Дело №2-203/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Кытманово 15 августа 2014 года
Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Е.Б.Дыренковой, при секретаре Юрчиковой А.С., с участием представителя истца -Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Кытмановского района» директора Губаревой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения Центр занятости населения Кытмановского района к Пигаревой Е.Н. о взыскании неосновательного обогащения в виде предоставленной финансовой помощи в размере 58 800 рублей,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Центр занятости населения Кытмановского района» обратился в суд с иском к Пигаревой Е.Н. о взыскании неосновательного обогащения в виде предоставленной единовременной финансовой помощи при государственной регистрации индивидуального предпринимателя в размере 58 800 рублей.
В обоснование исковых требований истец указал, что 11 марта 2013 года КГКУ «Центр занятости населения Кытмановского района» заключило с ответчиком договор № предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Договор). Данный договор был заключен в соответствии с Порядком предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 30.12.2011 №792 (далее - Порядок), на основании Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Закона Алтайского края от 03.12.2012 №90-ЗС «О краевом бюджете на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов».
В соответствии с п.1.2, п. 3.1.1 указанного Договора истец обязан перечислить ответчику денежные средства за счет средств краевого бюджета в виде единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства. А ответчик, в свою очередь, должен был организовать собственное дело (ИП Пигарева Е.Н.) согласно п. 1.3, п.п. 3.3.3. Договора и предоставить документы, подтверждающие расходование перечисленной Центром финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом и условиями Договора (п.п. 3.3.9, п.п. 3.3.10 Договора), осуществлять указанную деятельность не менее 12 месяцев со дня внесения записи в Реестр (п.п. 3.3.5), уведомить комиссию по отбору бизнес-планов, созданную органом местного самоуправления и Центр занятости населения о невозможности осуществления предпринимательской деятельности по уважительным причинам в течение 5 рабочих дней с момента, когда ответчику стало известно или должно было стать известным о наличии таких причин, а так же предоставить соответствующие требованиям действующего законодательства РФ документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом и условиями Договора, а так же документы, подтверждающие уважительность причин досрочного прекращения предпринимательской деятельности (п.3.3.13 Договора).
Истец свои обязательства по Договору выполнил, перечислив ответчику субсидию из краевого бюджета в размере 58800 рублей в соответствии с п. 2.1. Договора, что подтверждается платежным поручением № от 26.03.2013.
Однако ответчик Пигарева Е.Н., защитив бизнес-план и получив финансовую помощь, не выполняет условия Договора, не предоставляет документы, подтверждающие целевое расходование финансовой помощи, т.е пользуется бюджетными средствами без исполнения встречных обязательств.
В Договоре указано, что в течение срока действия Договора ответчик обязан предъявлять по требованию истца документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи. Её целевое использование ответчиком должно быть подтверждено актом (п. 3.3.10 Договора).
Однако ответчиком не представлены документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности и целевое использование средств субсидии. В случае непредставления истцу документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в соответствии с условиями Договора, ответчик обязуется осуществить возврат суммы финансовой помощи в размере, целевое расходование которой не подтверждено документально (п.п. 3.3.14 Договора).
Ответчик не предоставил документов, подтверждающих целевое расходование финансовой помощи, и в предложенный срок не возвратил сумму этой помощи, т.е. условия договора в этой части являются нарушенными.
Ответчик не предоставил документов, подтверждающих целевое расходование финансовой помощи, и в предложенный срок не возвратил сумму этой помощи, т.е условия договора в этой части являются нарушенными.
На основании ст. 309, 310, 1102 ГК РФ истец просит взыскать с Пигаревой Е.Н. суму финансовой помощи в размере 58800 рублей.
В судебном заседании представитель истца Губарева Т.А. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснила так же, что Пигарева Е.Н. не представила доказательств ведения предпринимательской деятельности, на контакт не идет, не предоставила документов, подтверждающих целевое расходование финансовой помощи, в предложенный срок не возвратила сумму этой помощи. Ответчик пользуется бюджетными средствами без исполнения встречных обязательств. Центр занятости населения свои обязательства по договору исполнил в полном объеме, перечислив ответчику субсидию из краевого бюджета в размере 58 800 рублей.
Ответчик Пигарева Е.Н. в судебное заседание не явилась, почтовое уведомление, направленное в её адрес возвращено с отметкой «Истек срок хранения». По информации отдела адресно-справочной работы УФМС России по Алтайскому краю Пигарева Е.Н. зарегистрирована по тому адресу, по которому ей были направлены судебные документы. Однако фактически по указанному адресу не проживает, выехала в неизвестном направлении, что было установлено из телефонограммы Администрации <данные изъяты> сельсовета. Таким образом, суд приходит к выводу, что Пигарева Е.Н. надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания.
Суд, выслушав представителя истца Губареву Т.А,. изучив материалы гражданского дела, материалы учетного дела Пигаревой Е.Н., приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Постановлением Администрации Алтайского края от 30.12.2011 №792 был утвержден Порядок предоставления гражданам единовременной финансовой помощи
при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Настоящий Порядок определяет последовательность и условия предоставления гражданам (п.1.2):
единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - "финансовая помощь при государственной регистрации");
единовременной финансовой помощи на подготовку документов для государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - "финансовая помощь на подготовку документов").
В соответствии с пунктом 1.3. указанного Порядка получателями указанной в пункте 1.2 финансовой помощи являются следующие категории граждан:
граждане, признанные в установленном порядке безработными;
граждане, признанные в установленном порядке безработными и прошедшие профессиональное обучение, получившие дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости населения, обратившиеся в центр занятости населения с заявлением о предоставлении финансовой помощи и осуществившие государственную регистрацию предпринимательской деятельности в течение 60 календарных дней с момента окончания указанными гражданами профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования.
В соответствии с пунктом 1.4. указанного Порядка размер финансовой помощи при государственной регистрации, предоставляемой гражданину, составляет 12-кратную максимальную величину пособия по безработице.
Пунктом 2.1 Порядка определено, что необходимыми условиями предоставления гражданам финансовой помощи при государственной регистрации являются:
признание гражданина в установленном порядке безработным либо признание гражданина в установленном порядке безработным, прохождение им полного курса профессионального обучения, получение дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости населения и обращение его в центр занятости населения с заявлением о предоставлении финансовой помощи при государственной регистрации, осуществление государственной регистрации предпринимательской деятельности в течение 60 календарных дней с момента окончания гражданином профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования;
получение гражданином рекомендации в рамках предоставления центром занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан;
положительное заключение комиссии, в отношении представленного гражданином технико-экономического обоснования проекта (далее - "бизнес-план");
заключение договора между центром занятости населения и гражданином, предусматривающего предоставление финансовой помощи при государственной регистрации;
получение и представление гражданином в центр занятости населения документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - "Реестр").
Из материалов дела судом установлено, что безработная Пигарева Е.Н. 11 марта 2014 года обратилась в КГКУ «Центр занятости населения Кытмановского района» с заявлением об оказании единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по виду экономической деятельности «оказание персональных услуг (реставрация подушек)» согласно представленному бизнес-плану.
Бизнес-план был одобрен комиссией по отбору бизнес-планов безработных граждан, претендующих на получение субсидий на организацию предпринимательской деятельности 11 марта 2013 года.
11 марта 2013 года между КГКУ «Центр занятости населения Кытмановского района» и Пигаревой Е.Н. был заключен договор № предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с п.1.2 предметом Договора являлось предоставление Пигаревой Е.Н. за счет средств краевого бюджета единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с п. 3.1.1 указанного Договора истец обязан был перечислить ответчику в виде единовременного платежа либо в несколько этапов на лицевой счет Пигаревой Е.Н. финансовую помощь в размере 12 кратной максимальной величины пособия по безработице, что составляет 58 800 рублей. Перечисление должно быть произведено в течение 60 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
ДД.ММ.ГГГГ года Пигарева Е.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии №.
26 марта 2013 года КГКУ «Центр занятости населения Кытмановского района» перечислило на счет Пигаревой Е.Н. субсидию на оказание единовременной финансовой помощи в размере 58 800 рублей, что подтверждается платежным поручением от 26.03.2013 №.
Согласно условиям Договора, закрепленным в пунктах. 3.3.2, 3.3.5 Пигарева Е.Н. должна была осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с представленным бизнес-планом не менее 12 месяцев со дня внесения записи в Реестр индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 3.3.6 Договора Пигарева Е.Н. была обязана осуществить расходование перечисленной финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом и условиями Договора.
Пунктом 3.3.7 Договора было предусмотрено, что Пигарева Е.Н. обязана в течение срока действия Договора предъявлять по требованию Центра занятости документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности, а так же соответствующие требованиям действующего законодательства РФ документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи (декларации о доходах, представляемые в налоговые орган, документы бухгалтерского и налогового учета, документы, подтверждающие расходы и доходы, книги учета доходов и расходов, кассовые книги, банковские документы, подтверждающие движение денежных средств на расчетных счетах, и другие соответствующие требованиям действующего законодательства РФ документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности и целевое расходование средств финансовой помощи).
Целевое использование перечисленной финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом и условиями настоящего договора при этом подтверждается актом.
Согласно пункта 3.3.11 Пигарева Е.Н. должна была в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока осуществления предпринимательской деятельности представить в Центр занятости документы, подтверждающие выполнение своих обязательств в полном объем, а так же представить в комиссию по отбору бизнес-планов отчет об осуществлении предпринимательской деятельности с приложением копий подтверждающих документов.
Однако, как установлено судом, Пигарева Е.Н. вышеуказанные обязательства по договору не исполнила, а именно: не представила документы, подтверждающие целевое расходование средств финансовой помощи и отчет о предпринимательской деятельности.
После истечения срока на предоставление подтверждающих документов, КГКУ «Центр занятости населения» предложило Пигаревой Е.Н. представить указанные документы в срок до 30 апреля 2014 года, направив ей соответствующее письмо, что подтверждается копией письма от 21.04.2014 №227 и почтовым уведомлением о вручении от 24.04.2014.
Однако требование КГКУ «Центр занятости населения Кытмановского района» Пигарева Е.Н. проигнорировала.
Пунктом 3.3.14 Договора предусмотрено, что в случае непредоставления в Центр занятости документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в соответствии с условиями Договора, Пигарева Е.Н. обязана осуществить возврат средств финансовой помощи в полном объеме.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, с учетом того, что Пигарева Е.Н. до настоящего времени не представила в Центр занятости населения Кытмановского района документы, подтверждающие целевое использование средств финансовой помощи, т.е не выполнила свои обязательства по Договору то исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме и с Пигаревой Е.Н. надлежит взыскать выделенную ей сумму финансовой помощи в размере 58 800 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом того, что истец КГКУ «Центр занятости населения Кытмановского района освобождено от уплаты государственной пошлины», она подлежит взысканию с ответчика Пигаревой Е.Н. в доход бюджета муниципального образования Кытмановский район Алтайского края в полном объеме, так как исковые требования удовлетворены полностью.
На основании изложенного, с ответчика Пигаревой Е.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1964 рубля, исчисленная в соответствии пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Кытмановского района» к Пигаревой Е.Н. удовлетворить.
Взыскать с Пигаревой Е.Н. в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Кытмановского района» сумму выделенной ей единовременной финансовой помощи в размере 58 800 (пятьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей 00 коп.
Взыскать с Пигаревой Е.Н. в доход бюджета муниципального образования Кытмановский район Алтайского края государственную пошлину в размере 1964 (одна тысяча девятьсот шестьдесят четыре) рубля
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 1 месяц с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Б.Дыренкова
Дата вынесения решения суда в окончательной форме 20 августа 2014 года.