствуют таблички с указанием номера телефона для вызова пожарной охраны;
 

    - п. 14 Правил противопожарного режима в РФ- место, отведенное для курения табака, расположенное вблизи от входа в административное здание, не обозначено знаком пожарной безопасности «Место для курения»;
 

    - п. 24 Правил противопожарного режима в РФ- не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц с составлением соответствующих протоколов испытаний;
 

    - п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, п. 1.82 СНиП 02.08.02-89-дверь электрощитовой, расположенной в подвальном помещении административного здания, имеет предел огнестойкости менее 0,6 ч( выполнена из дерева обшита листовым железом);
 

    - п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 12.2.143-2009- планы эвакуации людей в случае возникновения пожара выполнены без применения фотолюминесцентного покрытия.
 

    ст. 20.4 ч. 3 КоАП РФ:
 

    - п. 42 «в» Правил противопожарного режима в РФ – в здании котельной трансформаторной подстанции эксплуатируется светильник со снятым колпаком, предусмотренным конструкцией светильника;
 

    - п. 55 Правил противопожарного режима в РФ – не проведена проверка внутреннего противопожарного водоснабжения в помещениях котельной, трансформаторной подстанции, здании очистных сооружений, административном здании, здании бокса углубленного досмотра, здании хозяйственного корпуса с составлением соответствующих актов;
 

    - п. 55 Правил противопожарного режима в РФ – не проведена проверка наружного противопожарного водоснабжения (резервуара), расположенного на территории СМПИ Покровка. Направление движения к водоисточнику (резервуару) не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до его места расположения;
 

    - п. 70 Правил противопожарного режима в РФ- кабинет, занимаемый главным инженером <данные изъяты> ФИО4, расположенный в административном здании не обеспечен огнетушителем, согласно нормам, указанным в приложении « 1, 2 ППР в РФ;
 

    - п. 70 Правил противопожарного режима в РФ- в здании бокса углубленного досмотра размещены огнетушители №№ 178, 179, 180, 181, 183 с истекшим сроком годности, дата выпуска которых 01.2008 года ( не соблюдены сроки перезарядки, освидетельствования своевременной замены огнетушителей);
 

    п. 475 Правил противопожарного режима в РФ- в здании бокса углубленного досмотра огнетушители под №№ 178, 179, 180, 181, 183 не имеют паспортов.
 

    ст. 20.4 ч. 4 КоАП РФ:
 

    - ст. 84 № ФЗ-123 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 33 Правил противопожарного режима в РФ- в административном здании хозяйственного корпуса не все пути эксплуатации обозначены знаками пожарной безопасности.
 

    Не соглашаясь с данным постановлением об административном правонарушении, Сохранный ФИО12 просит его отменить.
 

    По утверждению Сохранного ФИО13 при вынесении постановления о назначении административного наказания государственным инспектором <адрес> <адрес> <адрес> по<адрес> не учтены те обстоятельства, что им (Сохранным ФИО14 приняты меры и устранены выявленные нарушения, а именно: установлены сетевые фильтры, предназначенные для работы с бытовыми электрическими приборами; снят светильник без колпака. В рамках государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между <данные изъяты> в кабинете, занимаемом главным инженером <данные изъяты> ФИО4, установлен огнетушитель. Оборудовано место в 20 метрах от административного здания <данные изъяты> урной и информационными знаками «Место для курения», главным инженером <адрес> была доведена информация для сотрудников ГКО, где находится место для курения. Испытание работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода было проведено <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года, о чем составлен соответствующий акт. В рамках доведенных лимитов на 2014 год ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> заключен государственный контракт № на оказание услуг по испытанию пожарных наружных лестниц. ДД.ММ.ГГГГ составлены протоколы проверки и испытания пожарных наружных лестниц в <данные изъяты>. В рамках государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ пункт пропуска <данные изъяты> оборудован порошковыми огнетушителями ОП-5 в количестве 20 штук, в том числе заменены просроченные огнетушители, промаркированные номерами №№ 178, 179, 180, 181, 183 и на новые огнетушители нанесена соответствующая нумерация белой краской, а также белой краской промаркированы огнетушители в здании хозяйственного корпуса, в здании котельной и трансформаторной подстанции, здании очистных сооружений, административном здании. Ящик заполнен песком и возгорание маловероятно. Дверь электрощитовой в подвальном помещении административного здания, является деревянной, обшитой листами железа. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-3751 /03 <данные изъяты> выделены лимиты бюджетных обязательств для установки противопожарной двери помещений электрощитовой. и закупка запланирована на ДД.ММ.ГГГГ. Установлены дополнительные таблички с направлением движения к пожарному резервуару с четко нанесенными цифрами. ДД.ММ.ГГГГ проведены испытания работоспособности пожарного резервуара (наружного противопожарного водоснабжения) путем технического осмотра пожарных емкостей. В здании котельной и трансформаторной подстанции, здании очистных сооружений <адрес> установлены таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны.
 

    Требования в части оснащения планом эвакуации с применением фотолюминесцентных материалов заявитель считает несостоятельными. Так, требование в части оснащения планом эвакуации с применением фотолюминесцентных материалов ФИО6 12.2.143-2009 установлено только для добровольного применения, само по себе неисполнение его требований не может свидетельствовать о нарушении требований пожарной безопасности, а потому Сохранный ФИО15 полагает, что отделение надзорной деятельности не вправе требовать обязательного выполнения требований данного ГОСТа
 

    Дополнительно <данные изъяты> в административном здании, здании хозяйственного корпуса знаки пожарной безопасности на путях эвакуации.
 

    Кроме того, в постановлении о назначении административного наказания указано то, что не было установлено в материалах <данные изъяты>, а именно, место для курения табака расположенного вблизи от входа в административное здание не обозначено знаком пожарной безопасности «курение табака и использование огнем запрещено».
 

    Все здания в смешанном пункте пропуска обозначены знаками в соответствии с требованиями законодательства РФ.
 

    Полагает, что наказание, наложенное постановлением, является очень строгим, так как им (Сохранным ФИО16 принимались все меры по устранению нарушений в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств и на день вынесения постановления нарушения устранены. Самостоятельное распределение денежных средств не предусмотрено в рамках полномочий директора Хабаровского филиала.
 

    В судебном заседании Сохранный ФИО17 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, пояснил, что на момент рассмотрения жалобы все нарушения устранены, кроме установки двери из железа в электрощитовой.
 

    <данные изъяты> ФИО2 с доводами жалобы не согласился, полагает, что выявленные в пункте пропуска через границу нарушения являются грубыми, отрицательно сказываются на противопожарном состоянии объекта с массовым пребыванием людей и создают угрозу жизни и здоровья граждан.
 

    Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы и изучив материалы дела, прихожу к следующему.
 

    Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
 

    В соответствии с частью1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32,11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи,-
 

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц- от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
 

    Согласно части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения,-
 

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц- от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц- от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
 

    Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений,-
 

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц- от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц- от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
 

    Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
 

    Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
 

    Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
 

    Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003г. № и введенными в действие с 30.06.2003г., Правилами противопожарного режима в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от 17.02.2014г), Федеральным законом от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и другими нормативными правовыми актами.
 

    Согласно статье 1 Закона № 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
 

    В соответствии со статьей 3 Закона № 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности- совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является разработка и осуществление мер пожарной безопасности. При этом под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
 

    В силу статьи 37 Закона № 69-ФЗ обязанность по разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности возложена на руководителей организации. В частности, они обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной безопасности защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
 

    Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
 

    Пунктом 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N390), установлено, что данные правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
 

    Пунктом 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации предусмотрено, что в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
 

    Пунктом 14 Правил противопожарного режима в РФ, предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей12 Федерального закона "Обохране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Запрещается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках. Руководитель организации обеспечивает размещение на указанных территориях знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". Места, специально отведенные для курения табака, обозначаются знаками "Место для курения".
 

    Пунктом 24 Правил противопожарного режима в РФ, предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1раза в 5лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие.
 

    Пунктом 61 Правил противопожарного режима в РФ, предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
 

    Подпунктом « в» пункта 42 Правил противопожарного режима в РФ предусмотрено, что в здании запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
 

    Пунктом 55 Правил противопожарного режима в РФ предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года. Направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
 

    Пунктом 70 Правил противопожарного режима в РФ, предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
 

    Пунктом 475 Правил противопожарного режима в РФ, предусмотрено, что каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер.
 

    Пунктом 33 Правил противопожарного режима в РФ предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
 

    Как следует из материалов дела, Сохранный ФИО18. приказом <данные изъяты> был временно переведен на должность <данные изъяты> и приказом от ДД.ММ.ГГГГ № № временный перевод Сохранного ФИО19 на должность <данные изъяты> отменен.
 

    Факт совершения должностным лицом Сохранным ФИО20 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ установлен и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенным <данные изъяты>, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, должностной инструкцией.
 

    Вышеуказанные доказательства соответствуют требованиям относимости и допустимости доказательств согласно статье 26.2 КоАП РФ.
 

    Кроме того, наличие нарушений требований пожарной безопасности в помещениях и на территории смешанного пункта пропуска <данные изъяты>», а также обязанность по обеспечению пожарной безопасности в помещениях и на территории смешанного пункта пропуска <данные изъяты>» ФИО1 при рассмотрении жалобы не оспаривал.
 

    Таким образом, действия должностного лица- <данные изъяты> Сохранного ФИО21 правомерно были квалифицированы органом административной юрисдикции по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
 

    Доводы Сохранного ФИО22 о том, что им были приняты меры к устранению выявленных нарушений, не являются обстоятельствами, исключающими его вину в совершении инкриминируемых ему правонарушений, поскольку, являясь <данные изъяты>, Сохранный ФИО23 был обязан своевременно обеспечить соблюдение правил пожарной безопасности в помещениях и на территории смешанного пункта пропуска <данные изъяты>
 

    Вместе с тем, Сохранному ФИО24 необоснованно были вменены нарушения п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 12.2.143-2009 – планы эвакуации людей в случае возникновения пожара выполнены без применения фотолюминесцентного покрытия.
 

    Пунктом 6.2.7. Национального стандарта РФ ФИО6 12.2.143-2009 указано, что планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.
 

    Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ « О техническом регулировании» национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.
 

    Тем самым отделение надзорной деятельности не вправе требовать обязательного выполнения ГОСТа в этой части, а потому нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 12.2.143-2009 подлежит исключению из постановления о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    Вместе с тем, исключение из постановления по делу об административном правонарушении данного пункта на квалификацию правонарушения и на наказание не влияет и не может служить основанием для отмены оспариваемого постановления.
 

    В соответствии со статьей 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита и охрана прав личности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
 

    Наказание назначено в минимальном размере с учетом правил, установленных статьей 4.4 КоАП РФ и с учетов всех исследованных по делу обстоятельств.
 

    Нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности судьей не установлено.
 

    Оснований для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения не усматриваю. Нарушения выявлены в пункте пропуска через границу, в месте массового скопления народа, такие нарушения могут повлечь угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
 

    На основании изложенного, привлечение к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 4 статьи 20.4 КоАП РФ директора <данные изъяты> Сохранного ФИО25считаю правомерным, в связи с чем, оснований к отмене оспариваемого постановления не имеется.
 

    Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
 

РЕШИЛ:
 

    Исключить из постановления <данные изъяты> ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ указание на нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 12.2.143-2009 – планы эвакуации людей в случае возникновения пожара выполнены без применения фотолюминесцентного покрытия.
 

    В остальной части постановление государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ о признании виновным <данные изъяты>» Сохранного ФИО26 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> оставить без изменения, а жалобу Сохранного ФИО27 - без удовлетворения.
 

    Решение может быть обжаловано в<адрес>вой суд через Бикинский городской суд<адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, а также должностным лицом, вынесшим постановление.
 

    Судья Андреева Е.Э.