Дело №2-203/14
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    23 июня 2014 года                                                                               г.Советск
 

    Советский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Марченко М.В., при секретаре Максимове С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» к Ященко Ивану Григорьевичу о взыскании возмещения вреда, нанесенного федеральной дороге,
 

у с т а н о в и л :
 

    Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» обратились в суд с иском к Ященко И.Г. о взыскании возмещения вреда, нанесенного федеральной дороге. В обоснование иска указали, что во исполнение постановления Правительства РФ от 16.11.2009 г. №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» и «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации» (peг. в Минюсте РФ 08.08.1996 г. № 1146) ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» осуществляет расчет, начисление и взимание возмещения вреда, на основании Актов о превышении нормативных параметров Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 317-р, приказом Федерального дорожного агентства «Росавтодор» № 71 от 01.06.2011 г. Федеральное государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (ФГУ «Волго-Вятскуправтодор») изменено на Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Волго-Вятскуправтодор»).
 

    ДД.ММ.ГГГГ на стационарном пункте весового контроля № 45, расположенном на федеральной автомобильной дороге «Вятка» (свидетельство о поверке ВА-15, платформы 797, 817 зав. № 287, действительно до ДД.ММ.ГГГГ г., и свидетельство о поверке №№ СДК AM, заводские №№ 264, 265), произведено взвешивание транспортного средства тягач RENAULTR385 регистрационный номер Н297МО43, полуприцеп GENERALTRAILERS регистрационный номер АЕ619943 под управлением водителя ФИО10 Перевозка осуществлялась транспортным средством, принадлежащим ответчику, по маршруту <адрес> (97 км), что усматривается из Акта № от 15.04.2011г.
 

    В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» временное ограничение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции. Основания временного ограничения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ о безопасности дорожного движения.
 

    Ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусматривает, что временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам может устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
 

    В соответствии с пунктом 19 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 27.08.2009 г. № 149 в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.
 

    В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 27.08.2009 г. № 149 «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам», приказом Росавтодора № 21 от 09.03.2011 г. «О введении периодов временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2011 году» сроки начала и окончания действия временного ограничения движения по конкретным участкам автомобильных дорог с учетом особенностей региона и дорожно-климатических условий уточняются находящимися в ведении Федерального дорожного агентства федеральными государственными учреждениями, также установлены предельно допустимые значения нагрузки на ось транспортного средства в разрезе автомобильных дорог общего пользования федерального значения и их участков (Приложение № 2 к приказу Росавтодора № 21 от 09.03.2011 г.).
 

    Приказом ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» от 16.03.2011 г. № 263 на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения введено временное ограничение движения транспортных средств с 15 апреля по 14 мая 2010 года.
 

    Пользователи автомобильных дорог оповещены об условиях движения транспортных средств в период временного ограничения, сроках таких ограничений оповещены через средства массовой информации путем размещения в газете и путем установки на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось транспортных средств.
 

    В связи с нарушением правил перевозки крупногабаритных (тяжеловесных) грузов в присутствии водителя Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной дорожной службы составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ г., один из экземпляров которого представлен в адрес ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» для проведения расчета и взыскания ущерба.
 

    Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.
 

    На основании Актов № 196 от 15.04.2011г., ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» произведен расчет ущерба, причиненного автомобильной дороге федерального значения, с учетом временного ограничения движения, введенного Приказом Росавтодора № 21 от 09.03.2011 г., приказом Минтранса РФ № 149 от 27.08.2009 г. и составил 60 964 руб. 89 коп.
 

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.1998 г. № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществления надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате.
 

    Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
 

    Досудебные претензии № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости возмещения вреда автомобильной дороге федерального значения и уведомлении об оплате (либо обосновании отказа) направлены в адрес ответчика. Почтовое уведомление о вручении имеется. Просит суд взыскать с ответчика Ященко И.Г. в пользу истца возмещение вреда, нанесенного тяжеловесным транспортным средством при проезде по федеральной автомобильной дороге «Вятка», в размере №., рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя ФКУ «Волго-Вятскуправтодор».
 

    В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство об уменьшении суммы иска до № рублей, т.к. частично сумма иска возмещена.
 

    В судебном заседании ответчик Ященко И.Г. исковые требования признал частично и пояснил, что в настоящее время автомашина продана ИП Пестову В.И. для осуществления предпринимательской деятельности, который и должен являться ответчиком.
 

    Судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен ИП Пестов В.И., который суду показал, что тягач и полуприцеп являются его собственностью с мая 2014 года, ранее он также использовал их в своей работе. Имеется договор от 2010 года аренды автомобиля (тягач RENAULTR385 регистрационный номер Н297МО43, полуприцеп GENERALTRAILERS регистрационный номер АЕ619943) у Ященко И.Г. с последующим выкупом.
 

    Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии со ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, или юридического лица подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
 

    В соответствии со ст. 1079 Гражданского Кодекса РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. В качестве способов возмещения вреда ст. 1082 Гражданского Кодекса РФ предусматривает возмещение причиненных убытков (ущерба).
 

    Согласно ст. 15 Гражданского Кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
 

    Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ на стационарном пункте весового контроля № 45, расположенном на федеральной автомобильной дороге «Вятка» (свидетельство о поверке ВА-15, платформы 797, 817 зав. № 287, действительно до ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство о поверке №№ СДК AM, заводские №№ 264, 265), произведено взвешивание транспортного средства тягач RENAULTR385 регистрационный номер Н297МО43, полуприцеп GENERALTRAILERS регистрационный номер АЕ619943 под управлением водителя Завьялова О.М. Перевозка осуществлялась транспортным средством, принадлежащим ответчику, по маршруту <адрес> (97 км), что усматривается из Акта № от ДД.ММ.ГГГГ г.
 

    В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» временное ограничение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции. Основания временного ограничения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ о безопасности дорожного движения.
 

    Ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусматривает, что временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам может устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
 

    В соответствии с пунктом 19 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 27.08.2009 г. № 149 в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.
 

    В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 27.08.2009 г. № 149 «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам», приказом Росавтодора № 21 от 09.03.2011 г. «О введении периодов временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2011 году» сроки начала и окончания действия временного ограничения движения по конкретным участкам автомобильных дорог с учетом особенностей региона и дорожно-климатических условий уточняются находящимися в ведении Федерального дорожного агентства федеральными государственными учреждениями, также установлены предельно допустимые значения нагрузки на ось транспортного средства в разрезе автомобильных дорог общего пользования федерального значения и их участков (Приложение № 2 к приказу Росавтодора № 21 от 09.03.2011 г.).
 

    Приказом ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» от 16.03.2011 г. № 263 на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения введено временное ограничение движения транспортных средств с 15 апреля по 14 мая 2010 года.
 

    Пользователи автомобильных дорог оповещены об условиях движения транспортных средств в период временного ограничения, сроках таких ограничений оповещены через средства массовой информации путем размещения в газете и путем установки на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось транспортных средств.
 

    В связи с нарушением правил перевозки крупногабаритных (тяжеловесных) грузов в присутствии водителя Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной дорожной службы составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ г., один из экземпляров которого представлен в адрес ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» для проведения расчета и взыскания ущерба.
 

    Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.
 

    На основании Актов № 196 от 15.04.2011 г., ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» произведен расчет ущерба, причиненного автомобильной дороге федерального значения, с учетом временного ограничения движения, введенного Приказом Росавтодора № 21 от 09.03.2011 г., приказом Минтранса РФ № 149 от 27.08.2009 г. и составил 60 964 руб. 89 коп.
 

    Согласно определениям, данным в п. 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов по дорогам РФ от 08.08.1996 г. № 1146, тяжеловесный груз - это транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разд. I приложения 1 к Инструкции.
 

    Автотранспортные средства, в зависимости от осевых масс, подразделяются на две группы: Группа А - автотранспортное средство с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше 6 т до 10 т включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах I - III категории, а также на дорогах IV категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 т.; и Группа Б - автотранспортное средство с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.
 

    Перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в указанной Инструкции, по утвержденной форме.
 

    Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (вместе с «Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов») вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
 

    Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
 

    В силу п. 3 Правил осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Согласно п. 5 Правил 5 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
 

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.1998 г. № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществления надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате.
 

    Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
 

    Досудебные претензии № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости возмещения вреда автомобильной дороге федерального значения и уведомлении об оплате (либо обосновании отказа) направлены в адрес ответчика. Почтовое уведомление о вручении имеется.
 

    Оценив в совокупности объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, представленные суду доказательства, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд полагает, что при обстоятельствах, установленных в судебном заседании, имеются основания для удовлетворения исковых требований.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    Исковые требования Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» к Ященко Ивану Григорьевичу о взыскании возмещения вреда, нанесенного федеральной дороге, удовлетворить.
 

    Взыскать с Ященко Ивана Григорьевича в пользу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» возмещение вреда, нанесенного тяжеловесным транспортным средством при проезде по федеральной автомобильной дороге «Вятка», в размере № рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Кировский областной суд через Советский районный суд.
 

    Судья                                                                Марченко М.В.