Дело № 2-398/14                                     
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

        с. Орда Пермского края 01 сентября 2014 года            
 

    Ординский районный суд Пермского края
 

    в составе председательствующего судьи Трясциной Т.Г.
 

    с участием прокурора Вакутина И.Ю.
 

    представителя ответчика администрации Ординского муниципального района КИА.
 

    при секретаре МЕС.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Орда гражданское дело по иску прокурора Ординского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей Ординского муниципального района к администрации Ординского муниципального района об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести участки автомобильной дороги «О-А» с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км, с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км в соответствии с требованиями государственного стандарта «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения. ГОСТ Р50597-93»,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц жителей Ординского муниципального района обратился в суд с иском об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести участки автомобильной дороги «О-А» с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км, с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км в соответствии с требованиями государственного стандарта «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения. ГОСТ Р50597-93».
 

    Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой района с привлечением инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Суксунский» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения муниципальных автомобильных дорог, а также соблюдение законодательства регулирующего порядок содержания автомобильных дорог и объектов дорожно-транспортной инфраструктуры в Ординском муниципальном районе. При проверке выявлены нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок содержания автомобильных дорог.
 

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
 

    В силу ст. 5 Закона о безопасности дорожного движения № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, путем организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
 

    В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за &apos;сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
 

    Согласно п. п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
 

    Статьей 34 Закона об автомобильных дорогах № 257-ФЗ, установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
 

    В соответствии со ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
 

    Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения» (далее по тексту ГОСТ). Указанным стандартом установлены перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
 

    Согласно п. 3.1.1. ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
 

    Согласно п. 3.1.2 ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
 

    В соответствии с п. 3.2.1 ГОСТа обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
 

    В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования муниципальной автомобильной дороги «О-А», выявлены следующие нарушения требований, предъявляемых к нормативному состоянию автомобильных дорог: на участке автодороги «О-А» с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км предельные размеры выбоин, просадок превышают допустимые (нарушение требований п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93); на участке автодороги «О-А» с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км предельные размеры выбоин и отдельных просадок превышают допустимые (нарушение требований п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 Устава Ординского муниципального района, к вопросы местного значения Ординского муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
 

    В соответствии с приказом агентства по управлению имуществом Пермского края от 01.11.2008 № СЭД-31-02-441 «О передаче имущества в муниципальную собственность» автодорога «О-А» передана в собственность Ординского муниципального района. Указанная автодорога связывает три сельских поселения (А,К,КР с районным центром Ординского муниципального района - с. Орда), является маршрутом следования рейсовых автобусов.
 

    Указанные нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 создают повышенную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, угрозу здоровью и жизни участников дорожного движения, а также их имуществу. Исходя из изложенного, муниципальное образование Ординский муниципальный район, в лице администрации Ординского муниципального района несет обязанность по содержанию и приведению автодороги «О-А» в нормативное состояние. Однако меры по приведению автодороги в нормативное состояние администрацией Ординского муниципального района не принимаются. Администрация района не обеспечивает надлежащее содержание и ремонт вышеуказанной автомобильной дороги, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Ординского муниципального района.
 

    Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настоял.
 

    Представитель администрации Ординского муниципального района КИА. с иском прокурора не согласился, пояснил, что автодорога «О-А» значится в реестре муниципальной собственности, распоряжается казной Комитет имущественных и земельных отношений. У Комитета имущественных и земельных отношений имеется соглашение с ДРСУ о содержании дороги. Данный участок автодороги уже ремонтировался. У него имеются сомнения по поводу точности замеров, т.к. замеры производились не специальным прибором, а линейкой. Содержание дороги находится в ведении комитета имущественных и земельных отношений, ответчиком по данному делу должен быть комитет имущественных и земельных отношений. Комитет имущественных и земельных отношений является структурным подразделением администрации Ординского муниципального района.
 

    Выслушав стороны, исследовав документы в деле, суд приходит к следующим выводам.
 

    В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    Согласно п. п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 34 Закона об автомобильных дорогах № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
 

    В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
 

    Согласно ст. 5 Закона о безопасности дорожного движения № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, путем организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
 

    В соответствии со ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
 

    Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения». Указанным стандартом установлены перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
 

    Согласно п. 3.1.1. ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
 

    В силу п. 3.1.2 ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
 

    В соответствии с п. 3.2.1 ГОСТа обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
 

    Согласно приказа агентства по управлению имуществом Пермского края от 01.11.2008 № СЭД-31-02-441 «О передаче имущества в муниципальную собственность» автодорога «О-А» передана в собственность Ординского муниципального района. Данная автодорога является маршрутом следования рейсовых автобусов, связывает три сельских поселения с районным центром с. Орда.
 

    В ходе обследования муниципальной автомобильной дороги «О-А», выявлены следующие нарушения требований, предъявляемых к нормативному состоянию автомобильных дорог: на участке автодороги «О-А» с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км предельные размеры выбоин, просадок превышают допустимые (нарушение требований п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93); на участке автодороги «О-А» с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км предельные размеры выбоин и отдельных просадок превышают допустимые (нарушение требований п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 Устава Ординского муниципального района, к вопросам местного значения Ординского муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    Указанные нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 создают повышенную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, угрозу здоровью и жизни участников дорожного движения, а также их имуществу. Ответчиком не представлены доказательства, что на момент рассмотрения дела в суде выявленные в ходе проверки недостатки устранены. Судом установлено, что муниципальное образование Ординский муниципальный район, в лице администрации Ординского муниципального района несет обязанность по содержанию и приведению автодороги «О-А» в нормативное состояние. Однако меры по приведению автодороги в нормативное состояние администрацией Ординского муниципального района не принимаются. Администрация района не обеспечивает надлежащее содержание и ремонт вышеуказанной автомобильной дороги. Исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

    Р Е Ш И Л :
 

    Обязать Ординский муниципальный район в лице администрации Ординского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести участки автомобильной дороги «О-А» с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км, с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км в соответствии с требованиями государственного стандарта «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения. ГОСТ Р50597-93».
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

        .
 

    ..
 

    Судья:      Т.Г.Трясцина