Дело № 2-463/2014
Р Е Ш Е Н И Е
с. Барда 25 сентября 2014 года
Бардымский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Аиткуловой И.Н.
с участием представителя ответчиков В.
при секретаре Каримовой И.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Назаровой А.Г. к Отделу по Бардымскому муниципальному району Межрайонного территориального управления № Министерства социального развития ......., Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития ........, третье лицо Министерство социального развития ......., о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,
У С Т А Н О В И Л :
Назарова А.Г. обратилась в суд с иском к Отделу по Бардымскому муниципальному району Межрайонного территориального управления № Министерства социального развития ........, Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития ........., о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», мотивируя иск тем, что она обратилась в отдел по Бардымскому муниципальному району МТУ № Минсоцразвития ...... с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», приложила все необходимые документы, включая удостоверение, подтверждающее, что 21 апреля 2000 года она была награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» на основании Постановления Центросоюза Российской Федерации № 67-Сп от 21 апреля 2000 года. Общий стаж работы в потребительской кооперации составляет 38 лет.
19 августа 2014 года письмом МТУ № Минсоцразвития ......... № ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тому основанию, что предоставленные ею документы о награждении удостоверением к знаку «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не являются основанием для присвоения звания «Ветеран» труда в связи с тем, что нет решения федерального органа государственной власти, что Центральный союз потребительских обществ России не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867.
С отказом МТУ № Минсоцразвития ...... она не согласна, считает его незаконным и необоснованным.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах", ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 10 июня 1992 года № 3085-1, потребительская кооперация это система потребительских обществ и их союзов разных уровней. Исходя из смысла указанной статьи система потребительской кооперации является таким же ведомством, как и другие министерства и ведомства РФ и всем работникам ..... края, которые были награждены значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» до декабря 2011 года присваивалось звание «Ветеран труда».
Кроме того, до июня 2008 года Министерством труда РФ – отраслевым федеральным органом исполнительной власти – значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания «Ветеран труда» (письмо Минтруда РФ от 07 октября 1998 года № 5635-КС).
В связи с этим Назарова А.Г. просит признать незаконным отказ МТУ № Минсоцразвития ...... от 19 августа 2014 года в присвоении звания «Ветеран труда», обязать МТУ № Минсоцразвития ...... присвоить ей звание «Ветеран труда».
Истец Назарова А.Г. просит рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддерживает, просит удовлетворить.
Представитель ответчиков В., представляющая по доверенности от 23 июня 2014 года интересы отдела по ...... району МТУ № Минсоцразвития ...... и МТУ № Минсоцразвития ......., с иском не согласна, пояснила, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В качестве ведомственных рассматриваются знаки отличия в труде, решение о награждении которыми за добросовестный и долголетний труд отдельных граждан принято руководством министерств и ведомств бывшего Союза ССР или Российской Федерации.
Перечень ведомственных знаков отличия в труде утверждается приказом федерального органа исполнительной власти, входящего в структуру федеральных органов исполнительной власти, действующую на момент награждения. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указом Президента Российской Федерации.
Соответственно, награды союзов, акционерных обществ, общественных образований, организаций и учреждений не принимаются в качестве основания для установления статуса ветерана труда.
В структуру федеральных органов исполнительной власти утвержденных указом Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 центральный союз потребительских обществ России не входит. Соответственно при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» награды Центросоюза не учитываются.
Представитель Министерства социального развития ....... по доверенности от 29 октября 2013 года Б. просит рассмотреть дело без участия представителя Министерства, отказать в удовлетворении исковых требований Назаровой А.Г. Имеется письменное возражение на исковое заявление Назаровой А.Г. из которого следует, что в соответствии с пунктом 1 указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Ведомством является центральный орган государственного управления в виде комитета, комиссии, инспекции, главного управления при правительстве, осуществляющий наряду с министерствами руководство отдельными сферами деятельности, совокупностью организаций, учреждений, предприятий.
Перечень министерств и ведомств, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в различных сферах деятельности, приведен в указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Центральный союз потребительских обществ РФ в этот перечень не входит.
В данном случае награждение ведомственным знаком произведено от имени Центрального союза потребительских обществ РФ, который по своей организационно - правовой форме не относится к центральному органу общественных организаций, общественных объединений. Этот союз объединяет некоммерческие организации в виде потребительских обществ. При этом потребительское общество является самостоятельной формой объединения членов, отличной от общественной организации (объединения), прежде всего по субъектному составу членов и цели деятельности.
Деятельность данного союза, добровольно объединяющего потребительские общества и (или) региональные союзы, регулируется пунктом 2 статьи 121, статьей 116 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом N 3085-1. Тогда как деятельность общественных организаций (объединений) регулируется другим Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", в котором перечисляются организационно-правовые формы общественных объединений. Потребительские общества к ним не относятся. Потребительские общества являются разновидностью организации потребительской кооперации и относятся к системе организаций потребительской кооперации. Из Закона N 3085-1 не вытекает, что Центральный союз потребительских обществ РФ осуществляет какие-либо государственные (ведомственные) функции.
Таким образом, в силу Закона N 3085-1 некоммерческая организация -Центральный союз потребительских обществ РФ в систему органов государственного управления не входит, ведомством не является, в связи с чем награждение от его имени нельзя рассматривать как ведомственный знак отличия в труде, влекущий право награжденного на присвоение звания «Ветеран труда».
Следовательно, Центральный союз потребительских обществ РФ не наделен функциями государственного управления и не является государственной структурой Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пермском крае», утвержденного Указом Губернатора Пермского края от 04.04.2006 года № 50, звание «Ветеран труда» присваивается лицам, являющимся ветеранами труда в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
При этом в соответствии с п. 3 вышеуказанного Положения при присвоении звания «Ветеран труда» требуется предоставление документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Роспотребсоюз был переименован в Центросоюз РФ на основании Постановления пятого собрания Совета Роспотребсоюза девятого созыва от 15.04.1991 года. Центросоюз РФ является правопреемником Центросоюза (бывшего СССР) на основании Постановления Верховного Совета РФ от 19.06.1992 № 3086-1 «О введении в действие Закона РФ «О потребительской кооперации в РФ».
Письмом Департамента социального развития Пермской области от 28.03.2006 года № «О ведомственных знаках отличия в труде» разъяснено, что знаки «Отличник советской потребительской кооперации» и «За добросовестный труд в потребительской кооперации» рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде, если награждение производилось Центросоюзом, Роспотребсоюзом или от их имени.
Письмом Минтруда РФ от 07.10.1998 года № 5636-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» был направлен для руководства Обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда», в котором содержалось указание на то, что знак «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» и «Отличник советской потребительской кооперации» учитывается наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации. Указанный обзор применялся, как руководство, для решения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда» вплоть до отзыва Письма Минтруда РФ Письмом Минздравсоцразвития РФ от 02.06.2008 года № 3854-ЮВ, и в период его действия лицам, награжденным названными наградами системы потребительской кооперации, присваивалось звание «Ветеран труда».
Из письменных материалов дела следует, что Назарова А.Г. с 26 мая 1982 года по настоящее время работает в ......, работала <должность>, <должность>, <должность> (л.д. №). Ее общий трудовой стаж составляет 38 лет.
На основании постановления Президиума Совета Центрального союза потребительских обществ от 21 апреля 2000 года № Назарова А.Г. за многолетний добросовестный труд в потребительской кооперации награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» (л.д. №). Выдано соответствующее удостоверение, которое подписано председателем Совета Центрального союза потребительских обществ России (л.д. №).
МТУ № Минсоцразвития .......... письмом № от 19 августа 2014 года Назаровой А.Г. в присвоении звания "Ветеран труда" отказало со ссылкой на то, что награды союзов, акционерных обществ, общественных образований, организаций и учреждений не принимаются в качестве основания для установления статуса ветерана труда, так как в структуру федеральных органов исполнительной власти утвержденных указом Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 центральный союз потребительских обществ России не входит (л.д. 10).
Изучив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Статьей 7 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 года N 5-ФЗ предусмотрено, что ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Во исполнение названной нормы Закона 04.04.2006 года Указом Губернатора Пермского края от N 50 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пермском крае", где содержатся аналогичные требования для присвоения звания "Ветеран труда". При этом п. 3 Положения установлено, что для присвоения звания "Ветеран труда" необходимо: наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде, которыми являются документы, подтверждающие награждение гражданина нагрудными и почетными знаками, знаками, нагрудными значками, значками, медалями, дипломами, благодарностями, почетными званиями работников отрасли (ведомства), грамотами, учрежденными в установленном порядке федеральными органами государственной власти и иными государственными органами Российской Федерации, высшими судебными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, органами прокуратуры СССР, РСФСР, Российской Федерации, органами государственной власти и управления СССР и РСФСР. Определения ведомственного знака отличия в труде Положение не содержит.
Как следует из положений статьи 1, статьи 31 Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации", Центральный союз потребительских обществ является центральным учреждением по отношению к нижестоящим союзам потребительских обществ, обладающим контрольными и распределительными функциями, решения которого имеют обязательный характер. Таким образом, потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз Российской Федерации. Данные признаки характеризуют ведомство как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народного хозяйства).
Постановлением Совета Центросоюза Российской Федерации от 26 июля 2002 года "О наградах Центросоюза РФ" утверждено Положение о значке "За добросовестный труд в потребительской кооперации России", в соответствии с которым названным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза Российской Федерации, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности (п. 1 Положения).
Из вышеизложенного следует, что значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" присваивается за заслуги и достижения в труде.
В соответствии с Письмом Департамента социального развития Пермской области от 28.03.2006 N 35-14-866 "О ведомственных знаках отличия в труде" знаки "Отличник советской потребительской кооперации" и "За добросовестный труд в потребительской кооперации" следует рассматривать как ведомственные знаки отличия в труде, если награждение производилось Центросоюзом, Роспотребсоюзом или от их имени.
Письмом Минтруда РФ от 07.10.1998 года № 5636-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» был направлен для руководства Обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда», в котором содержалось указание на то, что знак «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» и «Отличник советской потребительской кооперации» учитывается наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации. Указанный обзор применялся, как руководство, для решения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда» вплоть до отзыва Письма Минтруда РФ Письмом Минздравсоцразвития РФ от 02.06.2008 года № 3854-ЮВ, и в период его действия лицам, награжденным названными наградами системы потребительской кооперации, присваивалось звание «Ветеран труда».
Исходя из положений части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом, а также положений части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное "ограничительное" толкование норм Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах", принятого фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции Российской Федерации, а поэтому нельзя назвать правомерным.
Таким образом, хотя федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, по существу значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" является таковым, поскольку присваивается за заслуги и достижения в труде.
Применение термина "ведомство" исключительно к органам государственной власти не основано на законе, противоречит главной цели Федерального закона "О ветеранах", которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленным в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности к организации, в которой они выполняли свои трудовые обязанности.
Следовательно, награждение значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" Центросоюзом Российской Федерации относится к ведомственным знакам отличия в труде, данный знак отличия получен за успехи истца в трудовой деятельности, а потому при наличии у истца трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, решение Межрайонного территориального управления № Министерства социального развития ......... об отказе в присвоении ей звания "Ветеран труда" является незаконным.
Доводы МТУ № и Министерства социального развития ........ о том, что в структуру федеральных органов исполнительной власти центральный союз потребительских обществ России не входит, в связи с чем наградные документы, выданные на основании его решений, не могут являться основанием для установления статуса ветерана труда, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку отсутствие в сфере потребительской кооперации соответствующего ведомства, относящегося в соответствии с законодательством к числу федеральных органов исполнительной власти, а также отсутствие установленного законом перечня ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", не может умалять трудовые заслуги истца и ее конституционное право на социальную защиту в старости.
В связи с тем, что согласно Положения «О межрайонном территориальном управлении № Министерства социального развития .......», утвержденного приказом Минсоцразвития ........ от 2.02.2009 года, в функции МТУ № входит прием и оформление документов для выдачи и выдача отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством удостоверений и иных подтверждающих их статус документов, обязанность присвоить истцу звание «Ветеран труда» должна быть возложена на МТУ № Минсоцразвития ........
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Назаровой А.Г. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Межрайонного территориального управления № Министерства социального развития .......... от 19 августа 2014 года № в присвоении Назаровой А.Г. звания «Ветеран труда».
Возложить на Межрайонное территориальное управление № Министерства социального развития ...... обязанность присвоить Назаровой А.Г. звание "Ветеран труда".
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Бардымский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, т.е. с 25 сентября 2014 года.
Судья И.Н.Аиткулова