Дело №12-39-2014
 

РЕШЕНИЕ
 

    п. Балезино 23 сентября 2014 года
 

    Судья Балезинского районного суда Удмуртской республики Гафурова С.В. с участием
 

    законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Администрации муниципального образования «Юндинское» - главы муниципального образования «Юндинское» Урасинова В.Г., действующего на основании Устава,
 

    при секретаре Королевой О.П.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Администрации муниципального образования «Юндинское» - главы муниципального образования «Юндинское» Урасинова В.Г. на постановление исполняющего обязанности начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике Березиной Л.Г. от <дата> о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ юридического лица – Администрации муниципального образования «Юндинское» и назначении наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородное правонарушение,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Постановлением исполняющего обязанности начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике Березиной Л.Г. от <дата> юридическое лицо Администрация муниципального образования «Юндинское» (далее по тексту Администрация МО «Юндинское») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ выразившемся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей.
 

    Законным представителем юридического лица, привлекаемого к административной ответственности подана жалоба, в которой он просит отменить постановление исполняющего обязанности начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике Березиной Л.Г. от <дата>, ссылаясь на следующие обстоятельства: захламленный земельный участок убран, отходы вывезены на полигон в д. Бурино.
 

    В судебном заседании законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Урасинов В.Г., доводы, изложенные в жалобе, поддержал, в дополнение пояснил суду: правонарушение устранено, что должно быть принято во внимание при назначении наказания. Финансовое положение муниципалитета не позволяет выплатить сумму административного штрафа. Данный земельный участок использовался как карьер много лет, муниципалитет не знал, что он не переведен в другую категорию земель (земли промышленности). В настоящее время данный участок входит в список невостребованных земельных долей, только после признания права собственности муниципалитета на данную землю он будет выделен и переведен в другую категорию земель, а для этого нужно время.
 

    Представитель Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, считает постановление по делу законным и обоснованным.
 

    В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося должностного лица.
 

    Выслушав мнение явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
 

    В соответствии с п. 33 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП» порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело.
 

    Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
 

    При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
 

    Согласно ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, санкция статьи предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
 

    Из постановления по делу об административном правонарушении от <дата> следует, что <дата> в 09 час. 00 мин. в результате проведения выездной плановой проверки в отношении Администрации муниципального образования «Юндинское» Балезинского района УР выявлено захламление земель сельскохозяйственного назначения, в границах муниципального образования «Юндинское» в поле приблизительно в 1,5 км северо-восточнее с.Юнда, расположен земельный участок площадью 0,6га, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, захламленный отходами производства и потребления. На земельном участке отсутствуют трафареты и ограждения, а также знаки, запрещающие вывоз мусора, отходы производства и потребления складываются поверх плодородного слоя почвы и в бывшем карьере, что приводит к физическому захламлению. Бездействие Администрации МО «Юндинское» квалифицировано по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, назначено наказание в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей.
 

    Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами.
 

    Приказом о проведении проверки от <дата> года, уведомлением о проведении проверки от <дата> года, актом проверки Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от <дата> и фототаблицей к нему, которыми установлено, что в границах муниципального образования «Юндинское» в поле приблизительно в 1,5 км северо-восточнее с.Юнда, расположен земельный участок длиной 280м, шириной 40м, общей площадью 1,1га, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, захламленный отходами производства и потребления.
 

    Выкопировка земель МО «Юндинское» Балезинского района УР подтверждает границы земель населенного пункта и земель сельскохозяйственного назначения.
 

    Запрос Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от <дата> года, ответ на запрос Балезинского отдела Управления Росреестра от <дата> года, <дата> года, акт выбора земельного участка под карьер от <дата> года, Постановление Администрации Балезинского района УР от <дата> года, заключение, чертеж земельного участка подтверждают, что земельный участок согласно проекта землеустройства (перераспределения земель) колхоза «Свобода» Балезинского района УР относится к землям сельскохозяйственного назначения и является коллективно-долевой собственностью. Нормативные документы об изменении категории земель отсутствуют, имеется информация о выделении лесного массива площадью 1га для разработки гравийно-грунтового карьера в аренду сроком на 10 лет Балезинскому ДРСУч.
 

    Согласно предписания <номер> от <дата> Администрация МО «Юндинское» обязана привести земельный участок в границах муниципального образования «Юндинское» в поле приблизительно в 1,5 км северо-восточнее с.Юнда, длиной 280м, шириной 40м, общей площадью 1,1га, захламленный отходами ТБО, в пригодное для сельскохозяйственного производства в срок до <дата> года.
 

    Из письменного объяснения главы МО «Юндинское» Урасинова В.Г. от <дата> следует, что заброшенный карьер не переведен под земли промышленности, на данном карьере был организован временный сбор ТБО.
 

    Квалификация действий Администрации МО «Юндинское» по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правильной ввиду следующего.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
 

    Согласно ч.1, 2 ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
 

    На основании п. 2 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
 

    Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
 

    В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
 

    Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42 Земельного кодекса РФ).
 

    В соответствии с ч.1 ст. 6 ФЗ от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
 

    Из ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 года «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
 

    Согласно ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    В силу п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
 

    В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
 

    Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Землепользователи, то есть лица, как являющиеся, так и не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков экологические правила и нормативы; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв.
 

    Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.
 

    Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
 

    Согласно п. 18 ст. 7 Устава МО «Юндинское» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения муниципального образования. В соответствии с п.п. 2.3, 3.1, 4.1 Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории МО «Юндинское» население обязано размещать отходы на санкционированной свалке самостоятельно и ежедневно.
 

    Таким образом, Администраций МО «Юндинское» было нарушено земельное законодательство РФ, поскольку на территории муниципального образования нет санкционированной свалки ТБО, фактически происходит захламление отходами производства и потребления на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения, Администрацией не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по охране и предотвращению захламления земель твердыми бытовыми отходами, ухудшается качественное состояние земель, тем самым, совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Каждое доказательство получило оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет его допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела.
 

    В связи с чем, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны.
 

    Законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении сомнений не вызывает, вид и размер наказания назначены в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ в размерах, предусмотренных санкцией статьи. Учитывая характер совершенного правонарушения, вывоз отходов на полигон в д. Бурино не является основанием для освобождения Администрации МО «Юндинское» от административной ответственности за совершенное правонарушение. Совершенное административное правонарушении не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушает охраняемые законом общественные интересы. Наступление (отсутствие) каких-либо последствий правонарушения в данном случае не требуется.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Постановление исполняющего обязанности начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике Березиной Л.Г. от <дата> о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ юридического лица – Администрации муниципального образования «Юндинское» и назначении наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Администрации муниципального образования «Юндинское» - главы муниципального образования «Юндинское» Урасинова В.Г. без удовлетворения.
 

    Решение может быть обжаловано и опротестовано через Балезинский районный суд в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня получения.
 

    ***
 

    ***
 

    Судья С.В. Гафурова