Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    г. Нижнеудинск                             26 июня 2014г.
 

    Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В., при секретаре Волошиной Н.В., с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Ефимовой Т.И., представителя ответчика Кузнецовой Р.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-434/2014 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Областному государственному образовательному казённому учреждению «Специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья №6» и министерству образования Иркутской области о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в Нижнеудински    й городской суд с иском к Областному государственному образовательному казённому учреждению «Специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья №6» (далее учреждение) и министерству образования Иркутской области о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности и в обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения ответчиком законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, в том числе требований пожарной безопасности, выявлено нарушение, носящее длительный характер – в нарушение п.1.10 Строительных норм и правил, норм проектирования котельных установок в цокольном этаже под помещениями общественного назначения размещена котельная, чем нарушаются права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних, обучающихся и постоянно проживающих в учреждении. По результатам проверки 18.12.2013г. в адрес директора учреждения вносилось представление об устранении нарушения, однако оно до настоящего времени не устранено. В соответствии с требованиями п.2 ч.1 ст.61 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казённого учреждения осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. Согласно п.2 изменений, внесённых в Устав учреждения, учредителем и главным распорядителем средств учреждения является министерство образования Иркутской области. После уточнения исковых требований просит обязать учреждение устранить нарушения п.1.10 Строительных норм и правил, норм проектирования котельных установок, утверждённых Постановлением Государственного комитета Совета Министров по делам строительства от 21.12.1976г. №229, а именно демонтировать котельную установку, размещённую в цокольном этаже основного здания учреждения, расположенного на <адрес обезличен>; обязать министерство образования Иркутской области обеспечить финансирование демонтажа котельной установки. Установить ответчикам разумный срок для выполнения обязанностей.
 

    Представитель учреждения Кузнецова Р.Я. иск не признала, однако пояснила, что ею, как руководителем учреждения, принимались меры по решению вопроса о выносе котельной из цокольного этажа здания, для чего Кузнецова Р.Я. 03.06.2011г. обратилась в ООО УК «Энергия» с просьбой о подключении учреждения к сетям центрального теплоснабжения; в администрацию муниципального района, к главе Нижнеудинского муниципального образования Архангельскому А.Б., главе Нижнеудинского муниципального образования Путову А.В., однако положительного результата нет. 21.11.2013г. главным государственным инспектором пожарной безопасности Нижнеудинского района учреждение было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 150 тыс. руб. Пункт 1.10 строительных норм и правил применим при проектировании новых и реконструировании котельных установок с паровыми, водогрейными и пароводогрейными котлами, независимо от производительности, с давлением пара не боле 40 кгс/см2 и с температурой воды не более 200 градусов Цельсия. В соответствии с п.1.8 СНиП II-35-76 для общественных, административных и бытовых зданий допускается проектирование встроенных, пристроенных и крышных котельных при применении водогрейных котлов с температурой нагрева воды до 115 градусов Цельсия. Полагает, что котельная учреждения может находиться в эксплуатации, однако она морально устарела, поскольку с 1960г. не подвергалась реконструкции, поэтому ведётся работа по вопросу технологического присоединения к сетям централизованного теплоснабжения с целью исключения котельной из системы теплоснабжения. Предварительный срок решения вопроса – 2016г.
 

    Представитель министерства образования Иркутской области Парфенов М.А. в отзыве на иск указал, что иск не признаёт, поскольку здание котельной было введено в эксплуатацию в 1960г., до вступления в силу СНиП II-35-76, поэтому нормы данного СНиПа к возникшим правоотношениями не применимы. Пункт 1.10 строительных норм и правил применим при проектировании новых и реконструировании котельных установок с паровыми, водогрейными и пароводогрейными котлами, независимо от производительности, с давлением пара не боле 40 кгс/см2 и с температурой воды не более 200 градусов Цельсия. В иске не указано, под какими помещениями общественного назначения размещена котельная, не установлена дата ввода её в эксплуатацию, не определён вид котельной по назначению и размещению, наличие или отсутствие её реконструкции, технические характеристики. Просит отказать в удовлетворении иска и рассмотреть дело в его отсутствие.
 

    В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства образования Иркутской области.
 

    Выслушав помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Ефимову Т.И., настаивавшую на иске, представителя учреждения Кузнецову Р.Я., возражавшую против иска, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В соответствии с требованиями ч.3 ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация должна создать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
 

    Судом установлено, что в здании, помещениях учреждения, расположенного по <адрес обезличен>, в ходе проверок в 2008 и 2011г.г. по соблюдению требований пожарной безопасности, выявлены многочисленные нарушения пожарной безопасности, а именно, требований Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.88 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390, требований СНиП II-35-76 «Строительные нормы и правила. Котельные установки», утверждённых Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976г. №229, введённых в действие 01.01.1978г. (далее СНиП II-35-76), в связи с чем вынесены постановления о привлечении учреждения к административной ответственности. Указанные нарушения директор фактически не отрицал, о каких-либо нарушениях при проведении проверок не заявлял.
 

    В соответствии с положениями ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
 

    Статья 3 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает минимальные необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требованиям пожарной безопасности.
 

    Согласно ст.1 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
 

    Из представления от 18.12.2013г. Нижнеудинского межрайонного прокурора Федорова П.Г. об устранении нарушений законодательства, направленного на реализацию прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует, что в нарушение п.1.10 СНиП II-35-76 в цокольном этаже под помещениями общественного назначения размещена котельная. Из ответа руководителя учреждения Кузнецовой Р.Я. от №11 от 24.01.2014г. следует, что работа по выносу котельной ведётся с 2011г. В 2014-2015г. будет рассмотрен вопрос о подключении учреждения к сетям центрального водоснабжения.
 

    Из письма главы Нижнеудинского муниципального образования Путова А.В. следует, что в перспективе развития инфраструктуры потребителей энергоресурсов есть возможность присоединения к вновь проложенной тепловой сети, для чего необходимо обратиться к предприятию-арендатору – ООО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство» или субарендатору - ООО «Нижнеудинское коммунальное управление».
 

    Из технического паспорта на котёл «универсал» с топкой для антрацита каменного и бурого угля следует, что отопительный котёл №1794 изготовлен 26.03.1981г. Условная поверхность нагрева котла – 52 м2, максимальная температура нагрева воды – 115 градусов Цельсия. Инвентарной карточкой №847 учёта основных средств от 20.06.1981г. подтверждается оприходование отопительного котла в июне 1981г. Согласно инвентарной карточке учёта основных средств №31 от 15.07.1981г. - 20.06.1981г. в котельной установлен котёл У6 отопительный, дата ввода в эксплуатацию - 20.06.1981г. Котёл укреплён на фундаменте в котельной, отапливается каменным углём. Из инвентарной карточки учёта основных средств №№32, 33, 51, 52, 53, 54 от 25.06.2007г. следует, что 14.06.2007г. на котёл установлены крайняя и средняя секции У6.
 

    Расположение котла в цокольном этаже здания учреждения под помещениями общественного назначения подтверждается техническим паспортом учреждения, из которого видно, что на первом этаже здания учреждения расположены два умывальника, кабинет трудового обучения, библиотека, швейная, классы, спальни, посудомоечная, кухня, мясной и овощной цех, столовая и кабинет врача, в цокольном этаже в непосредственной близости от котельной – прачечные, раздевалка, душевая, складские помещения, душевая, а на втором этаже – кабинеты, спальни, классы, учительская, кабинет логопеда, бухгалтерия, кабинет директора, завуча.
 

    Судом исследованы материалы гражданского дела №2-387/2011 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к учреждению об устранении требований пожарной безопасности. Как видно из предписания государственного пожарного надзора от 04.09.2008г., пунктом 25 было указано на нарушение п.1.10 СНиП 11-35-76 и потребовано до 10.11.2011г. расположенную в подвальном помещении котельную вынести за пределы помещений общественного назначения. Согласно определению о принятии отказа от иска и прекращении производства по делу от 08.06.2011г., производство по делу было прекращено в связи с отказом прокурора от иска, поскольку все требования, изложенные в предписании, были выполнены добровольно, а срок исполнения требования, изложенного в п.25 предписания о выводе котельной из подвального помещения, не наступил. Как установлено судом, данное требование не выполнено до настоящего времени.
 

    Таким образом, при рассмотрении дела выявлено нарушение учреждением требований Федерального Закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принятого в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяющего основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающего общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. В силу п.2 ч.1 ст.6 вышеуказанного Закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объёме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
 

    В силу п.1.10 СНиП II-35-76 не допускается размещение встроенных котельных под помещениями общественного назначения (фойе и зрительными залами, торговыми помещениями магазинов, классами и аудиториями учебных заведений, залами столовых, ресторанов, раздевальными и мыльными бань, душевыми и т.п.) и под складами сгораемых материалов.
 

    Пункт 14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ определяет реконструкцию объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
 

    Несмотря на указание в справке директора Нижнеудинского центра технической инвентаризации Никитиной Т.Ф. от 19.05.2014г. на то, что в здании учреждения 1960г. постройки реконструкция котельной с года постройки не производилась, судом установлено, что здание котельной было введено в эксплуатацию в 1960г., в то время как реконструкция котельной с установкой нового более современного в тот период времени и экономичного отопительного котла была произведена в июне 1981г., а 14.06.2007г. на котёл установлены крайняя и средняя секции У6, что подтверждается техническим паспортом котла, инвентарными карточками №847 от 20.06.1981г., №31 от 15.07.1981г., №№32, 33, 51, 52, 53, 54 от 25.06.2007г., поэтому доводы ответчиков о том, что с 1960г. котельная не подвергалась реконструкции, и о неприменении к возникшим правоотношениям п.1.10 СНиП II-35-76 «Строительные нормы и правила. Котельные установки» являются необоснованными. Расположение котельной в здании образовательного учреждения, в котором обучаются и постоянно живут дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, опасно высокой вероятностью возникновения пожара, массовой гибели людей, причинения вреда здоровью и имуществу.
 

    Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 28.07.2011г. подтверждается, что собственником двухэтажного здания учреждения, в котором расположена котельная, является Областное государственное образовательное казённое учреждение «Специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья №6».
 

    В силу ч.2 ст.120 ГК РФ казённое учреждение, коим является Областное государственное образовательное казённое учреждение «Специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья №6», отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несёт собственник имущества.
 

    Статья 210 ГК РФ определяет, что собственник имущества несёт бремя его содержания, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу п.2 изменений в Устав учреждения от 2008г. учредителем и главным распорядителем средств областного бюджета учреждения является министерство образования Иркутской области. В соответствии с п.7.1 Устава учреждения его имущество является собственностью Иркутской области и закреплено за учреждением на праве оперативного управления, поэтому учреждение должно обеспечить соблюдение правил пожарной безопасности путём демонтажа    котельной, расположенной в цокольном этаже основного здания, и оборудовать котельную в соответствии с требованиями пожарной безопасности.    
 

    При таких обстоятельствах иск в части возложения на учреждение обязанности устранения нарушения п.1.10 СНиП II-35-76 путём демонтажа котельной установки является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
 

    Разрешая иск в части возложения на министерство образования Иркутской области обязанности обеспечить финансирование на устранение вышеуказанного нарушения, суд принимает во внимание, что в соответствии с требованиями п.2 ч.1 ст.61 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казённого учреждения осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. Согласно п.2 изменений, внесённых в Устав учреждения, главным распорядителем средств областного учреждения является министерство образования Иркутской области. В силу п.7 ч.1 ст.161 Бюджетного кодекса РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведённых казённому учреждению для исполнения его денежного обязательства, по таким обязательствам от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования отвечает соответствующий орган государственной власти, местного самоуправления, местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казённое учреждение, поэтому иск в части возложения на министерство образования Иркутской области обязанности обеспечить финансирование устранения вышеуказанного нарушения также является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
 

    Разрешая требование об установлении разумного срока для исполнения возложенной обязанности, суд принимает во внимание мнение Нижнеудинского межрайонного прокурора и представителя учреждения Кузнецовой Р.Я. о том, что таким требованиям отвечает срок до 26.06.2019г., поскольку на выполнение возложенных обязанностей, а также на решение вопроса об альтернативном источнике теплоснабжения требуется время и финансирование.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Иск Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Областному государственному образовательному казённому учреждению «Специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья №6» и министерству образования Иркутской области о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворить.
 

    Обязать Областное государственное образовательное казённое учреждение «Специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья №6» в срок до 26.06.2019г. устранить нарушения п.1.10 СНиП II-35-76 «Строительные нормы и правила. Котельные установки», утверждённых Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976г. №229, а именно демонтировать котельную установку, размещённую в цокольном этаже основного здания Областного государственного образовательного казённого учреждения «Специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья №6», расположенного <адрес обезличен>.
 

    Обязать министерство образования Иркутской области обеспечить финансирование устранения нарушений п.1.10 СНиП II-35-76 «Строительные нормы и правила. Котельные установки», утверждённых Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976г. №229, а именно демонтаж котельной установки, размещённой в цокольном этаже основного здания Областного государственного образовательного казённого учреждения «Специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья №6», расположенного <адрес обезличен>.
 

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

    Председательствующий                         Китюх В.В.