Дело № 2-141/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    с. Константиновка 24 апреля 2014 г.
 

    Константиновский районный суд Амурской области в составе:
 

    председательствующего судьи: Ковалёвой Ю.В.,
 

    при секретаре: Городничевой О.С.,
 

    с участием помощника прокурора Константиновского района Амурской области: Краснова А.В.,
 

    представителя ответчика: Платонова П.Е.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Константиновского района Амурской области, выступающего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ритм» о признании незаконным бездействие ООО «Ритм» о признании бездействия в части не произведения расчета за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятия мер по постановлке на учет в Росприроднадзоре по Амурской области, незаконным и обязании встать на учет в Управление Росприроднадзора по Амурской области и произведении расчета за оказание негативного воздействия на окружающую среду,
 

 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор Константиновского района Амурской области, выступающий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд к обществу с ограниченной ответственностью «Ритм» о признании незаконным бездействие ООО «Ритм» по непринятию мер по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и об обязании совершения действий, направленных на получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником.
 

    В обоснование своих требований прокурор указал на то, что прокуратурой Константиновского района, в соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории Константиновского района, в ходе которой установлено, что администрацией ООО «Ритм» допускаются нарушения вышеуказанного законодательства.
 

    В ходе проверки, проведенной прокуратурой Константиновского района, установлено, что ООО «Ритм» имеет 1 стационарный источник загрязнения, а именно угольную котельную, по средствам которой, в процессе производственной деятельности осуществляется выброс в атмосферный воздух вредных веществ, а также образование отходов. Транспортное средство трактор «ЮМЗ» эксплуатируемый предприятием, администрацией ООО «Ритм».
 

    Поэтому в деятельности ООО «Ритм» образуются отходы, негативно влияющие на окружающую природную среду.
 

    На момент проверки ООО «Ритм» на учете в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в реестре природопользователей, осуществляющих платежи за негативное воздействие на окружающую среду не состоит.
 

    При этом, на момент проверки, администрацией ООО «Ритм» мер по постановке на учет в качестве природопользователя, осуществляющего платежи за негативное воздействие на окружающую среду не приняло.
 

    Таким образом, отсутствие регистрации ООО «Ритм» в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по Амурской области влечет за собой невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, что в свою очередь влечет недополучение бюджетами РФ, Амурской области и Константиновского района денежных средств, что не позволяет увеличить расходную часть бюджетов, в том числе на природоохранные мероприятия.
 

    В связи с чем, просит признать бездействие ООО «Ритм» в части не произведения расчета за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятия мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по Амурской области, незаконным. Обязать ООО «Ритм» встать на учет в Управлении Росприроднадзора по Амурской области, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду, в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Константиновского района Краснов А.В. на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
 

    Представитель ответчика – Платонов П.Е. с иском согласился.
 

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области: в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дне, месте и времени судебного заседания, о причинах неявки не сообщил.
 

    В поступивших в суд возражениях указан на то, что в соответствии с ч. 2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
 

    Частями 1 и 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
 

    Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Законом №7-ФЗ, иными федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ.
 

    Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 утверждены Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
 

    В соответствии с пунктом 1 Порядка установлено, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими виды вредного воздействия, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, на основании Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 №632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды. размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
 

    С учетом приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
 

    Пунктом 3 Порядка установлено, что Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
 

    Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.
 

    Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23,06.2010 № 780 и Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации» функции федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере природопользования, в части касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в том числе функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.
 

    В соответствии с материалами дела, прокуратурой Константиновского района проведена проверка в отношении ООО «Ритм» по факту соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в части постановки на учет в Управлении и своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
 

    По информации, содержащейся в материалах дела, установлено, что в результате своей деятельности Общество осуществляет негативное воздействие на окружающую среду.
 

    Кроме того, невыполнение требований законодательства об охране окружающей среды нарушает не только интересы Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования в области охраны окружающей среды, но и права граждан на благоприятную среду, гарантированные статьёй 42 Конституции Российской Федерации, поскольку Общество, оказывая в силу своей деятельности негативное воздействие на окружающую среду, плату, денежные средства от которой направляются на природоохранные мероприятия, не вносит.
 

    По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Ритм» не зарегистрировано в Управлении в качестве природопользователя, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду и вносящего плату.
 

    Суд, выслушав мнение участников процесса, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области.
 

    Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, в своей совокупности считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям:
 

    В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
 

    В соответствии с положениями гражданского процессуального законодательства, а также положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований прокурор выступает в качестве их представителя, поскольку действует в силу закона в их интересах.
 

    Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов.
 

    Несоблюдение требований законодательства об охране атмосферного воздуха нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду и является основанием для обращения прокурора в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц.
 

    Таким образом, данный иск подан в суд прокурором Константиновского района правомерно и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
 

    Так, согласно ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2012г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
 

    В соответствии с требованиями ч.1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
 

    Согласно ч.1. ст. 39 вышеуказанного Федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии итребования в областиохраны окружающей среды.
 

    В силу ч. 2 ст. 16 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площадки, загрязнение недр, почв, размещение объектов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
 

    В соответствии с требованиями ч.ч.1 и 3 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным.
 

    Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.
 

    В соответствии с п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, других видов вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 28 августа 1992 г. N 632 настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
 

    выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
 

    сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов;
 

    другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и : авиационные воздействия и т.п.).
 

    В силу п.6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, других видов вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
 

    В соответствии с п.5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
 

    Согласно Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 и Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ» функции федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере природопользования в сфере охраны окружающей среды, в части касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
 

    На территории Амурской области функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области.
 

    На основании ч.1 ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет- 20%, бюджет субъекта РФ -40%, местный бюджет-40%.
 

    Как следует из материалов дела – выписки из единого государственного реестра юридических лиц, уведомления о регистрации юридического лица в территориальном органе ПФР по месту нахождения на территории РФ, Устава ООО «Ритм», Уведомления о регистрации в качестве страхователя, свидетельства о постановке на учет ООО «Ритм» в налоговом органе, акта приема-передачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Крестовоздвиженского сельсовета, кадастрового паспорта, договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Крестовоздвиженского сельсовета, договора купли-продажи движимого имущества (основного средства), паспорта самоходной машины и других видов техники и иных доказательств, что ООО «Ритм» имеет один стационарный источник загрязнения, а именно угольную котельную, по средствам которой, в процессе производственной деятельности осуществляется выброс в атмосферный воздух вредных веществ, а также образование отходов. Транспортное средство трактор «ЮМЗ» эксплуатируемый предприятием, администрацией ООО «Ритм».
 

    Соответственно в деятельности ООО «Ритм» образуются отходы, негативно влияющие на окружающую природную среду.
 

    Как следует из материалов дела – списка юридических лиц и индивидуальных предпринимаелей Константиновского района, состоящих на учете в Управлении Росприроднадзора по Амурской области, ООО «Ритм» на учете в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в реестре природопользователей, осуществляющих платежи за негативное воздействие на окружающую среду не состоит и мер по постановке на учет в качестве природопользователя, осуществляющего платежи за негативное воздействие на окружающую среду не принимает.
 

    Таким образом, отсутствие регистрации ООО «Ритм» в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по Амурской области влечет за собой невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, что в свою очередь влечет недополучение бюджетами РФ, Амурской области и Константиновского района денежных средств, что не позволяет увеличить расходную часть бюджетов, в том числе на природоохранные мероприятия.
 

    Установленные обстоятельства представитель ответчика в судебном заседании не оспаривала.
 

    Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отсутствие регистрации ООО «Ритм» в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по Амурской области, расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду, которые должны быть согласованны уполномоченным органом - Роспироднадзором, влечет невнесение указанным природопользователем платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь влечет недополучение бюджетами РФ, Амурской области, Константиновского района денежных средств, и как следствие не позволяет за счет данных бюджетов увеличить расходы на реализацию обязательств, выполнение которых возложено Федеральным законодательством на органы государственной власти и органы местного самоуправления, в т.ч. в социальных и иных сферах правоотношений, что влечет нарушение прав жителей Константиновского района, предусмотренных Конституцией РФ.
 

    На основании изложенного, суд полагает, что требования прокурора Константиновского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
 

    В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия в случае, если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Так, учитывая обстоятельства дела, процедуру оформления расчета и постановки в соответствующий уполномоченный орган, на основании ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым определить срок исполнения судебного решения в один месяц с момента вступления решения в законную силу.
 

    Согласно ч.1ст.103 ГПКРФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
 

    При подаче иска прокурор Константиновского района в соответствии с п.9 ч.1ст.333.36 НКРФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
 

    Ответчик не относится к категории лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, поэтому с него также подлежит взысканию и госпошлина.
 

    В силу ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
 

    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для организаций - 4 000 рублей.
 

    Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что ООО «Ритм» должен уплатить государственную пошлину в размере 4000 рублей.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

 

Р Е Ш И Л:
 

 

    Исковые требования прокурора Константиновского района Амурской области, удовлетворить.
 

    Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Ритм» в части не произведения расчета за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятия мер по постановке на учет в Управлении Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, назаконным.
 

    Обязать в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, общество с ограниченной ответственностью «Ритм», основной государственный регистрационный номер № встать на учет в Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду.
 

    Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ритм» основной государственный регистрационный номер № государственную пошлину в доход государства в размере 4000 рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Константиновский районный суд Амурской области, в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Копия верна
 

    Председательствующий Ю.В. Ковалёва
 

Решение в окончательной форме принято «29» апреля 2014 года.