Дело №2-92/2014
 

 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    23 сентября 2014 г. г. Новосиль
 

    Новосильский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Зубакова С.А.,
 

    при секретаре судебного заседания Поляковой О.П.,
 

    с участием истца Терехова В.Н., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Новосильском районе Колгановой О.Н., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Терехова ФИО8 к ГУ УПФ РФ в Новосильском районе о включении периода срочной военной службы в выслугу лет, дающую право на досрочное назначение пенсии,
 

    УСТАНОВИЛ:
 

    Терехов В.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском к ГУ УПФ РФ в Новосильском районе, указав, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ УПФ РФ в Новосильском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно за осуществление педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ в Новосильском районе в назначении досрочной пенсии по старости истцу было отказано по тем основаниям, что специальный стаж Терехова В.Н. был определен в размере <данные изъяты>, в специальный стаж педагогической деятельности период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не включен, так как на ДД.ММ.ГГГГ не выработан специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Факт прохождения Тереховым В.Н. срочной службы ответчиком не оспаривается, свое требование о включении в специальный стаж периода службы в армии истец обосновывает тем, что в соответствии с действовавшим в указанные годы Положением о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением СМ СССР от 17.12.1959г. №1397, период службы в ВС СССР в стаж работы по специальности засчитывался при назначении пенсии на льготных условиях, в том числе за выслугу лет. По указанным основаниям истец просил обязать ГУ УПФ РФ в Новосильском районе включить период военной службы по призыву в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости с момента обращения в Пенсионный фонд(л.д.2-5).
 

    ДД.ММ.ГГГГ истец Терехов В.Н. представил в суд уточненные исковое заявление, согласно которому он ДД.ММ.ГГГГ обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии, период службы в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком по ранее указанным основаниям не включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в связи с чем истец дополнил свои требования и просил признать отказ ГУ УПФ РФ в Новосильском районе в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, обязать ГУ УПФ РФ в Новосильском районе включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсии по старости с момента подачи заявления в ГУ УПФ РФ в Новосильском районе с ДД.ММ.ГГГГ(л.д.35-38).
 

    В судебном заседании истец Терехов В.Н. заявленные с учетом уточнений и дополнений требования поддержал, обосновывая их вышеизложенными доводами и пояснил, что в ранее поданном им исковом заявлении было указано, что он обращался в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии, но в указанную дату им было подано заявление о разъяснении права на досрочную пенсию, поэтому фактически Пенсионный фонд ему в ответе от ДД.ММ.ГГГГ не отказывал в досрочном назначении пенсии, а разъяснял свою позицию, а отказал в назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Представитель ответчика Колганова О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска Терехова В.Н. и, ссылаясь на письменные возражения от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.50-52), пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Терехов В.Н. обратился в Пенсионный фонд с заявлением не о назначении досрочной пенсии, а с заявлением о разъяснении его права на пенсию, в связи с чем Пенсионный фонд в своем ответе Терехову В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ не отказывал истцу в назначении пенсии. На момент обращения Терехова В.Н. ДД.ММ.ГГГГ в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности его стаж составлял <данные изъяты>, то есть менее требуемых 25 лет, в назначении досрочной пенсии ему было отказано, так как период службы Терехова В.Н. в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитан в специальный стаж, поскольку истцом на ДД.ММ.ГГГГ не было выработано 2/3 стажа, требуемых законодательством от 1956 года с учетом военной службы, зачету подлежат периоды работы, а не службы, поэтому иск Терехова В.Н. удовлетворению не подлежит.
 

    Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
 

    В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
 

    В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года трудовая пенсия(часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией(за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию(указанную часть трудовой пенсии по старости).
 

    В соответствии с п. 2 ст. 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
 

    Объяснениями истца, материалами дела подтверждено и ответчиком не оспаривается, что стаж педагогической деятельности истца на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ в Пенсионный фонд составляет <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Терехов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил СССР (л.д. 6, 9-11, 12-13,17).
 

    ДД.ММ.ГГГГ Терехов В.Н. обратился в Пенсионный фонд с заявлением о даче ему письменных разъяснений о его праве на пенсию за выслугу лет с учетом периода службы в армии(л.д.28).
 

    Ответом ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Новосильском районе от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было разъяснено, что зачету подлежат периоды работы, а не службы, 2/3 стажа на соответствующих видах работ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Тереховым В.Н. не выработано, его специальный стаж на момент обращения определен в размере <данные изъяты>, в связи с чем Пенсионный фонд указал, что на момент обращения Терехов В.Н. не имеет права на установление досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, поскольку период его службы в ВС СССР не может быть засчитан в специальный стаж(л.д. 15-16).
 

    ДД.ММ.ГГГГ Терехов В.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в Новосильском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности(л.д.39-41), ответом от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в Новосильском районе № специальный стаж Терехова В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ был установлен в <данные изъяты>, период военной службы в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж не засчитан в связи с тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Терехова В.Н. не было 2/3 стажа с учетом службы в армии, требуемого законодательством от 1956 года.
 

    Из исследованной в судебном заседании трудовой книжки Терехова В.Н. усматривается, что он осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.12-13).
 

    Пенсионным фондом период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитан в специальный стаж, поскольку, по мнению Пенсионного фонда, действующее законодательство не предусматривает возможности такого зачета, а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истцом не выработан необходимый специальный трудовой стаж, предусмотренный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
 

    Между тем, данный отказ пенсионного органа основан на ошибочном толковании норм материального права.
 

    В спорный период порядок исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения регулировался Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ N 953 от 22.09.1993).
 

    В силу пп. "г" п. 1 названного Положения, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР.
 

    Пунктом 4 того же Положения, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
 

    Следовательно, правовое регулирование, действующее на период прохождения истцом службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а последующее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
 

    Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
 

    Тереховым В.Н. на момент обращения с заявлением о досрочном пенсионном обеспечении в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию, исходя из принципов равенства и правовой определенности, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
 

    Таким образом, суд приходит к выводу о том, что период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в связи с чем ответчик обязан включить в стаж педагогической деятельности Терехова В.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период его службы в составе Вооруженных Сил СССР в указанный период.
 

    Поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии Терехов В.Н. имел стаж работы, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ответчик обязан назначить ему досрочную пенсию по старости с даты обращения с заявлением о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Истцом Тереховым В.Н.. при подаче искового заявления в суд была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>, которая на основании статьи 98 ГПК РФ должна быть взыскана с ответчика в пользу истца.
 

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    Иск Терехова В.Н. удовлетворить.
 

    Признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ в Новосильском районе Орловской области в назначении Терехову В.Н. досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильском районе Орловской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости период службы Терехова ФИО9 в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Терехову ФИО10 досрочную трудовую пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с даты обращения в ГУ УПФ РФ в Новосильском районе с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильском районе Орловской области в пользу Терехова ФИО11 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Новосильский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
 

Председательствующий С.А. Зубаков