Дело №2-420/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    29 августа 2014 года город Петровск
 

    Петровский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Брандт И.С.,
 

    при секретаре Бурмистровой И.С.,
 

    с участием истца Дувалова С.В., представителя ответчика – администрации Петровского муниципального района Саратовской области Ганина Д.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дувалова ФИО12 к администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным постановления администрации Петровского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении его семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и включении в список участников данной подпрограммы,
 

установил:
 

    Дувалов С.В. обратился в суд с иском к администрации Петровского муниципального района Саратовской области, уточнив его (л.д.25-28), о признании незаконным постановления администрации Петровского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения его семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы; возложении обязанности по восстановлению истца и его семьи, состоящей из супруги Дуваловой Н.Н., сына ФИО8 и дочери ФИО4 в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по состоянию на момент исключения из списка, с учетом продвижения очереди за 2013-2014 годы.
 

    В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ семья Дуваловых была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании постановления администрации Петровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ семья Дуваловых признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2015 годы. Рассчитывая на социальную выплату в виде субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, истец ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи приобрел квартиру в <адрес>, оформив ипотечный кредит. До настоящего времени социальную выплату он не получил. Постановлением Администрации Петровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ его семья снята из состава участников подпрограммы со ссылкой на то, что он должен был подать в органы местного самоуправления кредитный договор, заключенный до ДД.ММ.ГГГГ, а также на то, что выехал на место жительства в другое муниципальное образование. Истец считает данное постановление незаконным, поскольку он заключил кредитный договор до внесения изменений в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2011 года № 575, которым п.2 Правил был дополнен подпунктом «е», предусматривающим право использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным до 01 января 2011 года. Кроме того, переехал он из Петровского района в квартиру в г.Саратове, приобретенную именно для участия в Подпрограмме.
 

    В процессе рассмотрения дела истец исковые требования дополнил, просил признать также незаконным постановление администрации Петровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» семьи Дувалова С.В. составом из 3 человек, поскольку они отвечают условиям программы и нуждаются в улучшении жилищных условий.
 

    Истец Дувалов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Пояснил, что при включении его семью в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы сотрудники администрации заверили его, что условия следующей программы на 2010-2015 годы не изменятся, и что ему нужно представить кредитный договор на приобретение жилья. Подыскивая квартиру в г.Саратове, он трижды заключал предварительные договоры, поскольку выяснялось, что квартира уже ранее приобретена другим лицом, или в квартире были обнаружены недостатки. Окончательный предварительный договор был заключен ДД.ММ.ГГГГ. Кредитный договор был заключен только в феврале 2011 года в связи с тем, что он был занят на работе, а также застройщик устранял недостатки в квартире. Все необходимые документы были им представлены ответчику. В 2013 году он написал письмо в администрацию с просьбой сообщить, когда подойдет его очередь на получение социальной выплаты, в ответ получил оспариваемые постановления. Считает, что закон, ухудшающий его положение, а именно установление срока заключения кредитного договора до ДД.ММ.ГГГГ, не может иметь обратной силы.
 

    В судебном заседании представитель ответчика, действующий на основании доверенности, Ганин Д.Н. возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Пояснил, согласно п.3 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование. Семья Дувалова С.В. постоянно проживает в г.Саратове. Представление Дуваловым кредитного договора заключенного после ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.15.1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы не дает ему право использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам. Кроме того, указал, что семья Дувалова С.В. не может являться участником подпрограммы, так как Дувалову С.В. исполнилось 36 лет, а в списки претендентов на поучение социальной выплаты его семья включена не была. В связи с приобретением квартиры площадью 77 кв.м. он и члены его семьи не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма. Также заявил о пропуске трехмесячного срока обращения в суд в соответствии со ст.256 ГПК РФ.
 

    Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Дувалова Н.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Участвуя в предыдущих судебных заседаниях, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
 

    Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о времени и месте рассмотрения дела было извещено своевременно и надлежащим образом, представитель ответчика Молдован Д.М. представила суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица, в иске просила отказать.
 

    С учетом мнения сторон, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
 

    Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
 

    В силу положений ст.123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
 

    Судом установлено, что Постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договору социального найма, с составом семьи из трех человек - она сам, Дувалова Н.Н. – жена, ФИО8 – сын (л.д.8).
 

    ДД.ММ.ГГГГ семья Дуваловых в том же составе признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2015 годы (л.д.9).
 

    Не смотря на то, что постановление о включении семьи Дувалова С.В. в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 года администрацией не принималось, то с учетом того, что в постановлении указан период действия программы до 2015 года и исключен был истец из состава участников подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, суд считает, что семья Дуваловых была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы.
 

    Оспариваемым Постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья Дуваловых с составом семьи из трех человек исключена из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (л.д.12).
 

    Как следует из протокола № заседания рабочей группы по вопросу формирования списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» от ДД.ММ.ГГГГ, основанием снятия молодой семьи явилось получение ипотечного кредита семьей Дувалова С.В. после ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требования п.15(1) Правил, и выезд на место жительства в другое муниципальное образование (л.д.10).
 

    Постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № семья Дувалова С.В. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условия муниципального жилищного фонда по договору социального найма на основании п.3 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.11).
 

    Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
 

    В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
 

    В силу ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии.
 

    Постановлением Правительства РФ от 28.02.2002 года №638 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой входила подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и утверждены "Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование", в том числе и на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам.
 

    Одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме является признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (подп. «б» п. 5 Правил), под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 6 Правил).
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", начало действия программы с 08 февраля 2011 года.
 

    Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы установлен порядок предоставления социальных выплат и механизм использования таких выплат, согласно которым социальные выплаты могут использоваться для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения, для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.
 

    Право использовать социальную выплату на погашение основного долга и процентов по кредитным договорам и займам, в отличие от ранее действующей программы не предусмотрено.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года №575 в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы внесены изменения в приложение № 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" и пункт 2 дополнен подпунктом "е", согласно которому предусмотрено право использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным до 01 января 2011 года. Начало действия пункта, с момента вступления в силу изменений с 26 июля 2011 года.
 

    В соответствии с пунктом 15 (1) Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства копию кредитного договора, заключенного до 31 декабря 2010 года включительно.
 

    Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ между Дуваловым С.В., Дуваловой Н.Н. и ОАО «ФИО13» был заключен кредитный договор №, по условиям которого заемщикам предоставлен ипотечный кредит в размере <данные изъяты> рублей, под 12,75% годовых на приобретение квартиры площадью 77,5 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, (л.д.13-17).
 

    Истцом зарегистрировано право собственности на данную квартиру, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-37).
 

    В марте 2013 года семья истца Дувалова С.В. администрацией Петровского муниципального района исключена из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Отказ мотивирован тем, что дата заключенного истцами кредитного договора ДД.ММ.ГГГГ не соответствует условиям пункта 2 подпункта "е" вышеуказанных Правил, то есть дата получения кредита после ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Положениями долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области № 600-П от 01 декабря 2010 года, в первоначальной редакции, предусматривалось право участника программы использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам.
 

    Постановлением Правительства Саратовской области от 14 апреля 2011 года № 199-П внесены изменения в указанную целевую программу и признаны утратившими силу положения, предусматривавшие право использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам.
 

    В силу подпункта 2 п.1 ст.15 Закона Саратовской области от 28.04.2005 года №39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» право на улучшение жилищных условий при реализации областных целевых программ путем предоставления безвозмездной финансовой помощи на приобретение (строительство) жилых помещений имеют постоянно проживающие на территории области, в том числе молодая семья, отвечающая критериям, предусмотренным подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
 

    Таким образом, вновь принятыми в 2011 году нормативными правовыми актами, в том числе на уровне Правительства области, в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы возможность погашения молодыми семьями долга по жилищному кредиту средствами указанной выше социальной выплаты не предполагается, но при этом, обеспечивается защита в полном объеме прав интересов тех молодых семей, которые получили жилищные кредиты при прежнем правовом регулировании до 01.01.2011 года и могли рассчитывать в момент их получения на погашение долга по этим кредитам за счет средств социальной выплаты. Поскольку срок действия подпрограммы на 2002-2010 годы истек, выплата в рамках подпрограммы на 2011-2015 годы произведена не может быть, поскольку такие выплаты производятся в пределах сроков их действия и в пределах выделенных на их реализацию из бюджета средств. Правом изменять условия предоставления социальной выплаты, установленные Правительством РФ, суд не наделен.
 

    Постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена долгосрочная районная целевая программа «Развитие жилищного строительства в Петровском муниципальном районе Саратовской области» на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями молодых семей».
 

    Как установлено судом, необходимые документы для получения социальной выплаты на погашение процентов по жилищному кредиту в рамках муниципальной программы Дувалов С.В. не подавал. В судебном заседании он настаивал на включении его в список участников федеральной целевой программы.
 

    Как следует из пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в частности, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
 

    Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке (пункт 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
 

    В соответствии с пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов).
 

    Основными источниками финансирования Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, являются, в том числе, средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий Подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Механизм реализации Подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам Подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
 

    Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья осуществляется в соответствии с Правилами, приведенными в приложении N 4 к Подпрограмме.
 

    Пункты 2 и 3 Правил (приложение N 4 к Подпрограмме) предусматривают, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранным для участия в Подпрограмме в планируемом году на основе конкурсного отбора. Условием участия в конкурсном отборе субъекта Российской Федерации является, в частности, наличие региональной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей предоставление социальных выплат молодым семьям в соответствии с условиями Подпрограммы.
 

    По условиям Программы социальная выплата, предоставляемая участнику Программы, формируется на условиях софинансирования за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.
 

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года №582-р утверждено распределение в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, из которого видно, что получателем субсидии является, в том числе, и Саратовская область.
 

    Таким образом, реализация подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется на условиях софинансирования.
 

    Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право использовать субсидии из федерального бюджета, предоставленные на условиях софинансирования, для осуществления молодым семьям социальных выплат на цели, не предусмотренные подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
 

    Поэтому использование средств федерального бюджета для осуществления социальных выплат участникам долгосрочной целевой программы субъекта Российской Федерации является правомерным только при условии соответствия положений данной Программы правилам, установленным на федеральном уровне.
 

    Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что возможность предоставления социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов предусмотрена только в отношении ипотечных и жилищных кредитов, полученных до 01 января 2011 года, в то время как Дуваловым С.В. кредитный договор был заключен ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы семья истца признана быть не может, в связи с чем, признает постановление администрации Петровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Дувалова С.В.и членов его семьи – Дуваловой Н.Н. и ФИО8 из числа участников данной программы обоснованным.
 

    Исходя из изложенного, не имеется оснований для возложения на администрацию Петровского муниципального района Саратовской области обязанности восстановить истца с составом семьи из 4 человек в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по состоянию на момент исключения из списка.
 

    Более того, из материалов дела следует, что в соответствии с ч. 1 ст. 7.1. Закона Саратовской области от 05 марта 2003 года № 14-ЗСО «Об ипотечном жилищном кредитовании», п. 8 положения «О предоставлении гражданам компенсации в форме социальной выплаты за счет средств областного бюджета на возмещение части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на приобретение (строительство) жилых помещений», утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 05 августа 2005 года № 265-П, семья Дувалова С.В. признана нуждающейся в получении компенсации в форме социальной выплаты за счет средств областного бюджета на возмещение части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на приобретение (строительство) жилых помещений.
 

    ДД.ММ.ГГГГ между Министерством ФИО14 <адрес> и Дуваловым С.В. был заключен договор на перечисление сумм компенсации №6312-ип (л.д.95-98).
 

    Предметом указанного договора является предоставление уполномоченным органом получателю компенсации в форме социальной выплаты за счет средств областного бюджета на возмещение части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «ФИО15» на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
 

    Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что истцом право на получение государственной поддержки на приобретение жилья реализовано.
 

    Доводы Дувалова С.В. о том, что при приеме документов сотрудником администрации он был убежден о возможности оформления участниками жилищных кредитов и после 01 января 2011 года, и что при изменении условий программы не был об этом извещен, не может быть принят во внимание. При этом суд учитывает, что участие молодых семей в подпрограммах «Обеспечение жильем молодых семей» с целью получения социальной выплаты является добровольным. Ни Положение о порядке предоставления социальных выплат, ни Правила представления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках обеих программ не предусматривали и не устанавливали обязанность органов местного самоуправления доводить до сведения участников подпрограммы информацию о возможном изменении условий Положения и Правил. В данном случае, семья, являясь участником программы, действуя разумно и осмотрительно, до совершения соответствующих действий, могла получить необходимую информацию для оценки последствий совершаемых действий, в том числе получить информацию о возможности использования социальной выплаты на погашение долга по заключаемому кредитному договору.
 

    Более того, сам истец в судебном заседании пояснил, что, зная об истечении в декабре 2010 года срока действия программы, он не стремился заключить кредитный договор до 01 января 2011 года. Как следует из справки ОАО «ФИО16» с документами на получение ипотечного кредита Дувалов С.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ, заявка была одобрена банком на следующий день – ДД.ММ.ГГГГ, предварительный договор купли-продажи был заключен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.87, 88). Таким образом, каких либо объективных причин, не зависящих от воли истца, препятствующих заключению кредитного договора в период действия подпрограммы на 2002-2010 годы, не имеется.
 

    Из постановления администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Дувалов С.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п.3 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.11).
 

    Согласно ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
 

    Так согласно справки о составе семьи, с 2011 года Дувалов С.В. и члены его семьи зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д.30).
 

    На момент заключения кредитного договора истец также фактически проживал в г.Саратове, что следует из сообщенных им данных о месте фактического проживания, изложенных в кредитном договоре (л.д.17).
 

    При таких обстоятельствах, постановление администрации Петровского муниципального района о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с выездом из Петровского района на место жительства в другое муниципальное образование является законным, поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт, то его выезд на место жительства другое муниципальное образование влечет снятие его с учета.
 

    Учитывая также, что истцу на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м и площадь находящегося в собственности истца жилого помещения составляет более учетной нормы на одного человека, установленной постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> кв.м (л.д.64), суд приходит к выводу, что оснований для признания истца и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях и признания решения администрации Петровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о снятии семьи Дувалова С.В. с учета в данном качестве незаконным, не имеется.
 

    Ссылку истца на положения ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации по изложенным выше основаниям суд считает необоснованными.
 

    Доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим иском, суд находит необоснованными, поскольку истцом заявлен спор о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья, обратился он в суд в установленный ст. ст.196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации трехгодичный срок исковой давности.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

решил:
 

    В удовлетворении исковых требований Дувалова ФИО17 к администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным постановления администрации Петровского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения его семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы; возложении обязанности по восстановлению истца и его семьи, состоящей из супруги Дуваловой Н.Н., сына ФИО8 и дочери ФИО4 в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по состоянию на момент исключения из списка, с учетом продвижения очереди за 2013-2014 годы; признании незаконным постановления администрации Петровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» семьи Дувалова С.В. составом из 3 человек, отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления его мотивированного текста, путем обращения с апелляционной жалобой в Петровский городской суд Саратовской области.
 

    Мотивированный текст решения изготовлен 02 сентября 2014 года.
 

    Председательствующий И.С. Брандт