Дело № 12-132/2014
РЕШЕНИЕ
г.Тосно 21 августа 2014 года
Судья Тосненского городского суда Ленинградской области
Смирнова В.А.,
при секретаре Гончаровой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Ордена «Знак почета» ЗАО «Племхоз имени Тельмана» (ЗАО «Племхоз имени Тельмана») Федоровой ФИО1 на постановление и.о. начальника отдела земельного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) от 07 июля 2014 года,
установил:
Постановлением и.о. начальника отдела земельного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) № ОЗН-01/14-167-168 от 07 июля 2014 года генеральный директор ЗАО «Племхоз имени Тельмана» Федорова А.А. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.6, ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе Федоровой А.А. содержится просьба об отмене данного постановления. В жалобе заявителем указывается на отсутствие в ее действиях (бездействии) составов административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.6, ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, поскольку земельный участок, на котором вывялены нарушения, передан собственником - ЗАО «Племхоз имени Тельмана» в аренду ООО «Бизнес-Контакт» по договору от 01.02.2014г. для проведения восстановительно-рекультивационных работ. Такие работы проводились на основании проекта рекультивации земель, разработанного ООО «Абсолют», в связи с чем нарушения, связанные с данным проектом, допущены разработчиком проекта. За иные нарушения действующего законодательства, допущенные в отношении земельного участка, и выявленные в результате административного расследования, ответственность несет Арендатор земельного участка – ООО «Бизнес-Контакт».
Дело рассмотрено в отсутствие Федоровой А.А., поскольку о времени и месте рассмотрения дела извещена, в суд не явилась, не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела.
В судебном заседании защитники Федоровой А.А. – Строфилов С.А., Курган А.А. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам. Пояснили, что ЗАО «Племхоз имени Тельмана», полагая, что принадлежащий обществу земельный участок в связи с будущим строительством по соседству с ним высокоскоростной автодороги, будет затоплен, на совещании с участием специалистов (агрономов, экологов), приняло решение о проведении на участке рекультивационно-восстановительных работ, в связи с чем Федоровой А.А. был заключен соответствующий договор с ООО «Бизнес-Контакт». Основанием для принятия такого решения послужили лишь внутренние документы общества о выходе специалистов общества на земельный участок. Иных документов, послуживших основанием для принятия такого решения, у собственника не имелось. Проект рекультивации земельного участка, заказанный ООО «Бизнес-Контакт» у ООО «Абсоюлют», был согласован с Федоровой А.А. С иными органами проект рекультивации не согласовывался, о такой необходимости Федорова А.А. не знала, считала, что собственник земельного участка вправе самостоятельно, без каких-либо разрешений и согласований, принять решение о проведении рекультивации земельного участка. Работы по рекультивации, проводимые ООО «Бизнес-Контакт», Федоровой А.А. контролировались визуально.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля старший государственный инспектор отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Голосная О.В. подтвердила обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении. Показала, что в ходе административного расследования, возбужденного в отношении ЗАО «Племхоз имени Тельмана», были проведены два осмотра земельного участка, которыми установлено, что на принадлежащем обществу земельном участке проводятся земляные работы, связанные с нарушением почвенного покрова. На части территории участка размещены грунты неизвестного происхождения с антропогенными включениями вкраплениями (бой кирпича, бетона, арматуры и пр.), часть территории изъезжена тяжелой строительной техникой, почва уплотнена. На части территории участка размещены в кучах грунты разнородного цвета от серо-зеленого до серо-черного, высотой отсыпки от 1,5 до 3 м. Бурты с плодородным слоем отсутствуют, следов снятия плодородного слоя нет, что свидетельствует о перекрытии (насыпке сверху) плодородного слоя почвы грунтами неизвестного происхождения. Частично участок зарос многолетней сорной растительностью, закочкарен, частично заболочен. Вид угодий – пашня, осушенная дренажем, то есть мелиоративная система на участке присутствует, поэтому заболоченность земельного участка свидетельствует о неудовлетворительной работе мелиоративной системы. Были отобраны пробы завезенных грунтов, результаты проведенной экспертизы грунтов показали, что при выполнении работ по рекультивации земельного участка использовались грунты, загрязненные опасным веществом - мышьяком в концентрациях, превышающих установленные предельно допустимые концентрации химических веществ в почве. А также грунт, завозимый на участок, имеет более низкие показатели плодородия по сравнению с плодородием почв на участке, не подвергшемся перекрытию грунтом. У ЗАО «Племхоз имени Тельмана» были истребованы документы, в том числе, об агрохимическом и эколого-токсикологическом обследовании почвы участка, то есть об основаниях проведения на участке рекультивационных работ. В ответ обществом представлен договор аренды земельного участка с ООО «Бизес-Контакт» с целью проведения на нем рекультивационных работ, а документы, послужившие основанием для проведения таких работ, не представлены. Таким образом, необходимость проведения на участке сельскохозяйственного назначения рекультивационных работ не обоснована, ничем не подтверждена. В проекте рекультивации указаны перепады высот на участке от 17 до 33 метров, однако, в действительности, таких перепадов высот на участке не существует, участок представляет собой ровную площадку, что также видно из фотоматериалов. В проекте рекультивации не указано о постройке по соседству с участком высокоскоростной автомобильной дороги, хотя в случае, если основания для проведения рекультивации были связаны с будущим строительством такой дороги, проект рекультивации должен быть исполнен с учетом ее технологических аспектов. Пунктом 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67, предусмотрено получение собственником земельного участка разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, в том числе, и работ, хоть и не связанных со снятием плодородного слоя почвы, но привносящих в почву не характерных для нее химических и физических веществ. Ни одной из сторон договора, в том числе, ЗАО «Племхоз имени Тельмана», таких разрешений не получено, проект рекультивации не согласован. Проект не предусматривает снятие и перемещение плодородного слоя почвы, а подразумевает засыпку плодородного слоя почвы грунтом неизвестного происхождения. В результате таких работ почва загрязнена мышьяком, относящемуся к 1 классу опасности. Таким образом, ЗАО «Племхоз имени Тельмана», владея земельным участком сельскохозяйственного назначения, пригодным к использованию по целевому назначению, поскольку обратное ничем не подтверждено, при наличии на участке мелиоративной системы, безосновательно приняло решение по его засыпке грунтом неизвестного происхождения. Генеральный директор ЗАО «Племхоз имени Тельмана» Федорова А.А. с проектом рекультивации ознакомлена, утвердила его, что подтверждается ее подписью на титульном листе проекта и на сшивке проекта, не согласовала проект с Росреестром и Росприроднадзором. Из договора аренды земельного участка, подписанного Федоровой А.А., следует, что собственник оставил за собой право контроля за производством работ на земельном участке и предусмотрел как основание для расторжения договора нарушения Арендатором, в том числе, экологических правил. Федорова А.А., как руководитель общества, допустила безосновательное принятие решение о рекультивации участка, допустила производство работ по рекультивации участка на основании не согласованного проекта, не осуществила должный контроль за производством работ по рекультивации, вследствие чего допустила вышеуказанные нарушения земельного законодательства. А потому, в отношении Федоровой А.А. были составлены протоколы об административных правонарушениях по ч.2 ст.8.6, ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Допрошенная в судебном заседании и.о. начальника отдела земельного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) Лычагина О.В. пояснила, что в силу ст.13 Земельного кодекса РФ обязанность по сохранению почвы и ее плодородия, в первую очередь, вменяется собственнику земельного участка. ЗАО «Племхоз имени Тельмана» владеет спорным земельным участком с 2012 года, но в нарушение ст.13 Земельного кодекса РФ не проводит указанные в статье мероприятия. Земельный участок не обрабатывался 1,5 года до того момента, как был передан Арендатору по договору аренды. Агрохимическое обследование земельного участка, которое проводится, в том числе, для оценки состояния почвы, последний раз проводилось в 2005 году, ЗАО «Племхоз имени Тельмана» такое обследование с привлечением аккредитованной организации не проводилось. Топографическая съемка с целью определения высот для дальнейшего определения необходимого объема завозимого грунта, не проводилась. Рекультивация проводится только в отношении нарушенных земель, при наличии данных о невозможности ее использования для сельскохозяйственного назначения. Данные о почвенных, инженерно-геологических, гидрогеологических и других необходимых обследований, результаты топографической или геодезической съемки, проведенной до начала проведения работ, обосновывающие необходимость проведения рекультивационных работ на земельном участке, отсутствуют. Действительно, участок частично заболочен и закочкарен, но на участке присутствует мелиоративная система, поэтому участок мог быть осушен с ее помощью, необходимость проведения в таком случае рекультивации отсутствует. Вместо приведения мелиоративной системы в надлежащее состояние, обществом принимается решение о рекультивации земельного участка. Обоснованность рекультивации Федоровой А.А. не выяснена. Согласно проекта рекультивации, планировалось засыпать почву участка сверху грунтом на 10 см. Толщина плодородного слоя почвы по Ленинградской области колеблется от 20-30 см. Проект рекультивации содержит указание на то, что на участке имеется плодородный слой почвы в 20 см. При таких обстоятельствах, перекрытие уже имеющегося и достаточного для использования по целевому назначению плодородного слоя почвы было безосновательным. Кроме того, как показала экспертиза, завезенный на участок грунт имеет показатели плодородия ниже уже имеющегося на участке. Таким образом, действия Федоровой А.А. по заключению договора на рекультивацию, не обоснованы. Проектная документация на рекультивацию земельного участка надлежащим образом в соответствии с Основным положением о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67, не согласована. С проектом рекультивации Федорова А.А. была ознакомлена, подписала его. При наличии должного контроля Федорова А.А. могла и должна была увидеть в проекте такие несоответствия действительности, как например, указание на имеющиеся на участке перепады высот в 12 метров. Могла и должна была увидеть Федорова А.А. даже при визуальном осмотре земельного участка наличие антропогенных включений (бой бетона, кирпича, арматуру), присутствие на участке, например, бетонных плит, которых на участке сельхозназначения быть не должно, а также необычный цвет завозимых грунтов. Федорова А.А. должна была и могла спросить у арендатора сертификаты на завозимый грунт, чтобы убедиться в их экологической безопасности. Между тем, Федорова А.А., как руководитель собственника земельного участка, самоустранилась от исполнения своих обязанностей. Имеется вина и арендатора в нарушениях, допущенных им при проведении рекультивационных работ, но вины Федоровой А.А., безосновательно заключившей договор на проведение рекултивации, это не исключает. Техническое задание для проведения рекультивации дает собственник, он же утверждает проект. В соответствии с требованиями Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственник земельного участка сельхозназначения обязан ввести участок в сельскохозяйственный оборот в течение 2-х лет с момента возникновения права собственности на участок. Между тем, в настоящее время земельный участок частично заболочен, зарос многолетней растительностью, закочкарен, что является признаками его неиспользования, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 369. Вина генерального директора ЗАО «Племхоз имени Тельмана» Федоровой А.А. также в том, что она не организовала работу общества по содержанию принадлежащего ему земельного участка сельскохозяйственного назначения в тех целях, для которых он предназначен. Сохранение плодородия земель осуществляется посредством систематического проведения мероприятий, указанных в ст.13 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". Такие обязательные агротехнические, агрохимические и фитосанитарные мероприятия, а также обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране плодородия почв, ЗАО «Племхоз имени Тельмана» не проводились и не проводятся. Кроме того, земельный участок захламлен. Вследствие перечисленного, земельный участок выбыл из сельскохозяйственного оборота и в настоящий момент не пригоден для использования согласно разрешенному виду использования, что подтверждается материалами дела. Произошло нарушение экологической системы, возникновение деградационных процессов, приводящих к истощению почв, нарушению земель сельскохозяйственного назначения и снижению их природно-хозяйственной значимости, потери способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Поскольку экспертизой установлено, что на участок завезен грунт, загрязненный мышьяком, в результате чего произошла порча почвы, Федорова А.А. признана виновной и в том, что в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей и отсутствия должного контроля за исполнением и организацией работ, проводимых ООО «Бизнес-Контакт», в отсутствие оснований для проведения на земельном участке работ по рекультивации с использованием и размещением грунтов неизвестного происхождения, допустила перекрытие плодородного слоя почвы земельного участка грунтом, загрязненным опасным химическим веществом - мышьяком и строительным мусором, как следствие деградацию земель сельскохозяйственного назначения, их порчу, ухудшение физических, химических свойств почвы, привнесение в землю нехарактерных для нее физических, химических веществ, соединений, в результате чего природные свойства почвенно-растительного слоя нарушены. Федорова А.А. присутствовала при рассмотрении дела, вину не признала, но не представила каких-либо документов, обосновывающих проведение рекультивации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав защитников Федоровой А.А. – Строфилова С.А., Кургана А.А., Голосную О.В., Лычагину О.В., прихожу к следующему.
Согласно статье 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (часть 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и местом расположения нарушенного участка.
ГОСТом 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» определено, что под рекультивацией понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.
Положениями ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» определены требования к рекультивации земель. Так, п. 6.1 данного стандарта установлено, что при сельскохозяйственном направлении рекультивации, поверхностный слой должен быть сложен породами, пригодными для биологической рекультивации.
Пунктом 2.4. ГОСТ 17.5.3.05-84 «Охрана Природы. Рекультивация земель. Общие требования к землеванию» установлено, что требования, предъявляемые к плодородному слою почвы при сельскохозяйственном направлении рекультивации, должны соответствовать ГОСТ 17.5.1.03-78 (с 01.01.88 ГОСТ 17.5.1.03-86). Классификация вскрышных и вмещающих пород по пригодности их использования для биологической рекультивации установлена положениями ГОСТ 17.5.1.03-86 "Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель".
Исходя из содержания перечисленных норм государственных стандартов, обязательных к применению в силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", рекультивация нарушенных земель, как на техническом, так и на биологическом этапе рекультивации возможна только с использованием почв и пород, в т.ч. вскрышных пород. Использование отходов для целей рекультивации нарушенных земель законом не установлено.
В соответствии с п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Использование земель сельскохозяйственного назначения определено ст. 78 Земельного Кодекса РФ, положения которой не предусматривают уничтожение земель сельскохозяйственного назначения.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», - это сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, фитосанитарных, мелиоративных и иных мероприятий, плодородие земель сельскохозяйственного назначения – способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечить урожай сельскохозяйственных культур.
ГОСТом 26640-85 «Земли. Термины и определения» утверждено, что охрана земель – комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
В соответствии с ГОСТ 27593-88 «Почвы. Термины и определения» рациональное использование почв – это экономически, экологически и социально обоснованное использование почв в народном хозяйстве.
В соответствии с Письмом комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 27.03.1995 № 3-15/582:
- деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.
- под природно-хозяйственной значимостью понимается качество земель, лимитирующее характер и эффективность их хозяйственного использования, участия почвенного покрова в обеспечении функционирования экосистем (в т.ч. и агроэкосистем) и существования природных ландшафтов.
- нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова.
К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность.
Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ и наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ и наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
По делу установлено, что в ходе административного расследования, возбужденного по факту нарушения земельного законодательства в отношении ЗАО «Племхоз имени Тельмана», установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования — для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером 47:26:0220001:253, общей площадью 25,0387 га, расположенном в Тосненском районе Ленинградской области, массив «Тельмана», уч. «Аэродром», № 126, 264, принадлежащем ЗАО «Племхоз имени Тельмана» на праве собственности с ноября 2012 года проводятся земляные работы, а именно: завоз и размещение грунтов неизвестного происхождения, в составе которых наблюдаются антропогенные включения (вкрапления) строительных отходов - бой бетона, бой кирпича, арматуры, а также на остальной части зарастание земельного участка многолетней сорной растительностью, закочкаренность земельного участка. Перепад высот (от 1,5-3,5 метра) на рельефе отмечен только на участке размещения грунтов неизвестного происхождения с антропогенными включениями вкраплениями (бой кирпича, бетона, арматуры и пр.) общей площадью 4,184 га, из них на площади 1,02 га размещены в кучах грунты разнородного цвета от серо-зеленый до серо-черного высотой отсыпки от 1,5 до 3 м. Бурты с плодородным слоем отсутствуют, следов снятия плодородного слоя нет. Земельный участок в районе производства работ на площади 5 га изъезжен тяжелой строительной техникой, почва уплотнена, о чем свидетельствуют следы от протекторов шин. При визуальном осмотре зафиксирована работающая техника: экскаватор в количестве 1 ед., который производил планировку - выравнивание грунта, а также грузовая техника в кол-ве 2 един., которая производила завоз и размещение грунта, что подтверждено фотоматериалами от 20.05.2014. На вновь образованной поверхности размещена бытовка. На площади 20,038 га участок зарос многолетней сорной растительностью, закочкарен, частично заболочен. Заболоченность земельного участка свидетельствует о неудовлетворительной работе мелиоративной системы земельного участка. Последнее агрохимическое обследование почвы, согласно представленным ЗАО «Племхоз им. Тельмана» документам, было проведено в 2005 году. Генеральный директор ЗАО «Племхоз им. Тельмана» Федорова А.А. не организовала на земельном участке проведение обязательных агротехнических, фитосанитарных и мелиоративных мероприятий, а также мероприятий по улучшению, защите земель, сохранению плодородия почв. Следы механической обработки почвы и посева однолетних трав на земельном участке отсутствуют, земельный участок закочкарен. Наличие сорных растений в травостое участка также подтверждено в проекте рекультивации, где делается вывод о нарушенном местообитании и присутствии такой растительности как полынь, лебеда, крапива, бодяк-полевой, осот полевой, лопух паутинистый и др. (лист 8, лист 10 проекта рекультивации). Участок не огорожен, имеется свободный доступ к проходу, проезду. На земельном участке ЗАО «Племхоз им. Тельмана» не проводит сенокошение, обработку почвы, а также работы по возделыванию сельскохозяйственных культур, земельный участок закочкарен, что является признаками неиспользования земельного участка, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369.
Установлено, что в феврале 2014 года ЗАО «Племхоз имени Тельмана» передало данный земельный участок по договору аренды от 01.02.2014 № 1 ООО «Бизнес-Контакт» для проведения восстановительно-рекультивационных работ. Работы на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0220001:253 проводятся ООО «Бизнес- Контракт» на основании проекта рекультивации земель, разработанного ООО «АБСОЛЮТ». Техническое задание ЗАО «Племхоз имени Тельмана» на разработку проекта, материалы топографической съемки, результаты почвенного, агрохимического и эколого-токсикологического обследований (в части оценки состояния земель до рекультивации) и иных изысканий, являющихся основанием для проведения работ по рекультивации земель, ЗАО «Племхоз им. Тельмана» не представлены и в проекте отсутствуют. Сведения о том, что данный земельный участок относится к нарушенным землям, в акте приема - передачи земельного участка (приложение к договору аренды) не указаны. Разработанный проектной организацией ООО «АБСОЛЮТ» проект рекультивации земель ни собственником - ЗАО «Племхоз им. Тельмана», ни арендатором - производителем работ - ООО «Бизнес-Контакт» не утвержден, с территориальными органами Минприроды России и Росреестра не согласован, что подтверждено письмами: Управления Росреестра по Ленинградской области от 09.06.2014 №03664, Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу от 11.06.2014 №05-08/5699. Разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земельного участка, обязательность которого установлена приказом Минприроды РФ от 22.12.1995 № 525 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», ЗАО «Племхоз им. Тельмана» не представлено.
Как следует из проекта рекультивации (лист 10), участок проведения работ представляет собой территорию с характерными локальными проявления денудационного экзогенного воздействия, сформированного в виде отрицательной формы рельефа, с перепадом высот в 2-12 м. Согласно акту приемки передачи к договору №1 от 01.02.2014, подписанного как ЗАО «Племхоз имени Тельмана», так и ООО «Бизнес-Контакт», сведений о нарушении почвенного покрова, перепаде высот, либо иных сведений, подтверждающих необходимость проведения рекультивации, не отражено. Также перепады высот не установлены и при осмотре земельного участка. Сведений о нарушении почвенного покрова, отсутствие плодородного слоя ни в проекте, ни в акте - приемки передачи земельного участка не содержится. Несмотря на это, в проекте делается вывод о непригодности земельного участка к использованию земельного участка по назначению. Проект не предусматривает проведение работ по снятию и перемещению почвенного покрова. Общая площадь проведения работ по рекультивации согласно проекту (стр. 10 проекта) составляет 23,4852 м2, исключена площадь участка, находящегося в охранной зоне ВЛ.
Результаты проведенной 20.05.2013 года экспертизы почвы (грунта) земельного участка показали, что при выполнении работ по рекультивации земельного участка исполнитель работ - ООО «Бизнес-Контакт» использует грунты, загрязненные опасным веществом - мышьяком в концентрациях, превышающих установленные предельно допустимые концентрации химических веществ в почве. В пробах № 3 и № 4 выявлено превышение ОДК мышьяка в 1,32 и в 2,15 раза соответственно. А также грунт, завозимый на участок, имеет более низкие показатели плодородия по сравнению с плодородием почв на участке, не подвергшемся перекрытию грунтом.
Согласно письму Тосненского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области от 18.06.2014 №1/18-461, земельный участок отнесен к угодьям: пашня, осушенная дренажем.
По результатам административного расследования, установлено:
данные о почвенных, инженерно-геологических, гидрогеологических и других необходимых обследований, результаты топографической или геодезической съемки, проведенной до начала проведения работ, обосновывающие необходимость проведения рекультивационных работ на земельном участке, отсутствуют;
при проведении работ по рекультивации земельный участок сельскохозяйственного назначения на площади 4,184 га перекрыт смесью грунтом неизвестного происхождения с антропогенными включениями (бой бетона, кирпича, арматуры), загрязненным химическим веществом - мышьяком, что не соответствует цели рекультивации. Высота отсыпки грунтом составляет 1,5-3,5 м;
проектная документация на рекультивацию земельного участка надлежащим образом в соответствии с приказом Минприроды РФ от 22.12.1995 № 525 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» не согласована.
при производстве рекультивации земельного участка на площади 4,184 га допущено уничтожение плодородного слоя почвы;
обязательные агротехнические, агрохимические и фитосанитарные мероприятия, а также обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране плодородия почв ЗАО «Племхоз имени Тельмана» не проводятся.
земельный участок выбыл из сельскохозяйственного оборота и в настоящий момент не пригоден для использования согласно разрешенному виду использования, что подтверждается материалами дела.
Генеральный директор ЗАО «Племхоз имени Тельмана» Федорова А.А., в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей и отсутствия должного контроля за исполнением и организацией работ, проводимых ООО «Бизнес-Контакт», в отсутствие оснований для проведения на земельном участке сельскохозяйственного назначения (кад. номер 47:26:0220001:253) общей площадью 25,0387 га, расположенном в Тосненском районе Ленинградской области, массив «Тельмана», уч. «Аэродром», № 126, 264, работ по рекультивации с использованием и размещением грунтов неизвестного происхождения, допустила перекрытие плодородного слоя почвы земельного участка грунтом, загрязненным опасным химическим веществом - мышьяком и строительным мусором, как следствие деградацию земель сельскохозяйственного назначения, их порчу, ухудшение физических, химических свойств почвы, привнесение в землю нехарактерных для нее физических, химических веществ, соединений, в результате чего природные свойства почвенно-растительного слоя нарушены.
Генеральный директор ЗАО «Племхоз имени Тельмана» Федорова А.А. не организовала работу ЗАО «Племхоз имени Тельмана» по проведению на земельном участке обязательных агротехнических, агрохимических и фитосанитарных мероприятий, а также обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране плодородия почв, как следствие, нарушение экологической системы, возникновение деградационных процессов, приводящих к истощению почв, нарушению земель сельскохозяйственного назначения и снижению их природно-хозяйственной значимости, потери способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Генеральный директор ЗАО «Племхоз имени Тельмана» Федорова А.А. имела возможность для соблюдения правил и норм Земельного кодекса Российской Федерации, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Своими бездействием генеральный директор ЗАО «Племхоз имени Тельмана» Федорова А.А. нарушила часть 1 статьи 13, статью 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, статью 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.06.1998 № 101-ФЗ, пункт 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказами Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67.
Проверка законности и обоснованности постановления и.о. начальника отдела земельного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) № ОЗН-01/14-167-168 от 07 июля 2014 года показала, что выводы должностного лица основываются на достоверных доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены должностным лицом Россельхознадзора в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Обстоятельства дела и факт правонарушения подтверждается: протоколами об административных правонарушениях от 20 июня 2014 года № ОЗН-01/14-168 и № ОЗН-01/14-167, протоколом осмотра от 15 апреля 2014 года территории земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 47:26:0220001:253, находящегося по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив «Тельмана», уч. «Аэродром», № 126, 264 со схемой расположения земельного участка и фототаблицей, протоколом осмотра от 20 мая 2014 года территории земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 47:26:0220001:253, находящегося по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив «Тельмана», уч. «Аэродром», № 126, 264, обмером площади земельного участка с фототаблицей, протоколами от 20 мая 2014 года №№ 19, 20, 21, 22, 23, 24 взятия проб и образцов, заключением ФГБУ «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория» № 33 от 09 июня 2014 года, согласно которому завезенные на земельный участок (кадастровый номер 47:26:0220001:253) грунты неизвестного происхождения имеют более низкое содержание органического вещества, обменного калия и подвижного фосфора по сравнению с контролем. Грунты с которых были отобраны пробы №№ 1, 6 имеют антропогенные включения (бой кирпича, бетона). Грунты с которых были отобраны пробы №№ 3, 4 загрязнены химическим веществом – мышьяком (превышение ОДК в 1,32 и в 2,15 раза соответственно), в связи с чем возможность использования их для целей сельскохозяйственного производства исключена. Размещение данных грунтов на земельном участке сельскохозяйственного производства исключено. Размещение данных грунтов на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 47:26:0220001:253, привело к уничтожению плодородного слоя почвы и порче земель данного участка, протоколами от 03 июня 2014 года №№ 152045, 152045/доп, 152046, 152046/доп, 152047, 152047/доп, 152048, 152048/доп, 152049, 152049/доп, 152050, объяснением Строфилова С.А. от 10 июня 2014 года, объяснением Федоровой А.А. от 07 июля 2014 года, договором аренды № 1 от 01 февраля 2014 года, актом от 01 февраля 2014 года приема-передачи земельного участка, проектом рекультивации земель, заявлением от 28 апреля 2014 года председателя МОО «Зеленый фронт» с просьбой провести проверку по факту возможной незаконной деятельности по размещению отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения, сообщением заместителя руководителя Управления Росреестра по Ленинградской области от 09 июня 2014 года о том, что проект рекультивации земель от ЗАО «Племхоз имени Тельмана» или от ООО «Бизнес-Контракт» на согласование в Управление не поступал, сообщением председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО Тосненский район Ленинградской области от 11 июня 2014 года о том, что разрешение на проведение работ, связанных с повреждением почвенного покрова и на проведение рекультивации на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0220001:253 комитетом не выдавались, сообщением заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу от 11 июня 2014 года о том. что проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 47:26:0220001:253 от собственника земельного участка ЗАО «Племхоз имени Тельмана» и иных лиц в Департамент не поступал, сообщением и.о. главы администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 11 июня 2014 года о том, что разрешений на ведение работ на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0220001:253, находящемся в собственности ЗАО «Племхоз имени Тельмана», администрация не выдавала, сообщением заместителя начальника Тосненского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области от 18 июня 2014 года о том, что согласно проекту территориального землеустройства восстановления границ земельных участков сельскохозяйственных угодий в границах ЗАО «Племхоз имени Тельмана» 2005 года, земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:253 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид угодий – пашня, осушенная дренажем, проект рекультивации земель для согласования в Тосненский отдел не поступал, сообщением от 24 июня 2014 года заместителя главы администрации МО Тосненский район Ленинградской области о том, что разрешения на проведение работ, связанных с повреждением почвенного покрова и на проведение рекультивации на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0220001:253, принадлежащем на праве собственности ЗАО «Племхоз имени Тельмана», администрацией не выдавались, сообщением руководителя Управления Росреестра по Ленинградской области от 20 июня 2014 года о том, что в соответствии с техническим отчетом по геоботаническому обследованию природных кормовых угодий совхоза имени Тельмана, выполненном в 1992 году институтом «Севзапниигипрозем», земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:253 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид угодий – осушенная пашня, проект рекультивации данного земельного участка на согласование в Управление не поступал, иными представленными по делу доказательствами.
То обстоятельство, что разработчиком проекта рекультивации земельного участка являлся ООО «Абсолют», а рекультивационные работы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с нарушением действующего законодательства проводились арендатором земельного участка - ООО «Бизнес-Контакт», не освобождало ЗАО «Племхоз имени Тельмана», как собственника земельного участка, ответственного за него, от обязанностей по сохранению плодородия почв при их использовании при проведении работ, связанных с нарушением земель, и по соблюдению норм земельного законодательства. Федоровой А.А., с 01 июля 2013 года являющейся руководителем ЗАО «Племхоз имени Тельмана» (собственника земельного участка с 2012 года), являющейся единоличным исполнительным органом общества и осуществляющей в силу п.16.1 Устава руководство текущей деятельностью общества, обладающей правом совершать сделки от имени общества, издавать приказы и давать указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества, не были организованы обязательные агротехнические, агрохимические и фитосанитарные мероприятия, а также обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране плодородия почв ЗАО «Племхоз имени Тельмана». Необходимо отметить, что земельный участок передан обществом в аренду 01 февраля 2014 года, но до этого времени вышеуказанные мероприятия на земельном участке также не проводились, что привело к зарастанию участка многолетней растительностью. Указанные обстоятельства защитниками Федоровой А.А. при рассмотрении дела не оспаривались, доказательств обратного суду не представлено. Также Федоровой А.А. не были организованы почвенные, инженерно-геологические, гидрогеологические и другие необходимые обследования, не были получены результаты топографической или геодезической съемки, обосновывающие необходимость проведения рекультивационных работ на земельном участке. Ссылки защитников Федоровой А.А. на то, что основанием для принятия решения о проведении на земельном участке рекультивационных работ послужили внутренние документы общества, основанные на выходе специалистов общества на земельный участок, ничем объективно не подтверждены, соответствующих документов суду не представлено. В отсутствие должных обследований, обосновывающих необходимость проведения рекультивации, Федоровой А.А. был заключен договор с ООО «Бизнес-Контакт» на проведение восстановительно-рекультивационных работ на земельном участке. Анализ договора аренды земельного участка от 01 февраля 2014 года, по которому земельный участок передан Арендатору для проведения восстановительно-рекультивационных работ, позволяет сделать вывод о том, что ЗАО «Племхоз имени Тельмана» (Арендодатель) обеспечил условиями договора свое право и возможность контроля за соблюдением Арендатором при осуществлении деятельности на участке и его эксплуатации требований действующего законодательства, в том числе, экологических правил, и предусмотрел в качестве основания для одностороннего отказа Арендодателя от исполнения договора, в т.ч. их нарушение. Между тем, Федорова А.А. самоустранилась от контроля за деятельностью Арендатора, определенной договором. Проект рекультивации, разработанный ООО «Абсолют», был утвержден Федоровой А.А. без необходимых согласований, требуемых в соответствии с п.6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67. Отсутствие должного контроля Федоровой А.А. за деятельностью Арендатора привело к использованию и размещению на земельном участке сельскохозяйственного назначения грунтов неизвестного происхождения, перекрытие плодородного слоя почвы земельного участка грунтом, загрязненным опасным химическим веществом - мышьяком и строительным мусором, и как следствие, к деградации земель сельскохозяйственного назначения, их порчу, ухудшение физических, химических свойств почвы, привнесение в землю нехарактерных для нее физических, химических веществ, соединений, в результате чего природные свойства почвенно-растительного слоя нарушены.
При таких обстоятельствах, вывод должностного лица Росельхознадзора о том, что Федорова А.А. допустила вышеуказанные нарушения в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей и отсутствия должного контроля за исполнением и организацией работ, проводимых ООО «Бизнес-Контакт», хотя имела возможность для соблюдения правил и норм земельного законодательства Российской Федерации, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, является обоснованным.
Бездействие Федоровой А.А. правильно квалифицировано по ч.2 ст.8.6, ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, требованиями ст.2.1, 2.2 КоАП РФ.
Наказание назначено в соответствии с санкциями ч.1 ст. 8.6, ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с учетом требований ст.4.1, ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, позволяющих рассматривать постановление и.о. начальника отдела земельного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) № ОЗН-01/14-167-168 от 07 июля 2014 года как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1.ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
Решил:
Постановление и.о. начальника отдела земельного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) № ОЗН-01/14-167-168 от 07 июля 2014 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, вынесенное в отношении генерального директора ЗАО Ордена «Знак почета» ЗАО «Племхоз имени Тельмана» Федоровой Анны Алексеевны, оставить без изменения, жалобу Федоровой Анны Алексеевны – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы через Тосненский городской суд Ленинградской области.
Судья Смирнова В.А.