Дело № 2-145/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    с. Константиновка «24» апреля 2014 г.
 

    Константиновский районный суд Амурской области в составе:
 

    председательствующего судьи: Ковалёвой Ю.В.,
 

    при секретаре: Городничевой О.С.,
 

    с участием помощника прокурора Константиновского района Амурской области: Краснова А.В.,
 

    ответчика: индивидуального предпринимателя Пестовой Н.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Константиновского района Амурской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Пестовой Н.С. о признании бездействия по не принятию мер по проведению специальной оценки условий труда незаконным и обязании проведения специальной оценки условий труда,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор Константиновского района Амурской области, выступающий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Пестовой Н.С. о признании бездействия по не принятию мер по проведению специальной оценки условий труда незаконным и обязании проведения специальной оценки условий труда.
 

    В обоснование своих требований прокурор указал на то, что прокуратурой Константиновского района, в соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», п.1 плана работы межведомственной рабочей группы по противодействию нарушениям в социальной и миграционных сферах на первое полугодие 2014 года, проведена проверка исполнения предприятиями автотранспортной сферы и общественного питания района законодательства об охране труда, в ходе которой установлено, что ИП Пестовой Н.С. требования вышеуказанного законодательства выполняются не в полном объеме. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения законодательства об охране труда. Штатным расписанием на 2013 год, а также штатным расписанием на 2014 год индивидуальным предпринимателем Пестовой Н.С. утверждено 2 рабочих единицы в кафе <данные изъяты> в <адрес> по следующим должностям: повар, рабочий по кухне. Однако прокуратурой района установлено, что специальная оценка условий труда ИП Пестовой Н.С. в кафе <данные изъяты>, расположенном в <адрес>, не проводилась. Однако аттестация рабочих мест ИП Пестовой Н.С. до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», т.е. до 01.01.2014, не проводилась. Следовательно, бездействие ИП Пестовой Н.С. по проведению специальной оценки условий труда аттестации нарушают права неопределенного круга лиц, что является недопустимым. В связи с чем, просит суд признать бездействие индивидуального предпринимателя Пестовой Н.С. по не принятию мер по проведению специальной оценки условий труда, незаконным и обязать индивидуального предпринимателя Пестову Н.С. в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести специальную оценку условий труда.
 

    Помощник прокурора Константиновского района Краснов А.В.,в ходе судебного заседания на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объёме по доводам, изложенным в иске.
 

    Ответчик индивидуальный предприниматель Пестова Н.С., исковые требования, признала в полном объёме и пояснила, что она уже прошла учёбу и начинает подготовку для проведения специальной оценки условий труда своего предприятия.
 

    Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела в их совокупности, приходит к следующим выводам:
 

    Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод граждан, защищаемых в порядке гражданского производства, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
 

    В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
 

    Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
 

    При этом частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.
 

    На основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных прокурором требований.
 

    Статья 37 Конституции РФ закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
 

    В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания.
 

    Согласно ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. Реализация указанного права обеспечивается возложением на работодателя соответствующих обязанностей по охране труда.
 

    В частности, в соответствии со ст.ст. 22; 212 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
 

    Статья 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашает обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты.
 

    В соответствии со ст. 209 ТК РФ под условиями труда понимается - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
 

    В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
 

    В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя,…. проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
 

    Таким образом, работодатель – индивидуальный предприниматель Пестова Н.С. в силу действующего трудового законодательства обязана обеспечить работников безопасными условиями и охраной труда.
 

    Согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона
 

    Согласно ч.3 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
 

    Иные ограничение в проведении специальной оценки условий труда законодательством не предусмотрены, из чего следует, что все иные рабочие места подлежат специальной оценки условий труда.
 

    В соответствии с ч.4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона.
 

    Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, прокуратурой Константиновского района Амурской области проведена проверка исполнения законодательства об охране труда у индивидуального предпринимателя Пестовой Н.С.
 

    Установлено, что согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ, индивидуальный предприниматель Пестова Н.С. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    Согласно штатному расписанию, составленному индивидуальным предпринимателем Пестовой Н.С., у индивидуального предпринимателя Пестовой Н.С. специальной оценки условий труда подлежит 2 рабочих места.
 

    Как было установлено в судебном заседании, в совокупности с пояснениями ответчика, следует, что у индивидуального предпринимателя Пестовой Н.С. не была проведена аттестация рабочих мест по специальностям: повар и рабочий по кухне, до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», то есть до 01.01.2014 года.
 

    Таким образом, индивидуальный предприниматель Пестова Н.С. осуществляет деятельность, в нарушение требований ст. 22; 212 ТК РФ, а также Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», поскольку на предприятии не проведена специальная оценка условий труда и аттестация на 2 рабочих местах.
 

    Установленные обстоятельства ответчиком в судебном заседании не оспаривались.
 

    Доказательств надлежащего исполнения данной обязанности и проведения специальной оценки условий труда всех рабочих мест ответчиком в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ на дату рассмотрения дела в суде, представлено не было.
 

    Исходя из вышеизложенного, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора основаны на законе и подтверждены представленными в материалах дела доказательствами, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме.
 

    Разрешая вопрос о сроках для устранения допущенных нарушений трудовых прав работников индивидуального предпринимателя Пестовой Н.С., учитывая, что в настоящее время между индивидуальным предпринимателем Пестовой Н.С. и организацией проводящей специальную оценку условий труда договор, на проведение работ по оценке фактического состояния условий труда на 2 действующих рабочих места, не заключён, суд, принимая во внимание, ч.4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», о том, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, суд считает необходимым определить срок исполнения судебного решения в шесть месяцев.
 

    Таким образом, суд полагает признать установленным, что индивидуальный предприниматель Пестова Н.С., не предприняла своевременно необходимых мер для проведения специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством, что свидетельствует о незаконном бездействии индивидуального предпринимателя Пестовой Н.С., возлагая на ответчика обязанность по проведению специальной оценки условий труда.
 

    В соответствии с.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
 

    Учитывая, что истец при подаче искового заявления от уплаты государственной пошлины освобождён на основании п.9 ч. 1 с. 333.36 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 400 рублей
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования прокурора Константиновского района Амурской области, удовлетворить.
 

    Признать бездействие индивидуального предпринимателя Пестовой Н.С. по не принятию мер по проведению специальной оценки условий труда, незаконным.
 

    Обязать в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу индивидуального предпринимателя Пестову Н.С. провести специальную оценку условий труда 2 рабочих места.
 

    Взыскать с индивидуального предпринимателя Пестовой Н.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Константиновский районный суд Амурской области, в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Копия верна
 

    Судья: Ю.В. Ковалёва
 

 

 

Решение в окончательной форме принято «29» апреля 2014 года.