Гражданское дело № 2-803/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    с. Богородское    27 августа 2014 года
 

    Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
 

    председательствующего судьи     Вьюшиной И.И.,
при секретаре судебного заседания Щербак О.О.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Прокурора Ульчского района Хабаровского края к ФИО1 о взыскании денежных средств,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    29 июля 2014 года прокурор района обратился в Ульчский районный суд с указанным заявлением с требованиями взыскать с ответчика денежные средства в пользу бюджета Де-Кастринского сельского поселения в размере 5 839,20 руб. В обосновании заявленных требований указав, что прокуратурой Ульчского района проведена проверка законности и эффективности использования средств бюджета Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края при направлении работников администрации сельского поселения в командировки, в ходе которой установлено, что в период с 24 по 26 апреля 2014 года, ответчик согласно командировочного удостоверения и служебного задания находился в служебной командировке в г. Хабаровске в целях участия в судебном заседании в Хабаровском краевом суде по рассмотрению гражданского дела № 33-2506/2014 по частной жалобе ФИО2 Вместе с тем, исковое заявление по данному гражданскому делу было предъявлено не к администрации сельского поселения, а к Главе сельского поселения ФИО1 как частному лицу. Более того, права и интересы администрации сельского поселения указанное исковое заявление не затрагивало, каких либо служебных поручений, обусловленных трудовым договором вне места работы ответчик в Хабаровском в краевом суде в указанный период не выполнял. Таким образом в данном случае имело место не служебная командировка, а частная поездка в личных целях ответчика. Оплата командировочных расходов производилась за счет средств Де-Кастринского сельского поселения. Не законными действиями ответчика бюджету сельского поселения причинен ущерб на сумму 5839,20 руб.
 

    В судебное заседание прокурор района не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела уведомлен в установленном законом порядке. Причина неявки суду не известна, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
 

    Ответчик в судебное заседание не явился в адрес суда направил ходатайство о рассмотрении данного дела без его участия. На исковое заявление прокурора представил возражение, согласно которого просит суд в удовлетворении требований отказать. Поскольку проверка законности и эффективности использования средств бюджета Де-Кастринского сельского поселения при направлении работником администрации сельского поселения в командировки была проведена не качественно, не объективно. Основанием для проведения данной проверки послужила жалоба гражданки ФИО2, с которой ответчика не ознакомили. Кроме того он как Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и главным распорядителем средств бюджета сельского поселения, обладает всеми полномочиями. При составлении сметы для планирования бюджета сельского поселения учитываются все расходы, в том числе расходы связанные с командированием главы, муниципальных служащих, поэтому вопрос об ущербе не уместен, тем более в основании иска прокурора - не командировочные расходы, а заработная плата за дни нахождения в командировке, сумма взятая из расчетного листка заработной платы ФИО1 Утверждение прокурора о том, что иск подан от физических лиц к физическому лицу - ошибочное, так как проверку необходимо было проводить с судебных документов начиная с 06.08.2013 года, с момента подачи искового заявления ФИО1, Куликовой и Гагарина, а не с документов подтверждающих командировочные расходы. По мнению ответчика не ясно кто установил причиненный бюджету сельского поселения ущерб. Из судебных документов следует, что частная жалоба от ответчика ФИО2 от 18.02.2014г в Хабаровский краевой суд, послужила основанием для судебного разбирательства в Хабаровском краевом суде 25 апреля 2014 года, истцами по данному делу являются должностные лица: глава сельского поселения, директор ЖКХ и специалист администрации. 06 августа 2013 года главой администрации ФИО1, специалистом администрации ФИО3, директором ЖКХ ФИО4 было подано исковое заявление «О защите чести, достоинства и деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, компенсации морального вреда» Судебное заседание состоялось 28.10.2013 года, гражданское дело № 2-261/2013, Решением Ульчского районного суда от 28.10.2013г в удовлетворении иска -отказано в полном объеме. Ответчиком ФИО2 на иск было подано возражение, предъявленные требования не признала в полном объеме, ссылаясь на следующие основания: заявление подано от публичных людей (должностных лиц) к физическому (частному) лицу. ФИО2 в судебном заседании высказывалось мнение об истцах, как о публичных людях (специалистах), а не об их частной жизни. 29 октября 2013 года ФИО2 подано встречное исковое заявление «О защите чести, достоинства, деловой репутации, компенсации морального вреда» Судом вынесено Определение от 05.11.2013г - исковое заявление ФИО2 к главе, специалисту, директору принять к производству и возбудить гражданское дело. На всех судебных заседаниях, а именно с гр. ФИО2, в Ульчском районном суде и Хабаровском краевом суде по доверенности интересы главы сельского поселения и администрации сельского поселения представляла ФИО3 В исковом заявлении прокурор Ульчского района неоднократно ссылается на Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», на Закон Хабаровского края от 25.07.2007 № 131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае», которые не распространяются на правоотношения главы сельского поселения, так как должность является выборной.
 

    Исследовав материалы данного дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания, если они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося ответчика. Согласно ч. 5 ст. 167 настоящего кодекса, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решений суда. Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие прокурора района.
 

    Согласно ст.ст. 18, 55, 45 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством.
 

    Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
 

    В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации - прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
 

    Согласно ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации. Представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.
 

    В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, глава муниципального образования является участником бюджетного процесса
 

    Согласно ст. 158 вышеуказанного Кодекса главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи, определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания, обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств, отвечает соответственно от имени муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
 

    Главный распорядитель бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию.
 

    В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 22 Устава Де-Кастринского Сельского поселения утверждает бюджет поселения и отчет о его исполнении Совет депутатов.
 

    Согласно п.п. 6, ч.1 ст. 26 дынного Устава Глава сельского поселения является распорядителем средств бюджета поселения, за исключением расходов на организацию деятельности Совета депутатов. В соответствии с п.п. 3, п. 2, ежегодно представляет на утверждение Совета депутатов проект местного бюджета и отчет о его исполнении.
 

    В соответствии со статьёй 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Особенности порядка направления работников в служебные командировки (далее - командировки) определены Положением обособленностях направления работников в служебные командировки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее - Положение).
 

    Согласно ст.ст. 167, 168 данного кодекса при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
 

    Особенности порядка направления работников в служебные командировки (далее - командировки) определены Положением обособленностях направления работников в служебные командировки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее - Положение).
 

    Согласно п. 7 Положения на основании решения работодателя работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке (дата приезда в пункт (пункты) назначения и дата выезда из него (из них)), за исключением случаев, указанных в пункте 15 настоящего Положения. Которое оформляется в одном экземпляре и подписывается работодателем, вручается работнику и находится у него в течение всего срока командировки. Фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью, которая используется в хозяйственной деятельности организации, в которую командирован работник, для засвидетельствования такой подписи.
 

    В силу п. 11 Положения работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации. Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути.
 

    Исходя из правового содержания вышеуказанных норм трудового законодательства, следует, что служебная командировка представляет собой поездку работника на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, на основании чего работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в служебной командировке и срок его убытия.
 

    Согласно ст. 70 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
 

    Согласно ст. 15 Гражданского кодекса российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
 

    Согласно ст. 1064 вышеуказанного Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
 

    В судебном заседании установлено, что с 24.04.2014 по 26.04.2014г.г., ответчик находился в Хабаровском краевом суде. Что подтверждается командировочным удостоверением от 15.04.2014 г., служебным заданием для направления в командировку, а так же отметкой Хабаровского краевого суда от 25.04.2014 г. (л.д.13-15)
 

    Гражданское дело № 2-621/2013 (рассматриваемое апелляционной инстанцией под № 33-2506/2014) было возбуждено 01.10.2013 г. Ульчским районным судом Хабаровского края по иску главы администрации Де-Кастринского сельского поселения ФИО1, специалиста 1 категории администрации Де-Кастринского сельского поселения ФИО3, Директора МУП «ЖКХ Де-Кастринского сельского поселения» ФИО4 к ФИО2, о защите чести и достоинства, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни.
 

    Вышеуказанный иск, должностными лицами был подан на основании высказываний ответчиком в их адрес сведений порочащих достоинство и деловую репутацию в ходе судебного заседании при рассмотрения гражданского дела № 2-453/2013, по иску ФИО2 к главе Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края ФИО1, о признании не обоснованным отказа в приеме на работу, (гражданское дело № 2-453/2013, л.д.2-3). Согласно протокола судебного заседания представителем ответчика по данному делу принимала участие ФИО3 (л.д.51) При рассмотрении данного дела судом были исследованы высказывания ответчика по делу которые затрагивали вопросы конфликта интересов, коррупции в органах власти в сфере ЖКХ.
 

    Согласно материалов настоящего гражданского дела в табеле рабочего времени у ответчика за указанный период с 24.04.2014 по 26.04.2014г.г., обозначены как дни командировки. В соответствии с расчетным листком ответчику ФИО3, начислена денежная сумма командировочных расходов в размере 2905,97 руб. Согласно служебного задания ответчик направлена в командировку как специалист 1 категории на три дня в Хабаровский краевой суд за счет бюджета сельского поселения (л.д. 12-16).
 

    Доводы прокурора района о том, что ответчик находилась в Хабаровском краевом суде как частное лицо судом не могут быть приняты во внимание и положены в основу решения, поскольку согласно материалов гражданского дела № 2-453/2013 истец ФИО2, заявила требования к Главе Де-Кастринского поселения. Согласно Распоряжения от 27.06.2011 г., на основании решения избирательной комиссии в должность вступил ФИО1 (л.д.96)
 

    В соответствии с доверенностью от 14.12.2011 г., Глава Де-Кастринского сельского поселения ФИО1, уполномочил ФИО3, представлять интересы администрации сельского поселения по всем вопросам, связанным с досудебным и судебным урегулированием (л. 50 гражданского дела № 2-453/2013) Гражданское дело № 2-621/2013 было возбуждено 01.10.2013 г. Ульчским районным судом Хабаровского края по иску должностных лиц.
 

    При таких обстоятельствах, суд приходит к достоверному выводу о том, что ФИО1, по гражданским дела в качестве ответчика, действия которого обжаловались и в качестве истца о защите чести и достоинства деловой репутации, неприкосновенности частной жизни выступал как должностное лицо
 

    Доводы прокурора района о том, что незаконными действиями ФИО1, причинен ущерб бюджету сельского поселения на сумму 5839 рублей 20 копеек, материалы дела не содержат, в судебном заседании не нашли своего подтверждения. Поскольку в соответствии с положениями п.2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
 

    При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда и размер понесенных убытков, виновность причинителя вреда, а также наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и незаконными действиями (бездействием) лица, по вине которого эти убытки возникли.
 

    Глава сельского поселения как работник, находящийся в трудовых отношениях с муниципальным образованием, несет также ответственность и по нормам Трудового кодекса РФ.
 

    В соответствии с нормами ст.ст. 232, 233, 238 данного Кодекса предусмотрена обязанность стороны трудового договора (работодатель или работник), причинившей ущерб другой стороне, возместить этот ущерб. Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим кодексом или иными федеральными законами. Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
 

    Согласно правового содержания вышеуказанных норм, под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
 

    Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренной статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков, Отсутствие одного из указанных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда.
 

    При таких обстоятельствах суд считает, доказательств того что по настоящему делу действиями ФИО1 причинен материальный ущерб Де-Кастринскому сельскому поселению материалы дела не содержат, в судебное заседание суду не представлены.
 

    На основании установленных обстоятельств по данному делу, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, суд приходит к достоверному выводу, что заявленные требования прокурора района к ФИО1, не подлежат удовлетворению. Поскольку порядок направления работников в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств регулируется Трудовым Кодексов Российской Федерации и Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение). Нарушений для направления в служебную командировку ответчика, установление её сроков, а равно как и пребывание в служебной командировке судом не установлено. Сумма затраченная на расходы сторонами не оспаривалась.
 

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 суд,
 

РЕШИЛ:
 

    В удовлетворении требований прокурора Ульчского района Хабаровского края к ФИО1 о взыскании денежных средств – отказать.
 

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
 

    Мотивировочная часть решения изготовлена 01.09.2014 г.
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    Оригинал решения находится в материалах гражданского дела № 2-803/2014
 

    Судья И.И. Вьюшина