дело № 2-189/2014
 

                     РЕШЕНИЕ
 

                     Именем Российской Федерации
 

    пос. Депутатский                                 26 августа 2014 года
 

    Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новожилова Е.Я., при секретаре Кирюшиной О.Н., с участием прокурора Усть-Янского района РС (Я) Попова Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Янского района РС (Я) о признании отдельных положений Устава муниципального образования «Омолойский национальный наслег» противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению со дня вступления в законную силу решения суда
 

                         УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Усть-Янского района РС (Я) Попов Б.Б., ссылаясь на то, что в ходе осуществления надзора за состоянием законности уставов муниципальных образований по состоянию на 24.07.2014 г. было установлено, что отдельные положения Устава муниципального образования «Омолойский национальный наслег», (далее – Устав), а именно:
 

    ст. 44 Устава в той редакции, в которой она изложена в Уставе, не соответствует требованию ст. 11 Федерального закона РФ от 02.11.2013 № 294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополняющей ч.1 ст.48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абзацем следующего содержания: "Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления - не позднее трех дней со дня принятия ими решения";
 

    п. 5 ч. 1 ст. 33 Устава в той редакции, в которой она изложена в Уставе, не соответствует требованию ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которой внесены следующие изменения:
 

    1) в пункте 3 части 1 статьи 17 слова "формирование и размещение муниципального заказа" заменить словами "осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд";
 

    3) в статье 82.1:
 

    а) часть 1 изложить в следующей редакции:
 

    "1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления закупок товаров и связанных с такими закупками услуг для обеспечения муниципальных нужд, включенных в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) (далее - перечень), определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае утверждения перечня законом субъекта Российской Федерации.";
 

    б) часть 3 изложить в следующей редакции:
 

    "3. Закупки иных товаров, услуг для обеспечения муниципальных нужд, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), но не включенных в перечень, осуществляются органами местного самоуправления указанных муниципальных образований",
 

    и п. 6 ч. 1 ст. 33 Устава подлежит исключению как противоречащий действующему федеральному законодательству;
 

    а также п. 36 ч. 1 ст. 5 Устава в той редакции, в которой она изложена в Уставе, не соответствует требованию ч. 3 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которой признаны утратившими силу пункт 35 части 1 статьи 14, пункт 30 части 1 статьи 15, пункт 39 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и таким образом, данный пункт Устава не подлежит применению, просит признать ст. 44, п. 5 ч.1 ст.33, п.6 ч.1 ст.33, п 36 ч.1 ст.5 Устава противоречащим действующему федеральному законодательству и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    В судебном заседании прокурор требования уточнил, отказавшись от требования признать п. 5 ч. 1 ст. 33 Устава не соответствующим законодательству, и сославшись на представленные доказательства и пояснив, что указанные в иске нормы Устава муниципального образования «Омолойский национальный наслег» не приведены в соответствие с действующим законодательством, просит иск в остальной части удовлетворить.
 

    Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, что не является в силу ч.2 ст.252 ГПК РФ, препятствием для рассмотрения дела и разрешения его по существу, так как ответчиком по существу спора возражений не представлено.
 

    Исследовав в совокупности письменные доказательства по делу и оценив их в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
 

    В силу ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
 

    Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
 

    Как следует из сообщения Министерства юстиции РФ по РС (Я), по состоянию на 24.07.2014 г. Устав МО «Омолойский национальный наслег» не приведен в соответствие с Федеральными законами, на которые ссылается в обоснование иска прокурор (л.д. 9).
 

    Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются и содержанием Устава МО «Омолойский национальный наслег» по состоянию на 24.07.2014 г.,
 

    ст. 44 которого не приведена в соответствие с ч.1 ст.48 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», дополненной абзацем «Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления - не позднее трех дней со дня принятия ими решения.
 

    (абзац введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 294-ФЗ)
 

    п. 36 ч. 1 ст. 5 которого к вопросам местного значения поселения отнесено, в нарушение ч. 3 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лоторей,
 

    и п. 6 ч. 1 ст. 33 которого противоречит п.3 ст.17, ст.54 ч.1 и 3 ст. 82.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», а также Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
 

    Установив, что на момент разрешения спора в суде положения п. 36 ч. 1 ст. 5, п. 6 ч. 1 ст. 33 и ст.44 Устава муниципального образования «Омолойский национальный наслег» не соответствуют требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и препятствуют таким образом решению определенных вопросов местного значения муниципального образования и осуществлению местного самоуправления в объеме, предоставленном муниципальным образованиям действующим федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления РФ, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными и обоснованными.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
 

    РЕШИЛ:
 

    Признать п. 36 ч. 1 ст. 5, п. 6 ч. 1 ст. 33 и ст.44 Устава муниципального образования «Омолойский национальный наслег» противоречащими Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
 

        Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

 

 

 

    Судья Усть-Янского
 

    районного суда РС (Я):                             Е.Я. Новожилов