Дело № 5-04/2014
 

    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 

                 пгт. Южно-Курильск                                                                21 июля 2014 года
 

           Судья Южно-Курильского районного суда <адрес> Косыгина Т.П., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр образования пгт.Южно-Курильск», юридический и фактический адрес: <адрес>, пгт.Южно-Курильск, <адрес>, <данные изъяты>
 

    у с т а н о в и л :
 

                     Постановлением заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр образования пгт.Южно-Курильск». возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

            Согласно постановлению об административном правонарушении, прокуратурой <адрес> в порядке ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД России по Южно-Курильскому городскому округу проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и о безопасности дорожного движения МБОУ «Центр образования пгт.Южно-Курильск» (далее – Центр образования), которое осуществляет деятельность по образовательным программам профессиональной подготовки «Водитель автомобиля категории «В» на основании лицензии, выданной Министерством образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №13-ВШ. Проверка показала, что в нарушение Приказа Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ №636, ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» Центр образования в учебном процессе по образовательным программам профессиональной подготовки «Водитель автомобиля категории «В» не использует тренажеры-манекены, предусмотренные пунктами 1.1, 1.2 и 1.3 Перечня материалов для подготовки водителей транспортных средств различных категорий по предмету «Первая помощь» Приложения №2, в связи с их отсутствием, что является грубым нарушением требований или условий лицензии, тем самым Центром образования совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензии, если такая лицензия обязательна.
 

              Представитель административного органа – помощник прокурора <адрес> ФИО2, в судебном заседании просил суд юридическое лицо МБОУ «Центр образования пгт.Южно-Курильск» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, подвергнуть административному наказанию в виде приостановления деятельности на срок 90 суток, так как юридическим лицом допущены грубые нарушения требований или условий лицензии в ходе осуществления деятельности по образовательным программам профессиональной подготовки «Водитель автомобиля категории «В».
 

    Законный представитель юридического лица «Центр образования пгт.Южно-Курильск» ФИО3 свою вину в совершении административного правонарушения признала, пояснив, что правонарушение совершено без умысла. Подготовка водителей в МБОУ «Центр образования» осуществляется на должном уровне, для обеспечения преподавания раздела «Первой помощи» заключен договор с врачом ЦРБ, проводится просмотр специальных фильмов, используется стенд «Автомобильная аптечка первой помощи» и др. Считает, что необходимые знания и навыки обучающиеся получают в полном объеме. Для улучшения качества преподавания и, учитывая предписание заместителя прокурора, ДД.ММ.ГГГГ подавалась заявка на аукцион для приобретения тренажеров-манекенов. В настоящее время порядок приобретения данного оборудования изменился, поэтому ДД.ММ.ГГГГ Центром образования оплачены три необходимых тренажера-манекена, которые до начала учебного года будут доставлены в учебное заведение. Просит суд освободить юридическое лицо от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного преступления либо переквалифицировать действия на ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ.
 

                Выслушав представителя административного органа, законного представителя юридического лица «Центр образования пгт.Южно-Курильск», изучив материалы дела, прихожу к следующему.
 

            В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
 

             Примечанием к указанной статье установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
 

             В судебном заседании установлено, что Центр образования наряду с основной образовательной деятельностью осуществляет деятельность по образовательным программам профессиональной подготовки «Водитель автомобиля категории «В».
 

             Для осуществления данного вида деятельности Центр образования имеет лицензию, выданную Министерством образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №13-ВШ (65Л01 № 0000098).
 

             Согласно ч.1 ст.91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
 

             В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
 

             Согласно п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность полежит лицензированию.
 

             Согласно ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон №196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством организации подготовки водителей транспортных средств правилам и требованиям безопасности.
 

             Согласно ч.1 ст.26 Закона №196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
 

             В соответствии с п.п. «б» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №966, лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
 

             Согласно п.п. «а» п.9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относится, в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 6 настоящего Положения.
 

              Пунктом 11 статьи 9 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
 

            1). возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
 

            2). человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
 

             Как следует из материалов дела, Центр образовании является бюджетным общеобразовательным учреждением, созданным для осуществления образовательного процесса.
 

             Согласно приложению 1 к лицензии Центр образования имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам профессиональной подготовки водителей автомобиля категории «В».
 

             Приказом Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «В» (Приложение №2).
 

                     Согласно Приложению № примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «В» представляет собой минимум требований к результатам и содержанию подготовки и является основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку водителей.
 

            В Приложении к Примерной программе предмета «Первая Помощь» (Приложение №2) в виде таблицы представлен Перечень материалов для подготовки водителей транспортных средств различных категорий по предмету «Первая помощь» (для учебной группы с количеством обучающихся 16 человек).
 

              В качестве оборудования в таблице указаны тренажеры-манекены:
 

              - взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контроллером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации – 1 комплект (п.1.1);
 

             - взрослого пострадавшего (голова, торс) без контроллера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации – 1 комплект (п.1.2);
 

                - взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей – 1 комплект (п.1.3).
 

          Из материалов дела видно, что 24.04.2014г. прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД России по Южно-Курильскому ГО проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и о безопасности дорожного движения МБОУ «Центр образования пгт.Южно-Курильск». На момент проверки установлено, что в Центре образования обучается 31 курсант, тренажеры-манекены отсутствовали.
 

               В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеперечисленных законоположений Центр образования в учебном процессе по образовательным программам профессиональной подготовки «Водитель автомобиля категории «В» не использует тренажеры-манекены, предусмотренные пунктами 1.1, 1.2 и 1.3 Перечня материалов для подготовки водителей транспортных средств различных категорий по предмету «Первая помощь» Приложения №2, по причине отсутствия, что является грубым нарушением требований или условий лицензии, выданной Министерством образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №13-ВШ.
 

               Тренажеры-манекены должны были быть в наличии в Центре образования на момент получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, то есть на 28.02.2013г.
 

            На момент прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ тренажеры-манекены в Центре образования отсутствовали, что свидетельствует о том, что обязанность приобрести и использовать их в учебном процессе не исполнялась Центром образования.
 

           При таких обстоятельствах в судебном заседании достоверно установлено, что юридическим лицом – МБОУ «Центр образования пгт.Южно-Курильск», совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензии, если такая лицензия обязательна.
 

            Согласно ч.1 ст.1.4 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
 

           Приказом отдела образования, молодёжи и спорта МО «Южно-Курильский ГО» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначена директором Центра образования с 01.12.1997г.
 

           Согласно Уставу Центр образования является юридическим лицом.
 

           В соответствии с п.7.7 Устава директор Центра образования без доверенности действует от имени Центра образования, представляет его интересы в пределах, определяемых законодательством РФ и настоящим Уставом.
 

           Доводы законного представителя юридического лица о необходимости переквалификации действий Центра образования с ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ на ст. 14.1 КоАП РФ несостоятельны, поскольку Центр образования является общеобразовательным учреждением, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности №13-ВШ от 28.02.2013г., выданную бессрочно. Согласно п.2.1 Устава основной целью Центра образования является реализация прав граждан на образование. В силу п. 2.5 Устава Центр образования имеет право реализовывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе). Изложенное свидетельствует о том, что основной вид деятельности Центра образования – это образовательная деятельность, а не коммерческая, с целью извлечения прибыли.
 

             Суд не может согласиться с доводами законного представителя ФИО3 о возможности прекращения дела по признаку малозначительности в связи с отсутствием вреда, общественно опасных последствий, принятие мер к приобретению тренажеров-манекенов, поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, формальный и не требует наступления вредных последствий. Объектом указанного правонарушения является установленный порядок осуществления лицензирования, и нарушение этого порядка, независимо от последствий, образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст.19.20 КоАП РФ.
 

             То обстоятельство, что после проведения проверки образовательным учреждением были приняты меры для приобретения тренажеров-манекенов, не может свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения, так как в судебном заседание установлено, что с момента вступления в силу Положения о лицензировании образовательной деятельности до момента проведения проверки у образовательного учреждения имелась реальная возможность приобрести тренажеры-манекены, наличие которых является обязательным для проведения процесса обучения водителей категории «В».
 

             Кроме этого, суд учитывает, что отсутствие тренажеров-манекенов в образовательном учреждении может повлечь освоение обучающимися образовательной программы не в полном объеме в части обучения оказания первой медицинской помощи, повлечь возникновение угрозы причинение вреда жизни и здоровью граждан.
 

              Отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено, к смягчающим суд относит: привлечение к административной ответственности впервые, признание вины, принятие мер для приобретения тренажеров-манекенов.
 

             Анализ приведённых выше требований закона и исследованных доказательств позволяет сделать вывод о том, что дальнейшая деятельность Центра образования по образовательным программам профессиональной подготовки «Водитель автомобиля категории «В» при отсутствии тренажеров-манекенов создает реальную угрозу жизни, здоровью граждан, поэтому суд считает необходимым назначить наказание юридическому лицу в виде приостановления деятельности в части осуществления образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки «Водитель автомобиля категории «В».
 

         В силу статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению.
 

               Руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
 

                               П О С Т А Н О В И Л :
 

              Юридическое лицо – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования пгт.Южно-Курильск», юридический и фактический адрес: <адрес>, пгт.Южно-Курильск, <адрес>, <данные изъяты> за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуть административному наказанию в виде приостановления деятельности по осуществлению образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки «Водитель автомобиля категории «В» - сроком на <данные изъяты>.
 

          Приостановление деятельности осуществить немедленно.
 

               Постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления.
 

               Судья                                                     Т.П. Косыгина