РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нальчик «04» августа 2014 г.
Мировой судья судебного участка № 15 г. Нальчика Тогузаев М.М.,
при секретаре Нальчиковой М.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице Кабардино-Балкарского отделения № 8631 Северо-Кавказского банка (далее по тексту КБ ОСБ №8631, «Банк») к Дзагаштову К.Х.(Заемщик), Дзагаштовой Ф.К. (поручитель) о взыскании задолженности по кредитному договору, процентов, неустойки за просроченный основной долг и госпошлины,
УСТАНОВИЛ:
«Банк» и Заемщик 29.03.2010 года заключили кредитный договор №14337, согласно которому Банк предоставил Заемщику кредит в размере 109 900 рублей, сроком на 60 месяцев, под 20% годовых на неотложные нужды, в свою очередь Заемщик принял на себя обязательства возвратить банку полученный кредит и уплатить проценты за пользование кредитом, в размере, сроки и на условиях договора.
В обеспечение возврата данного кредита был заключен договор поручительства №14337/1 от 29.03.2010 года с Дзагаштовой Ф.К.
Истец обратился в суд с иском к заемщику Дзагаштову К.Х. и поручителю заемщика Дзагаштовой Ф.К. о расторжении договора №14337 и взыскании солидарно задолженности по кредитному договору № 14337 от 29 марта 2010 года в размере 48665,63 рублей, в том числе просроченный основной долг в размере 38423 рублей 23 копеек, просроченные проценты в размере 5824 рублей 21 копеек, неустойка за просроченный основной долг в размере 3261 рубля 14 копеек, неустойка за просроченные проценты в размере 1148 рублей 05 копеек и оплаченную при подаче иска госпошлину в размере 1659,97 рублей.
Согласно ст.819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и платить проценты за нее.
На основании ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Исходя из выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 314,330,450, 807, 819 ГК РФ, истец просит взыскать солидарно с Дзагаштова К.Х., Дзагаштовой Ф.К. сумму задолженности по кредитному договору №14337 от 29 марта 2010 года в размере 48665,63 рублей и оплаченную при подачеискового заявления госпошлину в размере 1659,97 рублей.
Представитель истца по доверенности Дышекова Н.А. извещённая надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, от неё в суд поступило заявление, из содержания которого следует, что исковые требования поддерживает в полном объеме и просил суд их удовлетворить.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Ответчик Дзагаштова Ф.К. в судебном заседании исковые требования о задолженности не признала, пояснив, что заемщик, а именно её муж Дзагаштов К.Х. умер, на Дзагаштова К.Х. не было оформлено никого имущества, т.е. наследство никакого не было, в связи с чем просила в исковых требованиях отказать так как кредит получал муж и только он распоряжался денежными средствами по своему усмотрению, что подтверждается внесенными своевременно платами согласно графику платежей и суммы оставшейся для погашения.
Выслушав Дзагаштову Ф.К., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно кредитного договора № 14337 от 29 марта 2010 года истцом, Дзагаштову К.Х. был выдан кредит, а Дзагаштова Ф.К. являласьпоручителем данного кредитного договора.
В обеспечение исполнения обязательств и возврата по 29 марта 2010 года с Дзагаштовой Ф.К. которая при неисполнении или ненадлежащем исполнении заемщиком своих обязательств по кредитному договору, несет солидарную с ней ответственность перед заемщиком.
Данный факт ответственности Дзагаштовой Ф.К. судом не опровергается и поручитель обязана была как сказано в п.2.2 договоре поручительства №14337/1 от 29 марта 2010 года при не исполнении или ненадлежащем исполнении заемщиком своей обязанности по условиям кредитного договора солидарно отвечать перед кредитором, однако Дзагаштовой Ф.К. представлено свидетельство о смерти Дзагаштова К.Х. основного заемщикакредита.
Также суд дает оценку объяснению Дзагаштовой Ф.К., что денежными средствами распоряжался заемщик и до его смерти он исправно исполнял условия кредита.
На основании ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. Из данной нормы следует, что смерть должника влечет прекращения обязательств, если только обязанность его исполнения не переходит в порядке правопреемства к наследникам.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из содержания ст. 1175 ГК РФ усматривается, что наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Стороной истца не представлены доказательства о правопреемстве и наследниках принявших наследство от Дзагаштова К.Х.
Также стороной истца не представлены доказательства о наличии выморочного имущества.
Согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным, что подтверждает показания Дзагаштовой Ф.К. о том, что у Дзагаштова К.Х. не имелось имущество в зарегистрированного на имя заемщика.
Только при наличии наследство и наследниках принявшие его договор поручительства будет действовать. При отсутствии наследников договор кредита соответственно и поручительства прекращается.
На основании Определения Верховного Суда РФ № 19-В09-11 от 23июня 2009 года в силу статей 361 и 363 ГК РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
Из содержания данных правовых норм следует, что ответственность поручителя возникает в случае неправомерного поведения должника, заключающегося в неисполнении обязательства либо исполнении его ненадлежащим образом, то есть при нарушении обязательства самим должником. При этом поручитель несет предусмотренную законом ответственность только солидарно с самим должником, то есть одним из условий ответственности поручителя является наличие должника, нарушившего обязательство. В данном случае должник Дзагаштов К.Х. умер, что подтверждается свидетельством о смерти от 07 июля 2013 года.
Также на основании письма с нотариальной палаты КБР Нальчикского нотариального округа КБР после смерти Дзагаштова К.Х. наследственное дело не заводилось.
Согласно ст. 367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего. Поручительство прекращается с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника.
По смыслу указанной статьи поручительство прекращается прекращением обеспечиваемого им обязательства.
В силу п. 1 ст. 418 ГК Российской Федерации обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. Из данной правовой нормы следует, что смерть должника влечет прекращение обязательства, если только обязанность его исполнения не переходит в порядке правопреемства к наследникам должника или иным лицам, указанным в законе.
Согласно правилам ст.ст. 810,819 ГК РФ, заемные (кредитные) средства подлежат возврату в срок независимо от целей, на которые кредит был получен. В случае смерти гражданина ответственность по его долгам несут наследники, принявшие наследство. И отвечают только по долгам в пределах стоимости принятого наследства.
Поскольку, наследники и наследственное имущество после смерти должника Дзагаштова К.Х. отсутствуют, то в силу приведенных выше положений закона обязательства по кредитному договору и договорам поручительства прекращаются.
Таким образом, положения договоров поручительства, предусматривающие ответственность поручителя в случае смерти должника при отсутствии наследников и наследственного имущества, не соответствуют предписанным законом обязательным для сторон правилам.
На основании выше изложенного суд решил в исковых требованиях отказать за необоснованностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.310, 314 ГК РФ, 220 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В исковых требованиях открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице Кабардино-Балкарского отделения № 8631 Северо-Кавказского банка к Дзагаштову К.Х. (Заемщик), Дзагаштовой Ф.К.(поручитель) о расторжении договора, взыскании задолженности по кредитному договору, процентов, неустойки за просроченный основной долг и госпошлины отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Нальчикский городской суд в течении одного месяца с момента изготовления в окончательной форме, через мирового судью.
Мировой судья - М.М. Тогузаев