Дело № 5-54/2014
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 

    «28» августа 2014 года с. Корткерос, ул. Советская, д. 187
 

 

    Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Мокрецов В.А., с участием главы администрации СП «Мордино» - Турубанова С.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
 

    Администрации муниципального образования сельского поселения «Мордино», ОГРН 1061113001487, ИНН 1113006816, юридический адрес: <адрес>,
 

установил:
 

    согласно протоколу ХХХ (ВН) об административном правонарушении от 07.08.2014, составленному государственным инспектором Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми (Россельхознадзор) ФИО4, <дата> в 14 часов 00 минут в ходе проведения плановой документарной проверки и рассмотрения документов ХХХ от <дата> администрации МО СП «Мордино» по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения требований ветеринарного законодательства РФ, а именно не определен вплоть до 14.07.2014 порядок отлова безнадзорных животных, их содержания и использования, который устанавливает местная администрация, регламентированный нормативным документом по профилактике и борьбе с бешенством животных. Таким образом, юридическое лицо – администрация МО СП «Мордино», имея реальную возможность для соблюдения правил и норм, не приняла все меры по их соблюдению, чем нарушила ст. 1, 2, 23 Закона РФ «О ветеринарии» № 4979 от 14.05.1993, п. 4.8, 4.9 ст. 4 «Санитарные правила. СП 3.1.096-96. Ветеринарные правила ВП 13.3.1103-96. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство», утвержденных Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 № 23, п. 1 ст. 4, п.п. 8, 23, 26 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131- ФЗ.
 

    За данное административное правонарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Глава администрации СП «Мордино» Турубанов С.А. в судебном заседании не согласился с нарушениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении, суду пояснив, что мероприятия в области ветеринарии не входят в полномочия сельского поселения, а отнесены к ведению «района».
 

    Представители Управления Россельхознадзора по РК были надлежащим образом извещены о рассмотрении протокола, однако в судебное заседание не явились. Не ходатайствовали об его отложении, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
 

    Заслушав явившихся в суд лиц, изучив представленные документы, суд приходит к следующим выводам.
 

    На основании распоряжения и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми ФИО10 от ХХХ заместителем начальника отдела государственного земельного надзора ФИО8., государственным инспектором отдела ветеринарного надзора и пограничного ветеринарного контроля на Государственной границе РФ и транспорте Управления Россельхознадзора по Республике Коми ФИО9. проведена проверка в отношении администрации сельского поселения «Мордино» по соблюдению требований ветеринарного законодательства РФ. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований ветеринарного законодательства РФ, указанные в протоколе об административном правонарушении № ХХХ от <дата>.
 

    Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
 

    Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, одними из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
 

    Судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, согласно ст. 26.2 КоАП РФ, на основании любых фактических данных (доказательств).
 

    Частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных.
 

    В силу статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) регулируется обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
 

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.
 

    Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
 

    В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п. 1 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ). В частности, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере, предусматривающее как перечень конкретных мер, так и определение круга лиц, обязанных их осуществлять за счет средств регионального бюджета. Однако такое регулирование должно осуществляться в пределах собственных полномочий и в соответствии с действующими федеральными нормами, не нарушать основных принципов государственно-правового устройства, в частности, принципа самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации.
 

    Из акта проверки Управления Россельхознадзора по РК ХХХ (ХХХ) от <дата> следует, что в ходе проведенной плановой документарной проверки в отношении администрации МО СП «Мордино» в период <дата> с 09 часов 00 мин. до 11 час. 00 мин, <дата> с 14 час. 00 мин до 15 час. 00 мин., <дата> с 09 час 00 мин до 15 час 10 мин, выявлены нарушения обязательных требований ветеринарного законодательства РФ: не определен вплоть до <дата> порядок содержания, регистрации и учета собак и кошек в <адрес>, а также порядок отлова безнадзорных животных, их содержания и использования, регламентированный нормативным документов по профилактике и борьбе с бешенством животных. Нарушены ст. 1, 2, 23 Закона РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993, п. 4.6, 4.8, 4.9 ст. 4 «Санитарные правила. СП 3.1.096-96. Ветеринарные правила ВП 13.3.1103-96. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство», утвержденные Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 № 23.
 

    Согласно пункту 4.6, 4.8, 4.9 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство» порядок содержания, регистрации и учета собак и кошек в населенных пунктах определяет местная администрация.
 

    Собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.
 

    Порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.При этом, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 88 вышеуказанный свод правил утратил силу в части санитарно-эпидемиологических требований.
 

    Действующим постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей», которые не содержат требований о необходимости установления администрациями сельских поселений порядка содержания, регистрации и учета собак и кошек в населенных пунктах, а также сроков доставления собак и кошек, принадлежащих животноводческим хозяйствам, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам – владельцам животных в ветеринарные лечебно–профилактические учреждения для осмотра, диагностических исследований, предохранительных прививок антирабической вакцины (против бешенства).
 

    Администрация СП «Мордино» на запрос Управления Россельхознадзора по РК от <дата> № ХХХ о предоставлении утвержденного порядка (правил) содержания, регистрации, учета собак и кошек в населенных пунктах, порядка отлова безнадзорных животных, их содержания и использования, сведений об установлении сроков проведения профилактической вакцинации домашних животных населения от бешенства, сообщила, что соответствующие документы не утверждены в связи с отсутствием в законодательстве таких требований, в связи с чем орган государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора счел его отсутствие за нарушение требований п. 4.6, 4.9 и 4.9 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство».
 

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (абз.3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
 

    Согласно статьям 5,6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
 

    Согласно подпунктам 49, 49.1 и 49.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства; осуществления регионального государственного ветеринарного надзора.
 

    При этом, статьями 14, 14.1, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» определен круг вопросов местного значения, закреплены права органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В соответствии со статьей 18 данного Федерального закона перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в этот Федеральный закон.
 

    Анализ законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации, в соотношении с изложенными нормами, позволяет прийти к выводу о том, что в названной сфере законодатель не отнес к вопросам местного значения ни один из названных вопросов регулирования, указанных в протоколе об административном правонарушении.
 

    Кроме того, исходя из ранее действующего п. 4.1 СП 3.1.096-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных» АСП «Мордино» должна была установить срок для доставления животных их владельцами в ветеринарные лечебно-профилактические учреждения для осмотра, диагностических исследований и предохранительных прививок антирабической вакцины. Причем из прямого толкования нормы следует, что указанные сроки администрация устанавливает не произвольно, а по представлению главного государственного ветеринарного инспектора района (города).
 

    Вместе с тем, данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела установлено не было.
 

    Обязанность же органов местного самоуправления по собственной инициативе устанавливать данные сроки по доставлению животных их владельцами в ветеринарные лечебно-профилактические учреждения для осмотра, диагностических исследований и предохранительных прививок антирабической вакцины при отсутствии соответствующего представления административного органа действующим законодательством не предусмотрена.
 

    В целях усиления профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний животных бешенством и другими болезнями, упорядочения содержания собак и кошек в городах, других населенных пунктах и создания условий, исключающих возможность причинения ими вреда здоровью людей, Советом Министров РСФСР было издано Постановление от 23 сентября 1980 г. № 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР», в соответствии с которым приняты Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденные Минжилкомхозом РСФСР 12.06.1981, Минсельхозом РСФСР 24.06.1981, Минздравом РСФСР 24.06.1981, Минюстом РСФСР 03.07.1981, распространяющиеся на предприятия, учреждения и организации (кроме предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР), а также на граждан - владельцев собак и кошек (п. 1.1).
 

    При таких обстоятельствах, суд не усматривает в бездействии администрации сельского поселения «Мордино» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 10.6 КоАП РФ.
 

    В силу положений ст. 29.9 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
 

    Пункт 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ об административных правонарушениях в качестве обстоятельства, исключающего производство по делу, предусматривает отсутствие состава административного правонарушения.
 

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
 

постановил:
 

    производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 10.6 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации сельского поселения «Мордино», прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения.
 

    Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Корткеросский районный суд РК.
 

    Судья              В.А. Мокрецов