Дело № 2-144/2014
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Красноселькупский районный суд
<адрес>
в составе: председательствующего судьи - Себеховой И.В.,
при секретаре судебного заседания - ФИО6
с участием истца ФИО2,
представителя ответчика по доверенности ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО2 к Администрации муниципального образования <адрес> о признании действий и распоряжений незаконными, о восстановлении в прежней должности, о взыскании разницы в заработной плате, оплаты за выполнение дополнительной работы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования <адрес>, в котором просит:
1. Признать незаконными действия Администрации муниципального образования <адрес> в части ее перевода с должности заведующего сектором регистрации и учета отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом на должность специалиста отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом с понижением размера оплаты труда.
2. Признать незаконными действия Администрации муниципального образования <адрес> в части возложения на нее наряду с основной работой дополнительной работы – должностных обязанностей специалиста сектора регистрации и учета отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом без соответствующей оплаты труда.
3. Восстановить ее в должности заведующего сектором регистрации и учета отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом Администрации муниципального образования <адрес> и обязать Администрацию муниципального образования <адрес> выплачивать ей заработную плату в размере, соответствующем заработной плате по занимаемой до перевода должности.
4. Признать незаконным распоряжение Администрации муниципального образования <адрес> № 126/1К от ДД.ММ.ГГГГ.
5. Признать незаконным распоряжение Администрации муниципального образования <адрес> № 126/2К от ДД.ММ.ГГГГ.
6. Взыскать с Администрации муниципального образования <адрес> разницу в заработной плате на дату рассмотрения дела судом, которая должна начисляться по должности заведующего сектором. регистрации и учета отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом Администрации муниципального образования <адрес> с фактически начисленной заработной платой после ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Администрации муниципального образования <адрес> № 126/2К от ДД.ММ.ГГГГ.
7. Взыскать с Администрации муниципального образования <адрес> оплату за выполнение дополнительной работы – должностных обязанностей специалиста сектора регистрации и учета отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату рассмотрения дела судом в размере 17670 рублей 80 копеек ежемесячно.
8. Обязать работодателя компенсировать причиненный ей моральный вред в сумме 50000 рублей за незаконные действия по переводу на нижеоплачиваемую должность и по снижению заработной платы.
9. Обязать работодателя компенсировать причиненный ей моральный вред в сумме 10000 рублей за незаконное наложение дисциплинарного взыскания Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № К.
10. Признать незаконным Распоряжение Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о наложении на нее дисциплинарного взыскания.
11. Обязать работодателя компенсировать причиненный ей моральный вред в сумме 10000 рублей за незаконное наложение дисциплинарного взыскания Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № 130.
В обоснование исковых требований указала, что она в соответствии с заключенным трудовым договором с Администрацией муниципального образования <адрес> состоит в должности заведующего сектором регистрации и учета отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом.
Она является матерью ребенка-инвалида и единственной кормилицей в семье, поскольку ее супруг не работает и вынужден находиться с ребенком-инвалидом.
С января 2013 года на нее возложена наряду с основной работой дополнительная работа – должностные обязанности специалиста сектора регистрации и учета отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом Администрации муниципального образования <адрес> без соответствующей оплаты труда. Указанная работа выполнялась и выполняется ею до обращения в суд. До 2013 года возложение указанной дополнительной работы оформлялось соответствующими срочными дополнительными соглашениями с дополнительной оплатой труда. Так, в соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанная дополнительная работа оплачивалась в размере 17670 рублей 80 копеек ежемесячно.
В соответствии со ст.ст. 60.2 и 151 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
В нарушение указанных положений действующего законодательства, работодателем незаконно была возложена на нее дополнительная работа без какого-либо ее письменного согласия, без определения сроков, объемов работы и вообще без какой-либо оплаты. Более того, на ее заявление об отказе выполнять дополнительную работу в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ на нее было незаконно наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора, в связи с чем невозможно было прекратить эту дополнительную работу.
При ее обращении в ноябре 2013 года по поводу оплаты дополнительно возложенной на нее работы, ей сообщили, что в связи с разговорами о дополнительной оплате ее переведут с должности заведующего сектором регистрации и учета отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом на должность специалиста отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом с понижением размера оплаты труда. После этого руководством отдела стали приниматься меры к принуждению подписания добровольного согласия на перевод на нижеоплачиваемую должность.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № 291К на нее было наложено дисциплинарное взыскание за отсутствие на рабочем месте, хотя была представлена медицинская справка об уважительности причин. Данное распоряжение признано незаконным самим ответчиком и отменено при ее обращении с жалобой в прокуратуру района.
С декабря 2013 года до обращения в суд на нее оказываются различные способы давления, предоставляются различные документы о ее внеочередной аттестации, срок которой неоднократно переносился, порою доходит до абсурда, когда в течении недели работники работодателя, не занимаясь своими должностными обязанностями, за выполнение которых получают заработную плату из бюджета муниципального образования, незаконно устраивали за ней «слежку», то есть в течении всех дней поминутно записывали все действия и выполняемую ею работу, также было незаконно наложено административное взыскание Распоряжением Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за курение в неустановленное время, когда она с другими работниками находилась на перекуре и привлекли к ответственности только ее. При этом она, как и другие работники, не были ознакомлены с распоряжением, устанавливающим точное время курения, которое было издано незадолго до произошедшего случая.
Указанные факты свидетельствуют об ограничении ее конституционных прав на равные с другими лицами права и обязанности и о незаконности действий работодателя.
Итогом действий работодателя по незаконному переводу истца с должности заведующего сектором регистрации и учета отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом на должность специалиста отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом с понижением размера оплаты труда явилась проведенная в нарушение действующих нормативных актов аттестация с целью оформления данного перевода.
Все действия и решения работодателя, начиная с вынесения вопроса об упразднении сектора регистрации и учета отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом на Собрание депутатов муниципального образования и заканчивая распоряжением Администрации муниципального образования <адрес> № 126/1К от ДД.ММ.ГГГГ произведены с грубыми нарушениями Трудового кодекса РФ в отношении нее как единственного кормильца ребенка-инвалида и без учета особенностей ее правового положения.
Оформившее ее перевод на другую должность распоряжение Администрации муниципального образования <адрес> № 126/1К от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует по своим формулировкам требованиям Трудового кодекса РФ и других нормативных актов, нигде не предусмотрено, как можно признать одну и ту же работу, выполняемую по трудовому договору в соответствии с должностными обязанностями, по произвольному волеизъявлению работодателя работой по другой менее квалифицированной должности без согласия и надлежащего оформления трудового договора с работником.
На нее распространяются гарантии, предусмотренные ч. 4 ст. 261 ТК РФ: «Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. 1,5-8,10,11 ч. 1. ст. 81, п. 2 ст. 336 ТК РФ)». Перевод на нижеоплачиваемую работу также невозможен и в порядке «изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» - по ст. 74 ТК), если она не согласна на это. В соответствии с указанной статьей, в случае «если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности...» и «при отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ». Но при проведении мероприятий, предусмотренных ст. 74, влекущих увольнение работника в случае его отказа на перевод на нижестоящую нижеоплачиваемую должность, такое основание для увольнения на нее не может распространяться, т.к. основаниями для увольнения ее как матери, воспитывающей ребенка-инвалида (до 18 лет), могут быть только п. 1,5-8,10,11 ч. 1 ст. 81, п. 2 ст. 336 ТК РФ. Таким образом, ни уволить по сокращению, ни перевести на нижеоплачиваемую работу без ее согласия, работодатель в данной ситуации не вправе.
Распоряжение Администрации муниципального образования <адрес> № 126/2К от ДД.ММ.ГГГГ является полным произволом по своему содержанию. Единственным основанием для уменьшения размера оплаты труда в распоряжении указан протокол аттестационной комиссии. При этом при вынесении решения аттестационной комиссии ни о каком уменьшении размера оплаты труда работника вопрос не ставился. Принималось лишь решение о переименовании должности, что отражено в п. 2 распоряжения Администрации муниципального образования <адрес> №126/1К от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, без изменения трудового договора и должностных обязанностей работника, других правовых оснований для уменьшения размера оплаты труда, указанное распоряжение является произвольным, незаконным и необоснованным.
Незаконными действиями работодателя ей причинен моральный вред, выразившийся в нравственных переживаниях в связи с выполнением большего объема работы, чем предусмотрено трудовым договором, оказанием давления, наложением незаконных дисциплинарных взысканий, недоплатой денежных средств. Исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, она оценивает причиненный моральный вред в сумме 50000 рублей за незаконные действия по переводу на нижеоплачиваемую должность и по снижению заработной платы и по 10000 рублей за каждое незаконно наложенное дисциплинарное взыскание.
В судебном заседании истица ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по заявленным основаниям. Суду пояснила, что в результате действий ответчика ее должностные обязанности увеличились, а заработная плата уменьшилась. Представила суду письменные объяснения.
В письменных объяснениях указано, что в Администрации МО <адрес> истица работает более 10 лет, за все время не было ни одного дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора.
С ДД.ММ.ГГГГ должность «Старшего инспектора учетно-регистрационного отдела» упразднили и ее назначили «Заведующей учетно-регистрационного отдела» без увеличения заработной платы и обязанностей. В январе 2013 года «Специалиста учетно-регистрационного отдела» ФИО7 перевели в кабинет «Начальника учетнорегистрационного отдела» ФИО8 без изменений в должности, т.к. в декабре 2013 года она должна получить диплом, её сделают муниципальным служащим и переведут официально. Все должностные обязанности ФИО7 фактически выполняла истица без дополнительной оплаты, никаких на этот счет распоряжений не было. ДД.ММ.ГГГГ ей вручили уведомление об изменении организационных условиях труда и о том, что ее должность упразднена и создана должность «Специалиста». В уведомлении не были указаны ни заработная плата, ни должностные обязанности. Она была вынуждена написать заявление с просьбой предоставить должностные обязанности специалиста и размер заработной платы, а также заявление о том, что она дополнительную работу «Специалиста» без оплаты выполнять прекращает.
ДД.ММ.ГГГГ решением № Собрание депутатов утвердило изменения в структуре Администрации МО <адрес>, из которого следует, что депутатов не уведомили о сложившейся ситуации, что она не согласна на перевод, который подразумевает понижение зарплаты и увеличение должностных обязанностей, а прекратить трудовой договор по инициативе работодателя не могут. В представлении об изменении структуры местной Администрации от ДД.ММ.ГГГГ в пункте 2 в основании не указанно, что должность «Специалиста» подразумевает существенное увеличение нагрузки, согласно новым должностным обязанностям, как, например, в пункте 1 – уменьшение нагрузки, а в пункте 4 – существенное увеличение.
ДД.ММ.ГГГГ г., получив письмо от Администрации села, из которого следует, что до сегодняшнего дня она не предоставила документ о наличии образования, она решила восстановиться в институте по академической справке, так как ранее там обучалась.
ДД.ММ.ГГГГ утром, предупредив ФИО9(паспортиста), в связи с обострением заболевания она была на приеме у терапевта. Однако ей было вручено распоряжение о вынесении дисциплинарного взыскания в виде замечания, хотя она предоставила справку. Возможности предоставить справку 13 декабря не было, так как это была пятница и после обеда уйти с работы она не могла, в понедельник 16 декабря утром была предоставлена справка.
С этого дня за ней установлено наблюдение.
Считает, что работодателем осуществляется вмешательство в ее личную жизнь: направлен запрос в ОПФР в <адрес> об отчислениях на ее мужа ФИО4, хотя все необходимые документы ею были предоставлены.
ДД.ММ.ГГГГ ей ФИО10 (ведущий специалист правового, кадрового и документационного обеспечения Администрации села) принесла распоряжение об аттестации. До этого времени аттестация проводилась только работникам муниципальной службы, аттестация работников, не отнесенных к муниципальной службе, никогда не проводились.
ДД.ММ.ГГГГ ею было написано повторно заявление о прекращении выполнения дополнительной работы за специалиста ФИО7 Вместо ответа на заявление ей было вручено распоряжение о наложении дисциплинарной ответственности в виде выговора и лишении премии в процентном соотношении. Она была вынуждена продолжать выполнять дополнительную работу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 был подготовлен отзыв на аттестацию, где отражена необъективная информация, но после ее заявления о прекращении выполнения дополнительной работы был подготовлен новый отзыв от ДД.ММ.ГГГГ с еще более необъективной информацией.
ДД.ММ.ГГГГ ею была подана жалоба в прокуратуру на нарушения трудового законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, где снято дисциплинарное взыскание в виде замечания за отсутствие на работе, факты возложения дополнительных обязанностей не установлены, хотя ею дополнительно была предоставлена выборка документов, подтверждающих выполнение работы, не входящей в ее обязанности (отписанные ей заявления о выдаче договоров социального найма, предоставление справок о составе семьи и т.д.).
ДД.ММ.ГГГГ ею было написано заявление о предоставлении оплачиваемого дополнительного учебного отпуска для прохождения промежуточной аттестации и защиты выпускной квалификационной работы в «Западно-Сибирском государственном колледже» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ При звонке куратору она узнала, что звонили с работы и интересовались, учится ли она. По приезде на сессию куратор ей сказал, что с ее работы пришло не очень хорошее письмо и дополнительно Администрация МО <адрес> обратилась в прокуратуру <адрес> с просьбой о проверке законности ее обучения.
ДД.ММ.ГГГГ ей было вручено распоряжение о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания за курение у запасного выхода в 11 ч. 10 м. (по докладной записке ФИО3), хотя она там находилась не одна, но замечание сделали только ей, что еще раз подтверждает предвзятое отношение к ней со стороны работодателя. С распоряжением о запрете курения табачных изделий от ДД.ММ.ГГГГ № 70к она ознакомилась ДД.ММ.ГГГГ в 12 ч. 01 м.
ДД.ММ.ГГГГ была проведена аттестация. Свое несогласие с выводами аттестационной комиссии истица изложила в протоколе №1.
Была создана группа наблюдателей на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №133к в составе ФИО10 ФИО8 ФИО3 В течение рабочего дня один из наблюдателей садился напротив нее и поминутно спрашивал и записывал, что она делает. Это происходило с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в любые дни по выбору участников группы. На ее вопрос, для чего это делается, ей одним из участников группы сказал: чтобы достать ее, что она не выдержит такого давления. Искусственно создавались невыносимые условия работы и отношение сотрудников, на ее взгляд, истинной целью происходящего было вынудить ее написать заявление на увольнение по собственному желанию.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования <адрес> по доверенности ФИО3 с иском не согласился. Суду пояснил, что, по мнению ФИО2, ее перевели на другую должность, однако это не перевод, а внутреннее перемещение. Истица прошла аттестацию ДД.ММ.ГГГГ года. Аттестация проводилась на законных основаниях. Дополнительное соглашение № к трудовому договору, заключенному с ней, подписывать отказалась. В настоящее время считается, что она выполняет работу специалиста отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом Администрации муниципального образования <адрес>. Должность заведующего учетно-регистрационным сектором упразднена решением Собрания депутатов муниципального образования <адрес>. В связи с этим истице предложена должность специалиста. У ФИО2 отсутствует высшее образование, что исключает занятие ею руководящей должности. По результатам аттестации она признана соответствующей должности специалиста. Восстановить ее в прежней должности нельзя, поскольку должности заведующего учетно-регистрационным сектором в структуре Администрации села не существует с ДД.ММ.ГГГГ года, в штатном расписании данная должность отсутствует. Требование истицы об оплате дополнительной работы необоснованны, доказательства, подтверждающие возложение на нее дополнительных обязанностей, не представлены, а то, что с ней заключалось дополнительное соглашение на оплату за дополнительную работу, то эта оплата производилась за период отпуска основного работника. В настоящее время зарплата истицы ниже, поскольку с нее снята руководящая функция. В отделе муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом сейчас работают начальник отдела Матвеев, ведущий специалист – муниципальный жилищный инспектор Федченко, специалист ФИО13, паспортист Темных. Доказательств причинения ФИО2 морального вреда нет. Истица была привлечена к дисциплинарной ответственности за отсутствие на рабочем месте в пятницу, ДД.ММ.ГГГГ. Оказалось, что она была у врача, но справку представила работодателю только в понедельник, 16 декабря. В связи с актом прокурорского реагирования дисциплинарное взыскание снято. Истица ссылается на то, что незаконно привлечена к дисциплинарной ответственности за курение в неустановленное время, поскольку не была ознакомлена с распоряжением, устанавливающим точное время курения. Однако она была привлечена к дисциплинарной ответственности не за нарушение распоряжения № 70к от ДД.ММ.ГГГГ о запрете курения табачных изделий, а за нарушение правил внутреннего трудового распорядка Администрации села, утвержденных постановлением № «к» от ДД.ММ.ГГГГ года. Никакого давления на истицу и угроз в ее адрес не было. Это ее личные доводы. Фотография рабочего дня ФИО2 проводилась на основании служебной записки и устного распоряжения Главы села для того, чтобы посмотреть, чем человек занимается в рабочее время. Ничем не подтверждено, что ФИО2 выполняла работу за Федченко. Что касается происхождения диплома ФИО2, то она ни разу не выезжала на сессию и вдруг выехала на защиту диплома. В связи с этим был сделан запрос. Истицу никто увольнять не собирается. Ей предложена работа согласно структуре Администрации села. ФИО2 по сей день выполняет эту работу. С ДД.ММ.ГГГГ она находится в очередном отпуске. В связи с изложенным представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Как установлено в судебном заседании, истица ФИО2 (работник) и ответчик Администрация муниципального образования <адрес> (работодатель) состоят в трудовых отношениях с ДД.ММ.ГГГГ года.
Истица состоит в браке с ФИО4 (копия свидетельства о заключении брака I-ПК № от ДД.ММ.ГГГГ года), который нигде не работает (копия трудовой книжки АТ-IV № от ДД.ММ.ГГГГ года).
ФИО2 имеет ребенка-инвалида ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией справки серии МСЭ-2011 № от ДД.ММ.ГГГГ и копией свидетельства о рождении I-ПК № от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с п. 1.2 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Администрацией муниципального образования <адрес> и ФИО2, работодатель поручает, а работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности главного специалиста по вопросам организации обеспечения малоимущих граждан жильем в администрации МО <адрес>.
Из дополнительных соглашений к указанному трудовому договору следует, что впоследствии ФИО2 работала в Администрации муниципального образования <адрес> в должности старшего инспектора (дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ года), заведующей учетно-регистрационного отдела (дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ года), заведующей сектора регистрации и учета в составе отдела по управлению муниципальным имуществом и ведению регистрационного учета (дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ года), заведующей учетно-регистрационного сектора в составе отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом (дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ года).
В материалах дела имеется копия дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которым работодатель принимает работника на работу в Администрацию муниципального образования <адрес> на должность специалиста отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом Администрации муниципального образования <адрес>. ФИО2, согласно отметке от ДД.ММ.ГГГГ на данном соглашении, от подписи отказалась.
Наряду с работой, определенной трудовым договором, ФИО2 с ее письменного согласия в соответствии со ст.ст. 60.2, 151 ТК РФ поручалось выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня дополнительной работы по должности специалиста учетно-регистрационного отдела за дополнительную оплату в размере 11493,22 руб. с учетом НДФЛ в месяц с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору); по должности специалиста учетно-регистрационного отдела и паспортиста учетно-регистрационного отдела за дополнительную оплату в размере 17670,80 руб. с учетом НДФЛ в месяц с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору); по должности начальника отдела МЖК и УМИ за дополнительную оплату в виде ежемесячной надбавки за сложность и напряженность в размере 150 % от должностного оклада заведующего учетно-регистрационного отдела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору).
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору за выполнение трудовых обязанностей ФИО2 как заведующей учетно-регистрационного сектора в составе отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом установлен должностной оклад в размере 7359 руб. Исходя из текста приведенного выше дополнительного соглашения № 12, от подписания которого истица отказалась, работодатель, принимая ее на должность специалиста отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом, устанавливает должностной оклад в размере 6992 руб. в месяц.
ДД.ММ.ГГГГ Главой Администрации села Красноселькуп – Председателем Собрания депутатов ФИО11 Собранию депутатов третьего созыва муниципального образования <адрес> направлено представление об изменении структуры местной Администрации, согласно которому, наряду с другими изменениями, упраздняется сектор регистрации и учета в составе отдела по управлению муниципальным имуществом с одновременным перепрофилированием должности заведующего сектором в должность специалиста и образованием должности муниципального жилищного инспектора. Основание – достижение централизованного подчинения начальнику отдела и задействование сотрудников в работе по общему функциональному предназначению отдела.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов третьего созыва муниципального образования <адрес> утверждена структура Администрации муниципального образования <адрес> и штатная численность сотрудников Администрации муниципального образования <адрес> и ее структурных подразделений. В новой структуре Администрации села предусмотрен отдел муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом, в котором имеются должности: начальник отдела – инспектор муниципального жилищного контроля, ведущий специалист – инспектор муниципального жилищного контроля, специалист, паспортист.
Распоряжением Администрации муниципального образования <адрес> № 310/ю от ДД.ММ.ГГГГ упразднен сектор регистрации и учета в составе отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом Администрации села Красноселькуп с одновременным перепрофилированием должности заведующего сектором в должность специалиста этого отдела и образованием в составе отдела должности муниципальной службы – ведущий специалист – инспектор муниципального жилищного контроля с внесением в реестр муниципальных служащих. Должность паспортиста в составе отдела сохранена.
Из представленных суду копий штатного расписания работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службе, следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Администрации муниципального образования <адрес> имелся сектор регистрации и учета в составе отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом, в котором были предусмотрены должности: заведующий сектором, специалист, паспортист. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в структуре Администрации муниципального образования <адрес> имеется отдел муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом, в котором предусмотрены должности специалиста и паспортиста.
В материалах дела имеется адресованное ФИО2 уведомление об изменении организационных условий труда в порядке ст. 74 ТК РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым Администрация муниципального образования <адрес> уведомляет истицу о планируемом с ДД.ММ.ГГГГ изменении организационных условий труда, связанных с выведением из сектора учета 1-й штатной единицы и ее перепрофилированием в должность инспектора муниципального жилищного контроля, в связи с чем сектор регистрации и учета будет упразднен по минованию административно-организационной надобности, и соответственно замещаемая ФИО2 должность заведующего сектора регистрации и учета в составе отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом будет упразднена и создана должность «Специалист» отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом. Иной вакантной должности, соответствующей ее квалификации, у работодателя не имеется.
ФИО2 отказалась от ознакомления с данным уведомлением, о чем составлен акт. Однако из адресованного Главе Администрации села ее ответа от ДД.ММ.ГГГГ на уведомление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что уведомление истицей изучено. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 сообщила работодателю, что не согласна с переводом на должность «специалиста» отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом с понижением заработной платы и увеличением должностных обязанностей.
Распоряжением Администрации муниципального образования <адрес> № 308к от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении проведения аттестации» на ДД.ММ.ГГГГ назначено собрание комиссии для проведения аттестации работников Администрации села. Следующим распоряжением (№ 309к от ДД.ММ.ГГГГ года) утвержден график проведения аттестации работников Администрации муниципального образования <адрес> на 1 квартал 2014 года. Согласно графику дата и время проведения аттестации ФИО2 – ДД.ММ.ГГГГ в 11-00 ч. Впоследствии аттестация истицы была перенесена на ДД.ММ.ГГГГ в 11-00 ч. (распоряжение № 11к от ДД.ММ.ГГГГ года).
Из копии протокола № от ДД.ММ.ГГГГ аттестационной комиссии и распоряжения Администрации муниципального образования <адрес> №126/1к следует, что ФИО2 признана не соответствующей ранее имеющейся согласно структуре Администрации села Красноселькуп должности заведующего сектором регистрации и учета отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом. Решено считать ФИО2 соответствующей должности специалиста отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом, переименованной из должности заведующей сектором регистрации и учета этого отдела согласно структуре Администрации села Красноселькуп со снятием отдельных функций. Выполняемая ФИО2 работа признана исполнением функциональных обязанностей специалиста отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом ввиду отсутствия в структуре Администрации села сектора регистрации и учета и должности заведующего этим сектором.
С выводами аттестационной комиссии ФИО2 не согласилась, указав ДД.ММ.ГГГГ в протоколе заседания аттестационной комиссии, что проведение коллегиального собеседования проводилось не в спокойной, не исключающей нервозности обстановке; она не могла себя почувствовать уверенно и достойно поучаствовать в диалоге. Ее не выслушали. Был подготовлен необъективный и не подтвержденный достоверными доказательствами отзыв без конкретизации фактов ненадлежащего исполнения обязанностей. От должности специалиста отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом отказывается.
Распоряжением № 126/2к от ДД.ММ.ГГГГ в связи с состоявшейся аттестацией работникам бухгалтерии указано производить с ДД.ММ.ГГГГ оплату труда ФИО2 в соответствии со штатным расписанием по предусмотренной структурой Администрации села Красноселькуп должности специалиста отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом Администрации муниципального образования <адрес> с должностным окладом в размере 6992 рублей. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 под роспись в данном распоряжении указала, что с ним не согласна.
Исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы о признании незаконными действий Администрации муниципального образования <адрес> в части ее перевода с должности заведующего сектором регистрации и учета отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом на должность специалиста отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным
имуществом; о признании незаконными действий ответчика в части возложения на нее дополнительно должностных обязанностей специалиста сектора регистрации и учета отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным жилищным имуществом без соответствующей оплаты труда; о восстановлении ее в прежней должности с выплатой соответствующей заработной платы; о признании незаконными распоряжений Администрации муниципального образования <адрес> №126/1К и № 126/2К от ДД.ММ.ГГГГ, а также о взыскании разницы в заработной плате и оплаты за выполнение дополнительной работы.
Суд считает, что доводы истицы основаны на неверном толковании норм трудового права.
Истица считает, что она переведена работодателем на нижеоплачиваемую должность.
В соответствии со ст. 72.1 ТК РФ перевод на другую работу – постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.
В данном случае имеет место не перевод на другую работу, а предусмотренное ст. 74 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных условий труда, о чем ФИО2 была уведомлена ДД.ММ.ГГГГ года, то есть за два месяца.
Согласно названной статье ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
Требования законодательства при осуществлении мероприятий, предусмотренных ст. 74 ТК РФ, ответчиком соблюдены.
Ссылка истицы на то обстоятельство, что работодатель не может ее уволить, поскольку она имеет ребенка-инвалида и является единственным кормильцем в семье, необоснованна, так как гарантии, предусмотренные ст. 261 ТК РФ, распространяются только на случаи расторжения трудового договора по инициативе работодателя (ст.ст. 71, 81 ТК РФ). Пункт 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ о прекращении трудового договора ввиду отказа работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (ч. 4 ст. 74 ТК РФ) не относится к случаям расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
Нарушений требований законодательства при проведении аттестации ФИО2 судом не установлено.
В силу ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации (пункт 3 части первой настоящей статьи) устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Аттестация ФИО2 проведена в соответствии с постановлением № 183к от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности Администрации муниципального образования <адрес> и ее структурных подразделений».
Доказательств выполнения истицей дополнительной работы, помимо предусмотренной трудовым договором, суду не представлено.
Распоряжением № 133к от ДД.ММ.ГГГГ в целях изучения использования работником ФИО2 своего рабочего времени, ее фактической занятости, степени функциональной загруженности и производительности труда, а также в целях выявления резервов повышения производительности труда и эффективного и рационального использования работодателем кадровых ресурсов создана рабочая группа наблюдателей, которая составила заключение от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно указанному заключению работа, выполняемая ФИО2 входит в четко определенные пределы функциональных задач и полномочий отдела муниципального жилищного контроля и управления муниципальным имуществом и обусловлена Положением об отделе и должностной инструкцией должности специалиста этого отдела, в свою очередь предусмотренную структурой и штатным расписанием Администрации села Красноселькуп.
Анализ норм трудового законодательства позволяет сделать вывод, что контроль количества и качества выполняемой работником работы входит в круг правомочий работодателя (ст.ст. 86, 209 ТК РФ).
Истица ссылается на незаконное привлечение ее к дисциплинарной ответственности.
Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Порядок применения дисциплинарных взысканий регламентирован ст. 193 ТК РФ, в силу которой до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Распоряжением № 291к от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием на рабочем месте к ФИО2 за нарушение п. 5.1 раздела 5 Правил внутреннего трудового распорядка Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №9к применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Распоряжением № «к» от ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения нарушений трудового законодательства при применении дисциплинарного взыскания к ФИО2 дисциплинарное взыскание в виде замечания, примененное распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № «к» снято.
Таким образом, работодатель сам признал, что при привлечении истицы к дисциплинарной ответственности в данном случае им допущено нарушение трудового законодательства. Уважительность причин отсутствия работника ФИО2 на рабочем месте ДД.ММ.ГГГГ подтверждается материалами дела.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания в связи с нарушением Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «к» и доведенных до сведения сотрудника под роспись, несоблюдение которых выразилось в оставлении рабочего места для табакокурения в неустановленное для технологического перерыва время, на основании докладной записки ведущего специалиста правового, кадрового и документационного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ года.
Суд считает привлечение ФИО2 к дисциплинарной ответственности в данном случае правомерным. Порядок применения дисциплинарного взыскания соблюден. Судом исследованы докладная записка от ДД.ММ.ГГГГ года, объяснения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ года, Правила внутреннего трудового распорядка Администрации муниципального образования <адрес>.
Исходя из п.п. 5.1, 5.2 указанных Правил внутреннего трудового распорядка для работников Администрации села установлены перерывы продолжительностью по 15 минут с 10-30 часов и с 16-00 часов.
Факт курения ДД.ММ.ГГГГ в 11-10 часов истицей ФИО2 не оспаривается.
Подписью ФИО2 в журнале учета ознакомления с локальными нормативными актами организации – Администрации муниципального образования <адрес> подтверждается факт ее ознакомления с постановлением № 9к от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка.
То обстоятельство, что ФИО2 ознакомлена с распоряжением № 70к от ДД.ММ.ГГГГ «О запрете курения табачных изделий» ДД.ММ.ГГГГ не влияет на привлечение ее к дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего трудового распорядка.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение факт неправомерного привлечения ФИО2 к дисциплинарной ответственности в виде замечания на основании распоряжения № 291к от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит требования истицы о возмещении морального вреда, причиненного данными действиями работодателя, обоснованными. Определяя размер компенсации морального вреда суд исходит из конкретных обстоятельств данного дела с учетом объема и характера причиненных истице нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости. Суд считает справедливым взыскать в пользу истицы с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
Требования о компенсации морального вреда в остальной части не подлежат удовлетворению, поскольку судом не установлен факт иных неправомерных действий работодателя по отношению к работнику.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Администрации муниципального образования <адрес> о признании действий и распоряжений незаконными, о восстановлении в прежней должности, о взыскании разницы в заработной плате, оплаты за выполнение дополнительной работы и компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации муниципального образования <адрес> в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 1000 (одна тысяча) рублей за неправомерное привлечение к дисциплинарной ответственности в виде замечания на основании распоряжения № 291к от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноселькупский районный суд <адрес>.
Судья И.В. Себехова