Дело № 2-935/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    с. Тамбовка                                                                         ДД.ММ.ГГГГ
 

        Тамбовский районный суд Амурской области в составе:
 

    председательствующего, судьи Головина А.В.,
 

    при секретаре Диколенко В.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михальченко Александра Викторовича к администрации <адрес> о включении в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения,
 

у с т а н о в и л:
 

    Михальченко А.В. обратился в суд с данным иском, указав, что в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, был подтоплен земельный участок и дом в котором он проживает по адресу: <адрес>. Межведомственной комиссией было произведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в результате которого был составлен акт обследования № и выдано заключение за № от ДД.ММ.ГГГГ, о необходимости проведения капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения в соответствии с установленными требованиями. На заявление истца о предоставлении мер поддержки на цели капитального ремонта, предусмотренных гражданам, пострадавшим от наводнения, администрация <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выдала ему письменный отказ № о включении его в списки для предоставления мер социальной поддержки на капитальный ремонт поврежденного жилого дома в связи с тем, что право собственности он приобрел ДД.ММ.ГГГГ года, то есть после объявления режима чрезвычайной ситуации. С иском в суд он обратился с целью предоставления социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого дома; включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого помещения. Истец просит его требования удовлетворить в полном объеме, признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включить в списки граждан на получение социальной выплаты на капитальный ремонт.
 

    Истец Михальченко А.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просил суд их удовлетворить, дополнений не предоставил.
 

    Представитель ответчика администрации Тамбовского района Амурской области Медведев Н.Д. в судебном заседании возражал против заявленных требований, суду пояснил, что Михальченко А.В. обратился в администрацию Тамбовского района с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, как собственнику пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения. В связи с тем, что право собственности истцом было оформлено после введения режима чрезвычайной ситуации, администрация законно и обоснованно отказала ему в предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения. Просил суд отказать в иске истцу.
 

    Представитель ответчика администрации Красненского сельсовета Макаров А.П. в судебном заседании не возражал против заявленных требований, суду пояснил, что Михальченко Н.Д. на момент ЧС проживал в своем доме и дом был подтоплен, поэтому ему необходимо получить денежные средства на капитальный ремонт.
 

    Третьи лица – министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.
 

    В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
 

    Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
 

    Согласно ст. 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее – поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее – пострадавшие граждане, граждане).
 

    В соответствии со ст. 5 указанного Закона Амурской области социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления. К заявлению прилагаются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии): 1) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении; 2) правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 3) решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении); 4) документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
 

    Граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт в соответствии с ч. 1 ст. 3 настоящего Закона, включаются в списки граждан, жилые помещения которых повреждены.
 

    Статьей 6 названного Закона государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - органы местного самоуправления).
 

    Согласно ст. 7 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право:
 

    1) получать в исполнительном органе государственной власти области в сфере строительства и архитектуры (далее - уполномоченный орган) консультативную и методическую помощь;
 

    2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
 

    3) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.
 

    Органы местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны:
 

    1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области;
 

    2) в целях реализации государственных полномочий, в том числе для установления факта отсутствия у граждан иных жилых помещений, пригодных для проживания, направлять межведомственные запросы в органы, располагающие необходимой информацией;
 

    3) обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий;
 

    4) представлять уполномоченному органу отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых средств и материальных ресурсов, полученных на эти цели, документы и иную информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;
 

    5) исполнять предписания по устранению нарушений, допущенных должностными лицами органов местного самоуправления в ходе осуществления государственных полномочий;
 

    6) в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить а областной бюджет неиспользованные финансовые средства, а также материальные ресурсы.
 

    Из анализа приведенных норм следует, что предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения носит именно социальный характер, имеет своей целью оказание помощи наименее незащищенным социальным слоям населения, в частности, лицам, чьи жилые помещения пострадали, однако, в силу отсутствия иного пригодного для проживания жилого помещения у собственника и членов его семьи, данные лица вынуждены проживать в данных жилых помещениях, требующих капитального ремонта.
 

    В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
 

    Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны четкие определения места пребывания и места жительства гражданина. Так, место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина - в которых он проживает временно.
 

    Место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
 

    Из анализа приведенной нормы следует, что критерий постоянного проживания для целей предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации может включать в себя следующие аспекты: наличие оснований, предусмотренных законом, для проживания в жилом помещении; длительность проживания в данном жилом помещении; ведение хозяйства по указанному адресу; посещение образовательных, медицинских, иных социальных учреждений, обслуживающих данную территорию и иные, заслуживающие внимания аспекты.
 

    Как установлено судом, Михальченко А.В является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Согласно паспортных данных серии 10 03 № на имя Михальченко А.В. он с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.
 

    Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был затоплен в результате чрезвычайной ситуации – наводнения в августе 2013 года и требует проведения капитального ремонта, что подтверждается актом обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    На заявление Михальченко А.В о предоставлении ему социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № Михальченко А.В. было отказано в предоставлении мер поддержки на цели капитального ремонта в связи В связи с тем, что право собственности истцом было оформлено после введения режима чрезвычайной ситуации по месту жительства в поврежденном жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>.
 

    Согласно справок администрации Красненского сельсовета от 18.07.2014г. Михальченко А.В. проживает по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, адресная прописка с ДД.ММ.ГГГГ, и проживал в период ЧС в августе 2013 года.
 

    Учитывая изложенное, суд считает, что истцом представлено достаточно доказательств, того, что он постоянно проживал в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> 2008 года, в том числе и на момент чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года, иного пригодного для проживания жилого помещения он не имеет. Несмотря на то, что право собственности на дом <адрес> за Михальченко А.В было зарегистрировано только ДД.ММ.ГГГГ, то есть после введения режима чрезвычайной ситуации, суд считает, что фактически истец на момент ЧС являлся собственником данного жилого помещения – объекта завершенного строительства, только не оформленного в установленном законом порядке, в силу чего требования истца о признании права на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> включения его в списки граждан – получателей социальной выплаты на капитальный ремонт, подлежат удовлетворению.
 

    Рассматривая требования истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает данное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда
 

    Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность социальной помощи, оказываемой потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации, а так же объективную нуждаемость в ней, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, разъяснив при этом сторонам, что обращение решения суда к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

Р е ш и л :
 

    Исковые требования Михальченко А.В. удовлетворить.
 

    Признать Михальченко Александра Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимся в предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации – крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, расположенного по адресу: <адрес>.
 

    Включить Михальченко Александра Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки граждан – получателей социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения.
 

    Решение обратить к немедленному исполнению.
 

        Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в апелляционном порядке в течении одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме через Тамбовский районный суд.
 

    Председательствующий, судья:                А.В. Головин