Дело № 2-136/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Южно-Курильск «24» июня 2014 года
Южно-Курильский районный суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Косыгиной Т.П.,
при секретаре судебного заседания Радевич Т.Г.,
с участием представителя ответчика ГУ Отдел ПФР по Южно-Курильскому району Елистратовой А.Н. (по доверенности),
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Деморчука О.В. к Государственному учреждению – Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Южно-Курильскому району, о включении в пенсионный стаж периодов работы на судах рыбопромышленного флота как периодов работы в районах Крайнего Севера, назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
03 июня 2014 года Деморчук О.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование исковых требований указал, что он обратился в Государственное учреждение – Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Южно-Курильскому району (далее ГУ Отдел ПФР по Южно-Курильскому району) с заявлением о назначении досрочной пенсии с двойным снижением возраста за работу в районе Крайнего Севера и работу в должности плавсостава на судах морского флота. В связи с отсутствием необходимого страхового стажа работы в районах Крайнего Севера – 15 лет, ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Исходя из представленных документов, ответчик рассчитал стаж его работы на судах, выходящих в открытые моря и океаны, занимающиеся добычей и обработкой рыбы и морепродуктов, не относящиеся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения по порту приписки судов – г<данные изъяты>. Спорные периоды работы в должностях плавсостава учтены как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – всего <данные изъяты>. С решением ГУ Отдела ПФР по Южно-Курильскому району истец не согласен, указывает, что работал и проживал в Южно-Курильском районе, который отнесен к районам Крайнего Севера.
Просит обязать ГУ Отдел ПФР по Южно-Курильскому району включить в его пенсионный стаж периоды работы на судах рыбопромышленного флота как периоды работы в районах Крайнего Севера, назначить досрочно трудовую пенсию с 11 февраля 2014 года.
Истец Деморчук О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие в связи с занятостью на работе.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд с учетом мнения представителя ответчика считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в связи с его надлежащим уведомлением о времени и месте судебного разбирательства и наличием в материалах дела заявления о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика - ГУ Отдела ПФ РФ по Южно-Курильскому району Сахалинской области – Елистратова А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям изложенных в отзыве (возражениях на исковое заявление), представленных суду, из которых следует, что Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с последующими изменениями и дополнениями) не предусмотрены моря и океаны, соответственно они не могут быть отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Правоприменительная практика исходит из того, что указанную работу следует считать протекающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если местом регистрации судна является район Крайнего Севера или приравненная к нему местность. Так как суда рыбного лова, на которых работал заявитель, приписаны к портам Сахалинской области (<данные изъяты>), периоды работы в должностях плавсостава учтены как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (1 год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера). В связи с наличием специального стажа у истца в районах Крайнего Севера менее 15 календарных лет на дату подачи заявления, Деморчуку О.В. отказано в назначении пенсии.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает требование истца подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 этого же Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Согласно пункту 2 статьи 28.1 этого же Федерального закона № 173-ФЗ года лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
При этом плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
Необходимо, чтобы судовладелец уточняющей справкой подтвердил, что работники были зачислены в плавающий состав, а суда, на которых они работали, не относились к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Основанием выдачи справки является приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание или схема должностных окладов. В справке судовладельца, уточняющей характер и периоды работы в составе экипажей судов, также указывается назначение судов и виды флота (Указание Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 № 1-28-У«О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет»).
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела следующее.
11 февраля 2014 года Деморчук О.В. обратился в ГУ Отдел ПФР по Южно-Курильскому району с заявлением о назначении досрочной пенсии с двойным снижением возраста за работу в районах Крайнего Севера и работу в должности плавсостава на судах морского флота. В связи с отсутствием необходимого страхового стажа работы в районах Крайнего Севера – 15 лет, ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Исходя из представленных справок работодателей, трудовой книжки, других документов, ответчик рассчитал стаж работы истца на судах, выходящих в открытые моря и океаны, занимающиеся добычей и обработкой рыбы и морепродуктов, не относящиеся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения по порту приписки судов – г<данные изъяты> Сахалинской области.
ГУ Отдел ПФР по Южно-Курильскому району следующие периоды работы истца в должностях плавсостава учтены как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: с ДД.ММ.ГГГГ.
По представленным сведениям на дату обращения (11.02.2014) Деморчука О.В. к ответчику, его страховой стаж составил <данные изъяты>. Стаж работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), дающий право на досрочное назначении пенсии согласно статье 27.1.9 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составил <данные изъяты>. Стаж работы в районах Крайнего Севера на дату обращения составил <данные изъяты>.
Из уточняющих справок работодателей, в том числе рыболовецкого <данные изъяты> следует, что истец Деморчук О.В. в указанные выше периоды работал в различных должностях, относящихся к плавсоставу. Также отмечено, что он работал в качестве члена экипажа судов рыбной промышленности полный рабочий день в режиме полной рабочей недели. <данные изъяты> располагался на территории <адрес>. Порт приписки судов – <данные изъяты> Сахалинской области, суда выходили в открытые море и океаны, занимались добычей и обработкой рыбы и морепродуктов в Южно-Курильской экспедиции, данные суда не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, предприятия осуществляли деятельность в районах Крайнего Севера; истцу начислялась заработная плата, исходя из северного коэффициента 2,0.
Доказательств, подтверждающих обратное, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
Из анализа содержания уточняющих справок <данные изъяты>, представленных истцом в материалы дела, следует, что работу Деморчук О.В. выполнял в районе Крайнего Севера. Истец работал в плавсоставе на судах, которые относятся к судам морского флота рыбной промышленности по добыче, перевозке, обработке рыбы и морепродуктов, которые не являются постоянно работающими в акватории порта, служебно-вспомогательными и разъездными суднами, судами пригородного и внутригородского сообщения.
Таким образом, в спорные периоды истец был занят на льготной работе в плавсоставе, в связи с чем, данные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Специальный стаж работы Деморчука О.В. в общей совокупности в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), дающий право на досрочное назначении пенсии согласно статье 27.1.9 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составляет более требуемых 15 лет.
Следует иметь в виду, что порт приписки судна не означает место базирования и районы эксплуатации судов.
Пункт 5 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации определяет место нахождения морского или речного судна, его территориальную принадлежность по месту его регистрации (месту приписки), которым является порт приписки судна, в целях учета такого имущества и упорядочения процедуры уплаты налогов на данное имущество.
Положения нормы пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают необходимость регистрации водного транспорта, включая морские и речные суда.
Статья 33 Кодекса Торгового мореплавания РФ, Правила регистрации судов определяют процедуру регистрации морских и речных судов в реестре судов РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются законодательством РФ о труде, настоящим Кодексом, уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, а также уставом о дисциплине, утвержденным Правительством Российской Федерации, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами (контрактами).
Ни одна из указанных правовых норм не регулирует трудовые и пенсионные отношения и не устанавливает территориальность трудовой деятельности членов экипажей по месту приписки (регистрации) судов. Иное толкование закона позволит считать «северным» стажем период постоянной работы плавсостава в комфортных условиях южных портов на судах, портом приписки которых являются, например, Северные морские порты.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. № 11-П указывается, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.
Согласно статье 2 Кодекса под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.
Как видно из приведенных норм Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации не регулирует трудовые и пенсионные правоотношения, а соответственно предусмотренное в нем понятие о месте государственной регистрации суда не распространяет свое действия на трудовые и пенсионные правоотношения.
В силу статьи 314 Трудового кодекса Российской Федерации порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.
Из положений ст.ст. 33, 37 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ следует, что законодательством РФ установлена регистрация судна только для целей регистрации прав на него, а также осуществления технического надзора.
Понятие «порт приписки» судна для целей определения территориальной принадлежности судна положениями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, работники пенсионного фонда, при оценке пенсионных прав истца, должны были руководствоваться требованиями гражданского, трудового и пенсионного законодательства.
То есть доводы ответчика о том, что территориальность трудовой деятельности членов экипажа судов определяется местоположением порта приписки судна не может быть принят во внимание, так как место работы Деморчука О.В. могло быть определено по порту приписки судов в том случае, если бы было невозможно установить постоянную занятость истца на работах в составе судов, добывающих рыбу и морепродукты в районах Крайнего Севера. В рассматриваемом случае уточняющие справки работодателей конкретизируют место выполнения истцом трудовых функций, которым является район Крайнего Севера.
Таким образом, в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, и соответственно испытывал на себе воздействие климатических и географических факторов.
В спорные периоды времени истец постоянно проживал и работал в районе Крайнего Севера, работал на судах флота рыбной промышленности, принадлежащих работодателям, осуществлял добычу, перевозку рыбы и морепродуктов, иную деятельность в районах Крайнего Севера. Данная работа носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах. Заработная плата за труд истцу начислялась с учетом северного коэффициента 2,0. Данные сведения подтверждаются совокупностью имеющих в деле доказательств и не опровергнуты ответчиком.
С учетом изложенного, суд находит подлежащим удовлетворению требование истца и принимает решение, обязывающее ответчика включить спорные периоды работы в трудовой стаж истца, дающий право на досрочное получение трудовой пенсии по старости с момента обращения к ответчику.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Деморчука О.В. к Государственному учреждению Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Южно-Курильскому району – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Южно-Курильскому району включить в пенсионный стаж Деморчука О.В. периоды работы на судах рыбопромышленного флота с ДД.ММ.ГГГГ, как периоды работы в районах Крайнего Севера, и назначить ему досрочно трудовую пенсию с 11 февраля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд, через Южно-Курильский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья Т.П. Косыгина