РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Мама 09 сентября 2014 года
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Султановой А.А.,
при секретаре Чимитдоржиевой Д.,
с участием: представителя истца прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области – старшего помощника прокурора Мамско-Чуйского района Трофимовой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-81/2014 по иску прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Горно-Чуйского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области об обязании разработать лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных в пределах населенного пункта поселка Горно-Чуйский Горно-Чуйского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мамско-Чуйского района Иркутской области первоначально обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Горно-Чуйского городского поселения Мамско-Чуйского района об обязании в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных в пределах населенного пункта поселка Горно-Чуйский Горно-Чуйского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области, в соответствии с требованиями приказа Федерального Агентства лесного хозяйства от 04 апреля 2011 года № 126 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений».
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, прокурор, воспользовавшись правом, предусмотренным статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования, обратившись с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Горно-Чуйского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области об обязании провести лесоустройство и разработать лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных в границах Горно-Чуйского муниципального образования и не относящиеся к землям государственного лесного фонда в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В исковом заявлении истец указал, что прокуратурой Мамско-Чуйского района по результатам проведённой проверки по исполнению требований лесного законодательства установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Подпунктом «г» пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
Согласно статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации – земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые располагаются, в том числе, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов.
Аналогичные нормы закреплены и в статье 37 Устава Горно-Чуйского городского поселения, в соответствии с которой администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом Поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, к одному из которых, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 6 Устава, относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов.
Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (часть 3 статья 87).
В соответствии с частью 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Так, порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно пункту 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 70 Лесного кодекса Российской Федерации выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим законом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В статье 1 указанного Закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета, проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах Горно-Чуйского муниципального образования, является администрация Горно-Чуйского городского поселения.
Несоблюдение ответчиком требований лесного законодательства в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах населенного пункта п. мама, негативно сказывается на экологической обстановке территории Мамско-Чуйского района и как следствие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации, а также нарушает интересы Российской Федерации, которые заключаются в соблюдении всеми без исключения Конституции Российской Федерации и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено частью 2 статьи 4 и статьи 15 Конституции Российской Федерации.
С учетом положений статей 205 и 258 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, исходя из объема и существа допущенных нарушений, принимая во внимание принципы разумности, а также учитывая, что исполнение заявленных прокурором требований потребует дополнительного финансирования из средств местного бюджета, истец полагает необходимым и достаточным для исполнения заявленных требований установить 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации Горно-Чуйского городского поселения Мамско-Чуйского района в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о дне и времени рассмотрения дела, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны, надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, по представленным суду доказательствам.
Кроме того, в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица, надлежаще извещенного о дне и времени судебного разбирательства, в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные суду доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает исковые требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Так, согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом подпунктом «г» пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14).
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в статьях 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (часть 3 статья 87).
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно пункту 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 70 Лесного кодекса Российской Федерации выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим законом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В статье 1 данного Закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона « 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета, проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Судом установлено, что в соответствии со статьей 37 Устава Горно-Чуйского городского поселения администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом Поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, к одному из которых, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 6 Устава, относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов.
Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета, проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах Горно-Чуйского муниципального образования, является администрация Горно-Чуйского городского поселения. В связи с чем иск обоснованно предъявлен к настоящему ответчику.
Несоблюдение ответчиком требований лесного законодательства в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах населенного пункта п. мама, негативно сказывается на экологической обстановке территории Мамско-Чуйского района и как следствие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации, а также нарушает интересы Российской Федерации, которые заключаются в соблюдении всеми без исключения Конституции Российской Федерации и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено частью 2 статьи 4 и статьи 15 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, подлежит установлению срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Установление ответчику срока – в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу – для исполнения требований и решения суда представляется целесообразным, каких-либо возражений по этому вопросу от ответчика не поступало.
Ответчик – администрация Горно-Чуйского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области, согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, как орган местного самоуправления, выступающий в качестве ответчика по делу, рассматриваемому судом общей юрисдикции, освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области к администрации Горно-Чуйского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области - удовлетворить.
Обязать администрацию Горно-Чуйского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области провести лесоустройство и разработать лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных в границах Горно-Чуйского муниципального образования и не относящиеся к землям государственного лесного фонда в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 14 сентября 2014 года.
Судья А.А. Султанова